Классный час, посвящённый С.Есенину


Несказанное, синее, нежное…
(Звучит музыка)
Популярность, подобная популярности Есенина, редкий счастливый удел поэта. Его стихи читаются миллионными людей.
Истоки этой любви её корни и природу не раз пытались разгадать ещё при жизни поэта. Её видели в глубокой связи поэзии Есенина. с жизненными драмами и конфликтами революционного периода. Он писал не только о природе, о прежде всего о человеке, о его судьбе, о его горестях и счастья.
— Время показало, что главный исток этой неумирающей любви поэзии Есенина, что ему дано-как каждому великому поэту, проникнуть в такие сферы человеческого сознания и чувства, куда никакими другими путями и способами и думать проникнуть нельзя.
— В самом сердце России, под Рязанью, на высоком правом берегу Оки, привольно раскинулось старинное село Константиново – родина великого русского поэта С.А. Есенина. Мальчик воспитывался у деда. Дед – человек очень суровых религиозных правил, помнил наизусть многие страницы библии, но к “земному относился поземному” и очень любил внука.
— С народным творчеством Есенина знакомила и бабка. Стихи начал слагать рано писал Есенин. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились, и я их переделывал на свой лад. На всю жизнь сохранил Е. Любовь к народному творчеству песням, частушкам, сказкам. В этом истоки его творчества.
— Мальчик рос свободно и беззаботно. «Детство прошло среди лесов полей степей»,- писал Е. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной природе, которая питала позже его поэтическое воображение.
— Настала пора, учится. В тридцати верстах в небольшом городе Спас-клепики поступил в церковно-приходную школу. Вот тогда и начали проявляется поэтические наклонности. Правда, это было в основном духовные стихи. Именно в это пару начинается поэтический путь. Здесь он написал довольно много стихов, которые вошли в 14 его св. «Радуница» 1916.
Пороша.
Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на лугу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
— 1912 г. Закончил школу. Встал вопрос: что делать дальше. Он поехал к отцу в Москву. Тот был приказчиком у одного Московских купцов. Но жизнь в атмосфере расчета, обмана, лицемерия не удовлетворяла душевные запросы юноши. Е. целиком был представлен самому себе. Около него не оказалось человека, который мог бы стать советчиком и наставником.
— В поисках независимости и поправки материального положения он пробует посылать стихи в журналы. Кроме этого он начинает посещать литературно-музыкальный Суриковский кружок. Здесь он стал публично выступать со своим творчеством. Пребывание в кружке расширило его представление о жизни.
— Но вскоре, почувствовав ограниченность этой среды, стремится учиться и поступать в Московский городской народный университет Шанявского, 1,5 года обучался на историко-философском отделении. Одновременно растёт его поэтическая активность. В журналах появляются всё чаще его стихи, главным образом о русской природе «Берёза», «Черёмуха», «Пороша».
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
— Новый этап в развитии его творчества связан с Петроградским периодом жизни. В 1915 г. приехал в Петроград. Первый, с кем встретился в городе, был А. Блок. Сойдя с Московского вокзала, Есенин сразу начинает искать Блока. Узнав в книжном магазине его адрес, он пошел к нему. Дома поэта не застал и оставил записку: «Александр Александрович, я хотел бы поговорить с вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением Сергей Есенин.
— Встреча состоялась. Главным содержанием беседы были стихи, которые Есенин показал Блоку. После этой встречи Блок сделал пометку «Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи светлые, чистые, голосистые, многословный язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года.» Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,-
Вот,что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.
Жизнь для Есенина была очень сложной. Её противоречивость сказалась на сборнике стихов «Радуница». Многие стихи носят религиозный характер. Но основная тема сборника любовь к родине.
Гой ты, Русь моя родная
Край ты мой заброшенный.
Образ России принял в его стихах конкретное очертания Рязанской деревни и в то же время – это была – вся Русь.
Личная жизнь поэта не устроена, зачастую шла, как он сам писал «в пьяном угаре». Именно в это время происходит встреча поэта с американской танцовщицей Айседорой Дункан.
(Звучит музыка)
Вдруг дверь с треском распахнулась, и перед Айседорой возникло самое прекрасное лицо, какое она когда-либо видела в жизни, обрамлённое золотыми блестящими кудрями, с проникающим в душу взглядом голубых глаз. Поэта и танцовщицу не понадобилось представлять друг другу. Это была судьба. Она открыла объятья, и он упал на колени, прижимая её к себе с возгласом: «Айседора, моя, Айседора».
Вскоре они отправились в Европу. Побывали в Испании, Франции, Бельгии, Италии. Но стихов в этой поездке он не писал. Эта поездка заставила ещё сильнее полюбить свою Родину. Отечество.
Поиски своего места в литературе приводят его к имажинистам. Его привлекает интерес к поэтическому образу.
Есенин приходит к выводу, что в образно-бытовой символике (вышивка на полотенцах, коньки на крыше, петух на ставнях) нужно искать истоки подлинной поэтичности.
Большой пласт в его творчестве занимает любовная лирика «Письмо к женщине», цикл стихов «Персидские мотивы», «Ты меня не любишь, не желаешь».
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел-
Катиться дальше вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
(Все стихи читают студенты)
- 1924-1925 годы – время творческого подъёма. Есенин написал около 100 стихов. Лирика отличается философским звучанием, глубиной. А такие стихотворения как «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу» стали песнями. В этих стихах мысль о смерти оборачивается утверждением жизни.
(Звучат песни: «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая»)- Не секрет, что сельское хозяйство, деревня исчезает. А вместе с этим исчезает и вековой пласт культуры, обряды деревенской жизни, обращённые к земле-кормилице, следы истории, привязанность к месту, где человек родился и без чего невозможна любовь к большой Родине. Один пример: все лучшие песни корнями уходят в деревенскую жизнь. Много ли сердечных песен появилось в последние годы? Увы.
(Звучит песня)
«Над окошком месяц»
Под окошком ветер.
И сколько бы мы не подражали Западу, что-то вздрогнет в душе, сильнее забьётся в сердце при звуке тальянки.
Наверное, не зря и в 21 веке пишут песни на стихи Есенина, сняли о нём кинофильм, значит было что-то в его творчестве такое, что будоражит, тревожит людей и в 21 веке.
Звучат стихи в исполнении студентов:
«Ты меня не любишь, не жалеешь», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» , «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Руки милой - пара лебедей», «Не криви улыбку, руки теребя…»
- Беседа с группой о жизни и творчестве С.А.Есенина.
-Что нового вы узнали о творчестве поэта?
-Ваши любимые произведения поэта?
-Что вас в них привлекает?
-Злободневно ли творчество С.А.Есенина?