Консультация для воспитателей День правовых знаний
День правовых знаний:
«Каждый маленький ребёнок должен это знать с пелёнок».
Дети – это самое дорогое, что есть у нас. Они родились и с этого момента они имеют право на счастливое, безоблачное детство в окружении родных и близких дома, в окружении добрых людей в детском саду.
Детские дошкольные учреждения должны сформировать у ребенка такие нравственные качества, как вежливость, деликатность, дисциплинированность на основе которых и вырабатывается культура правового поведения.
Опыт детских дошкольных учреждений убедительно показывает, что методов формирования у детей правового поведения, очень много. Нужна только инициатива и творчество со стороны воспитателей.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию
Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности.
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.
В младшем возрасте стоят задачи: реально отражать и предохранять детей от зла, защищать их. Воспитывать у ребёнка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребёнка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника.
В старшем возрасте главной задачей является: знакомство детей в соответствующей их возрасту форме, с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям, независимо от их происхождения, языка, пола, национальности.
Основные темы совместной деятельности педагога с дошкольниками:
(развитие речи, беседы, комплексные, итегрированные занятия и т.д.) «Я и моё имя», «Как зовут твоих родителей и где они работают», «Моя семья», «Что такое хорошо и что такое плохо», « Как бы вы поступили…?», « Избушка и Баба – яга», «Путешествие в разные страны», «Кто представляет опасность для окружающих», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Хочу или надо», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Жизнь дана на добрые дела», « Моя Родина», «Труд и отдых», « Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» и т.д.
Дошкольники осваивают нравственные нормы не только в непосредственно –образовательной деятельности, но, и в рамках совместной деятельности взрослых и детей, через использование других форм и методов работы, например:
• рисование:
-«Люблю тебя, моя семья!», «Семья - большое счастье!», «Я и вся моя семья», «Семья - это счастье, семья - это дом, где любят и ждут и не помнят о злом!» (право жить в семье, на любовь и заботу родных)
- «Дом, в котором я живу», «Вот мой дом, дом большой, и с крылечком и с трубой!», «Дом, о котором я мечтаю» (право на жильё)
- «Я здоровым быть хочу!», «Путь к здоровью» (право на охрану здоровья)
- «Игры и игрушки у нас все хороши, в игры и игрушки играем от души» (право участвовать в играх)
- «Школа ждёт уж скоро нас!», «Скоро в школу - в первый раз, скоро в школу – в первый класс!», «Называть все будут скоро школьниками нас!» (право на образование, представления детей о школе)
- «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Кем хотите стать вы, дети? Поскорее нам ответьте!», «Все профессии прекрасны, все профессии важны. Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны!» (право на образование)
• аппликация:
- составление коллажей «Правила безопасности для детей и родителей», «Как дети планеты встречают Новый год», «Мы знаем свои права»
• игровая деятельность: дидактические игры и упражнения, направленные на сплочение группы, преодоление замкнутости и нерешительности, повышение самооценки, снижение конфликтности, закрепления и обобщения знаний о правах и др.; «Кто такой я?», «Моя семья», «Измени имя», « Добрый и злой человек», «Назови права героев», «Как исправить Бармалея?», «Назови – не ошибись» и т.д.
театрализованные, подвижные, сюжетно – ролевые игры;
• проблемно - поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций опосредованно через героев сказок, этюдов, через игры и игрушки)
• интервьюрирование: «Это я!», «Если бы я был моим папой, то…», «Если бы я была моей мамой, то…», «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Что я могу сделать для своего друга?», «О чем могут мечтать дети?», «Наши пожелания всем народам страны», «Моя семья - какая она?» и др.).• просмотр DVD дисков и презентаций;
• развлечения и досуги («Найдем клад у Дерева Права», «Родина – это наш дом, где мы счастливо и дружно живем», «Волшебный сундучок», «Цветок добра», «На помощь жителям страны Правдилии» и др.);
• разгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, где дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить).• чтение художественных произведений, этических сказок с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев с опорой на чувства и ощущения детей: «Три поросёнка» - право на жильё, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь, « Золушка» - право на отдых и т.д.
• рассматривание иллюстраций, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания и др.;
• тематические дни, проектная деятельность: («Моя семья», «Я здоровым быть хочу!», «Мы – дети планеты Земля», «Дети военной поры»).
Во всех видах деятельности необходимо учитывать возрастные особенности.
Формы и методы работы с родителями
Нашим неизменным помощником в правовом воспитании детей является семья. Мы должны понимать, что только в сотрудничестве, построенном на взаимопонимании и взаимоуважении с родителями воспитанников, можно достичь положительных результатов.
Можно использовать следующие формы работы с родителями:
• анкетирование (на выявление правовой компетентности родителей, особенностей семейного воспитания и др.);
• общее родительское собрание: «Защита прав и достоинств маленького ребенка»
• индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?», «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей» «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?» и др.;
• информационные стенды: «Права ребенка в детском саду и семье», «Наши права», «Ребенок и его права: от А до Я», «Я, ты, он, она – у нас равные права», «Наши права в детском саду», «Мир ребенка начинается с его семьи», «Звоните и вам помогут» и др.;
• фотовыставки: «Наши права в детском саду», «Через игры и беседы узнаем мы о правах»;
• Папки – передвижки и памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др.