Живите так, как вас ведёт звезда…» ( Поэтический классный час, посвященный Сергею Есенину).
Тема: « Живите так, как вас ведёт звезда»
( Поэтический классный час, посвященный Сергею Есенину).
Цель: 1. Способствовать осознанию значимости творчества С.Есенина в судьбе России.
2. Способствовать умению оценивать художественное слово.
3. Воспитать чувство любви к Родине, к судьбам тех, кто создавал историю.
Оборудование: презентация по творчеству С.Есенина.
( звучит романс « Отговорила роща золотая».)
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
Живите так, как вас ведёт звезда - тема сегодняшней нашей встречи и посвящена она великому поэту – Сергею Александровичу Есенину.
2005 год стал годом Есенина. В этом году 3 октября Россия отметила 110-летие со дня рождения великого русского поэта, вдохновенного певца России, русской природы, красивого и доброго человека, нежно и трепетно любившего всё живое на земле.
Попытаемся осознать значимость творчества поэта в судьбе России.
За очень короткий отрезок времени Есенину удалось то, чего многие добивались десятилетиями творчества. С.Есенин стал признанным мастером стиха, величайшим поэтом России, достойным преемником пушкинской славы – ещё при жизни. Но путь поэта не был усыпан цветами: каждая строчка стихотворений выстрадана сложными перипетиями его короткой, дерзкой, неповторимой жизни». С.Есенин предвидел своё всемирное признание:
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Всенародное признание этого художника есть нечто гораздо большее, чем только его популярность. Его поэзия – словно мы сами.
Один из великих людей сказал как-то, что когда умирают крупные личности, они «должны быть сохранены не только в своём творчестве, но и в своей личной жизни».
Сегодняшний классный час приоткроет завесу тайны над личной жизнью поэта, познакомит вас с его прекрасной возлюбленной, которая вдохновляла поэта на создание шедевров любовной лирики.
Поэт:
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ведущий 1.
Сергей ЕсенинСколько чувства, сколько душевного трепета и тоски в его стихотворениях!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ведущий 2.
Айседора Дункан. Поэзия её танца столь же прекрасна, как музыка есенинских стихотворений.
Танцовщица.
« Художественно изобразить то, что более здорово, прекрасно и нравственно,- вот миссия танцовщицы, и этой миссии я посвящу свою жизнь».
Ведущий 1.
Их встреча словно была предопределена Судьбой – Судьбой, в которую верили оба.
Ведущий 2.
Прекрасной и трагической страницей жизни стала для каждого из них эта встреча.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Поэт:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел
про любовь,
В первый раз отрекаюсь
скандалить.
Был я весь – как запущенный
сад,
Был на женщин и зелие
падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чтец:
« Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха.
Гибкий, буйный, как ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль – разве можно определить? Все это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность».
Ведущий 1.
Таким предстаёт Есенин в воспоминаниях современника. Это был человек во многом непредсказуемый, самолюбивый, не позволяющий собою руководить, не вписывающийся в рамки общепринятых норм.
Ведущий 2.
А за спиною Айседоры – взлёты и падения, признание и насмешки, известность и скандалы, громкие романы и гибель детей Единственным сокровищем, единственным её достоянием был танец. Вот как отозвался о нем очевидец.
Чтец:
« Айседора танцует все то, что другие люди говорят, поют, пишут или рисуют. Красота, простая, как природа. Потрясающая пластическая чувственность. Её тело словно околдовано музыкой. Вы сами как будто купаетесь в музыке. Потом – её выразительные руки Вы слышали когда-нибудь о перевоплощении посредством рук? Руки Дункан выразительны так же, как и её лицо. А ноги? Ведь это были босые ноги, что явилось сенсацией вечера. Они выразительны так же, как и всё у неё, а иногда красноречивее»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Танцовщица:
«Некогда танец был самым благородным искусством. Он снова должен стать таковым».
( хореографическая композиция).
Поэт:
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твоё звенит,
Словно августовская прохлада?
Чтец:
«Это упавшие жёлтые осенние листья, которые нетерпеливой рукой треплет ветер, и они не могут остановиться и кружатся в водовороте.
Или это рожь перед бурей, когда под вихрем она не пригибается к земле, а вот-вот, кажется, сорвётся с корня и понесёт неведомо куда»
Поэт:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белёсых –
Всё явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Ведущий 1.
Родом из Сан-Франциско, из бедной семьи, она училась танцу дома, затем в балетной школе Нью-Йорка, - из этой школы Айседора ушла, потому что условности классического балета казались ей уродливыми и неестественными, и она не считала нужным скрывать своё мнение. Эта «странная девушка» останавливалась в музеях перед слепками с античных статуй и пыталась копировать их пластику. Окружающим она говорила, что открыла «танец будущего», только её гениальность ещё не совсем очевидна – увы, люди слепы
Ведущий 2.
Оба они были бунтарями, ниспровергателями устаревших истин, гордыми и независимыми, - и одинокими. Им обоим было знакомо и поклонение, демонстративное непонимание- «это не искусство» или «это хулиганство» Может быть, поэтому их встреча оставила глубокий след в душах и судьбах каждого.
( проецируется фотопортрет С.Есенин и А.Дункан.)
