Разработка проведённого спортивного мероприятия по туризму, направленное на популяризацию данного вида спорта в рамках школьной секции. 
Разработка  мероприятия
спортивный  праздник  в  образовательной  организации
Туризм  и  его  значение  в  физическом  развитии  учащихся
       Ивакина Елена  Евгеньевна
        учитель физической   культуры
       МАОУ Гимназия 2 г. Балаково
        Саратовская  область
                                                                         
Туризм  и  его  значение  в  физическом  развитии  учащихся
Туризм – это не  только  средство  физического  и  прикладного   воспитания.
Велика  роль  туризма  в  воспитании  нравственных  качеств  личности  обучающегося. Туризм  прекрасное  средство,  которое  естественным  путем  удовлетворяет  потребности  ребят. В походе ребята  раскрываются  совсем  с  другой стороны, чем  в  школе, позволяет глубже понять  натуру  каждого  из  ребят, т.к. с помощью  дифференцированного  подхода  осуществляется  процесс  освоения  полученных  навыков. Способствует  настоящему  взаимопониманию  и  установлению  отношений  сотрудничества,  что потом  переносится  и  в  школу.
Актуальность данной образовательной программы связанна с активным развитием и ростом популяризации детско-юношеского спорта и туризма, необходимостью создания стройной системы на овладение занимающимися  основами техники и тактики прохождения технических этапов, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях  соревновательной деятельности.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные принципы спортивной подготовки юных туристов.
Концепция проекта
Туризм -  прекрасное  и  эффективное  средство  воспитания  здорового  и  закаленного  человека. Приобретение  ценных  качеств: умение  правильно ходить, развести  костер, поставить палатку, ориентироваться, приготовить пищу и т.д.                                                                                                         1 
Здесь присутствует и межпредметная  связь,  оживают знания  полученные  на  уроках географии,  биологии, математики, астрономии. Например  умение  читать  карту,  знать  топографические  знаки, азимут, определение  высоты  или  расстояния, узнавать и отличать съедобные ягоды.
Туризм способствует развитию  таких  качеств  как  инициатива,  трудолюбие,  взаимовыручка, настойчивость, эрудиция. Физические  качества: выносливость, ловкость, сила, специальная  выносливость.
Ценить  и  любить  природу, уважать  мир  флоры  и  фауны.
Велика роль  туризма  в  нравственном  и  духовном  воспитании, социализации  и  развитии  коммуникативных  качеств  подростков. Расширяется  кругозор, умение  преодолевать  трудности, учатся  коллективизму, вырабатывается  самодисциплина.                                        
Концепция  определяет основные  цели,  и  задачи,  идеи  развития  детско-юношеского  туризма  в  родном  крае.
Содержательная  цель  туризма: физическая  активность-туризм  прекрасно  подходит  для  привлечения  детей  и   подростков  к  занятиям  спортивного  туризма,  чтобы  дать  им  возможность  самим  понять  преимущество  регулярных  тренировок. Поддержка  хорошего  состояния  здоровья,  одна  из  основных  задач всех  организаций,  занимающихся  спортом. Мотивация к ЗОЖ. Спортивный  туризм создаёт  для этого уникальные  возможности.
Социальная  активность-создание  команды  и  социальная  активность  в  ходе  выполнения  программы  спортивного  похода. Пропаганда  спортивного  туризма  как  командного  вида  спорта. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
-  всесторонняят подготовка юных туристов;                                                     2
-  повышение уровня практических умений и навыков туристской подготовки и участие в соревнованиях по видам туризма;
-  воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки;
-  подготовка юных судей по спортивному туризму;
-  выполнение нормативных требований местной  работы  и  для  понимания  важности  сотрудничества. 
Педагогический  потенциал  туризма: весьма  велик  коэффициент  полезного  педагогического  действия, который   зависит  от  подхода учителя  к  ребенку,  благодаря  демократическому  стилю  руководства,  уважительного  отношения  друг  к  другу. Педагог учит на личном  примере. Задача  педагога - создать  условия  для  целостного  развития  ребенка.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -1 год.
Первый год обучения. Задачи этапа подготовки – привлечение к занятиям оздоровительными упражнениями детей и подростков для достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности.
Ожидаемый результат:
●стабильность состава занимающихся;
●динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся;
Используемая  литература
1.Карманный справочник туриста автор В. Штюрмер                                       3
2.Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной  деятельности  учащихся 5-11 кл.М., Планета, 2012 автор Т.А. Чернова
3.Современные  образовательные  технологии. М., Народное  образование,2000  автор Селевко Г.К.
