Статья: «Применение ИКТ на уроках биологии»

Использование современных информационных технологий в учебном процессе помогает повысить качество преподаваемого учебного материала и усилить эффективность образования студентов. Использование компьютерных технологий позволяет организовать обучение студентов, обладающих различными способностями, различным уровнем мотивации к обучению. Учебные занятия с использованием ИКТ развивают интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Главной задачей преподавателя биологии использовать на занятиях не только вербальный способ обучения, но и другие способы и средства обучения.
Современная молодежь все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из интернета. Поэтому использование информационных технологий при изучении биологии поднимает уровень обученности студентов при низкой мотивации учащихся.
Использовать или нет информационные технологии на занятиях биологии, решает преподаватель, основываясь на свой педагогический опыт. Используя возможности компьютерных технологий можно моделировать биологические процессы, проводить лабораторные и практические работы, осуществлять контроль знаний студентов, организовать самостоятельную работу, объяснять и закреплять новый материал.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и студента наиболее интенсивной, насыщенной, продуктивной, что повышает качество обучения по предмету.
Информационные технологии позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Развитие личности студента, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества с использование ИКТ происходит через:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивнойдеятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
Использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации и лекции, фильмы), при обработке умений и навыков (тестирование), а также во время проведения лабораторных работ. При проведении лабораторных работ использование виртуальных опытов может стать эффективным помощником преподавателя, когда невозможно осуществить работу в школьной лаборатории, из-за отсутствия необходимого оборудования.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у обучающихся системы мыслеобразов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Другая сторона работы с сетевыми ресурсами –это разработка и создание материалов самими учащимися. Результатом этого вида деятельности может стать создание презентаций, сообщений, рефератов, докладов, видеороликов.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию обучения.
Использование на уроках биологии интерактивной доски:
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
учащиеся начинают работать более творчески
отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся.
Информационные технологии можно использовать в проектно - исследовательской деятельность студентов.
Проект это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Студенты намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, само решение, сравнивают полученное с требуемым результатом.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Новые информационные технологии, использование мультимедийных систем позволяют, разгрузить преподавателя, и повысить заинтересованность студентов в предмете, и, в конце концов, разнообразить занятия, углубить знания студентов.
Информационные технологии работают на конкретного студента. Студент берет столько, сколько может усвоить, работает в индивидуальном темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
многоаспектное развитие студента
подготовку студента к жизни в условиях информационного общества
реализацию социального заказа, согласно получаемого профессионального образования
экономию времени на занятии;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность  одновременного  использования  аудио-,  видео-,  мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции студентов,
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студента, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

15