Поэт:
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
Ведущий 1.
Айседора и Есенин впервые встретились в одной из художественных студий Москвы, на полубогемной вечеринке. Чувство Есенина было внезапным и горячим. Позже Айседора скажет, что три года, проведённые в России, несмотря на все невзгоды, были счастливейшими в её жизни.
Айседора пленилась Есениным, что совершенно естественно. Роман был ураганный»
Ведущий 2.
Айседору поразил «страстный напор славянской души», трепетная нежность, детская незащищенность поэта. Об их романе говорили много. Одни – с завистью, другие – с восхищением, третьи – с состраданием. А некоторые просто отказывались верить, что перед ними настоящий роман, а не мистификация.
Это была любовь, которую жаждали родственные души, уставшие от поисков, утрат и разочарований.
Поэт:
Мне бы только смотреть
на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем
упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Танцовщица:
« Я полагаю, что правда и взаимное доверие являются первыми принципами любви».
Ведущий 1.
Второго мая 1922 года они женятся и даже собирались венчаться в церкви Большого Вознесения – « как Пушкин»
Поэт:
О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли,
где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Ведущий 2.
Она вывозит Есенина в Европу, затем в Америку. Балерина даёт триумфальные концерты в огромных залах, имеет бешеный успех
Поэт:
« Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь больше ничего нет. Здесь едят и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа»
Ведущий 1
У Есенина были свои представления о свободной и счастливой жизни. Он мыслил очищение души через возвращение к тому, что изначально было ему дорого и близко.
Есенин и Айседора возвратились в Россию в августе 1923 года, но их дороги уже расходятся. Вскоре Дункан уехала из России. А дни Есенина были уже сочтены.
Чтец:
Не искал ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом
Я любил этот дом деревянный,
В брёвнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Ведущий 2.
В конце декабря 1925 года Есенина не стало. Хоронили его 31 числа; в Москве стояла оттепель. Айседора была в Париже.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Танцовщица: « Трагическая смерть Есенина причинила мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гениальность. Не удовлетворённый всеми этими дарами, его отважный дух искал невозможного Дух его будет жить в душе русского народа и в душах всех, любящих поэзию».
Поэт:
Пусть не сладились, пусть
не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе
гнездились-
Значит, ангелы жили в ней.
Танцовщица: « Я была потрясена смертью Сергея, но я оплакивала его и рыдала о нём столько долгих часов, что, кажется, истощила все человеческие возможности к страданию»
Поэт:
Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шелк,
Я искал в этой женщине
счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Ведущий 1.
Меньше чем через 2 года нашла свою гибель и Айседора. А в школе-студии имени Айседоры Дункан дети, узнав о смерти своей великой наставницы, танцевали в день её похорон «Арию» Баха. Так завещала Айседора Дункан.
Чтец:
Любовь, любовь – гласит
Преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой
Ведущий 2.
Он словно дразнил судьбу, с пылом, рвением и отвагой кидаясь в водовороты дружбы, страстей, творчества. Он знал, что век ему отпущен недолгий, и жил отчаянно, ярко и талантливо.
Чтец:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Поэт:
Много дум в тишине я
продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что дышал я
и жил.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь,
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той земле не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Заключительное слово учителя:
Итак, сегодня мы с вами познакомились с легендарной личностью ХХ столетия, великим поэтом и просто человеком Сергеем Есениным.
Что нового вы узнали из сегодняшней встречи?
Что было наиболее интересным?
Согласны ли вы с точкой зрения Сергея Есенина, которая соответствует теме классного часа, что человек сам творит свою судьбу?
Обоснуйте своё мнение.
Как вы думаете, почему тема сегодняшнего классного часа звучит именно так?
От жизни человеческой, от веков, от поколений остаётся на земле высокое, доброе и прекрасное. Так и от жизни С. Есенина осталось его высокое,
доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую литературу и останется с нами навсегда.
Можно по-разному толковать обстоятельства жизни Сергея Есенина и оценивать масштаб его таланта, так или иначе относиться к легендам о его безвременной трагической гибели. Бесспорно одно: творчество С. Есенина необычайно оригинально, а сам он стал ярчайшей звездой в русской поэзии ХХ века.
Вокруг его имени и стихов вот уже столько лет не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам – вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в человеческой истории ХХ столетия. И пока будут рождаться на земле такие люди, Россия будет жить. И мы с уверенностью можем сказать, что Сергей Есенин – великий поэт, великое детище своей страны.
Участники классного часа:
Поэт: Исаев Андрей.
Танцовщица: Палагута Оксана.
Ведущие: Зайцева Юлия, Ляхова Надежда.
Чтецы: Максимов Никита, Гуц Дарья, Вижнин Михаил, Зорина Оксана, Михайлов Константин.
Исполнители романса « Отговорила роща золотая»: Шишко Ольга, Ахметова Анна.
Используемая литература:
Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего.- М.: Контракт - ТМТ., 1992г.
Есенин. С.А. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит.,1983.-432с.
Есенин С. Собрание сочинений в двух томах.- М.: « Советская Россия», 1990г.
Журнал « Литература в школе» №4 2001г, №10 2003г.
Журнал « Театр» №11, 1990г. Ст. Три жизни А.Дункан.
15