4.ФГОС,2012
                                                                                                                        
                                                                                                               
Данная  разработка  спортивного  мероприятия  является  частью  программы  секции   пешеходного  туризма. В  течение  учебного  года  в  секции  туризма,  проводились  специальные  учебные  занятия  и  тренировки  на  полосе  препятствий. Задания  и  упражнения  предназначены  для  10-16 лет.
Программа  секции туризма  предусматривает:
-практическое  изучение  различных  приемов  ориентирования;
-овладение  навыками  организации  бивака;
-овладение  туристическими  навыками;
-формирование  навыков  правильного  поведения  в  лесу, воспитание  бережного  отношения  к  природе,  ответственность  за  её  сохранение.
-формирование  у ребенка  уверенности  в  своих  силах,  поддержка  увлеченности  туризмом. 
Итогом  секционных  занятий,   является  организация  и  проведение  различных соревнований  по  технике  пешеходного  туризма. В  том  числе  с  привлечением спортивного  комитета.
Цели  и  задачи.                                                                                                      4
Соревнования  проводятся  с  целью  пропаганды  и популяризации  здорового  образа  жизни  среди  молодежи.
формирование  положительной  мотивации  в  общественно-полезной  деятельности  учащихся  по  сохранению  природы  родного  края.
укрепление  здоровья,  развитие  двигательных  способностей  детей.
обеспечение  безопасности  соревнований.
проверка уровня  знаний  по туризму  и  физической  культуре.                       
развитие  туризма,  воспитание  экологически  грамотного  поведения  в  природе,  расширение  знаний  учащихся  об  окружающем  мире.               
Участники  соревнований.
К  соревнованиям  допускаются  команды  муниципальных  образовательных  учреждений.  Состав  команды: не  менее  4-х участников, руководитель  и  один  представитель  (медицинский  допуск  на  каждого  участника  обязателен).
Программа  соревнований:                                                                                     
Возрастные  группы: 5-8 классы  средняя  группа; 9-11  классы  старшая  группа, командные  соревнования по  полосе  препятствий:
Дистанция (техника  пешеходного  туризма)
Старт:
Этап  №1.  «Гать» см. приложение №2
имитация  заболоченного  участка,  двигаться,  перешагивая  и  передвигая  жердь (кладь). Длина этапа 10 метров, жердь 2-2.5 метра.
Штраф: срыв  с  жерди  одной, двумя  ногами (10-20 секунд).
                                                                                                                               5
Этап №2.  Навесная переправа см. приложение №3
переправа   участника   на  страховке.  Длина этапа 22-24 метра, крутизна 5*
Штраф: правильная  последовательность пристегивания  и отстёгивания  страховки (10-20 секунд). 
Этап №3.  «Бревно» 
судейские  перила (горизонтальный  маятник). Прохождение  этапа  на  страховке.  Длина  этапа 8 метров. 
Этап  №4.  Параллельная  переправа см. приложение №4
на  высоте  1,5  метра  от  земли  друг  над  другом  натянуты  две  веревки,  по  которым  проходят  по  одному  все  участники.  Расстояние  между  веревками 1,5 м. Длина  веревок 15-20 метров.                                                   
Штраф: срыв  с  веревки  одной, двумя  ногами (10-20 секунд).
Этап №5. «Маятник»   см. приложение №3                                                                                       
переправа  маятником  через искусственный  «ручей» преодолеть  препятствие (длина 3метра). 
Штраф: касание  земли  одной, двумя  ногами (10-20 секунд).
Этап №6.  Спуск  на  восьмерке см. приложение №4
участник  пристегивается  страховочным усом к судейской  веревке,  заряжает восьмерку и спускается по перилам. Длина  8-10 метров. Крутизна 90*                                                                                                                          
Штраф: правильная  последовательность работы  на  этапе, снятие страховки   (10-20 секунд).
Финиш                  
Конкурсная  программа:
Творческая  часть:
-Олимпиада  (проверка  теоретических  знаний  по  курсу  Физическая  культура) в форме  тестов.                                                                          6
Конкурс буклетов и фотографий  на  тему: «Защитим  планету»
Возрастные группы:
5-8 классы средняя группа
9-11 классы старшая группа
Условия конкурса:
  Информация об участнике (ФИ, школа, класс, ФИО  руководителя)
Рассматривается и оценивается не более 2 работ от школы в каждой возрастной группе. Представленные на конкурс  работы не возвращаются.
Критерии оценок:                                                                                                    
соответствие теме конкурса, качество  и  художественное оформление, формат фото 15-20.  
Конкурс  плакатов
Возрастные  группы: 
5-8  класс  средняя  группа
9-11 класс - старшая группа
Условия конкурса:
  Формат А-3   (1 плакат от  команды)
Оценивается:
Оформление, дизайн, тематическая  направленность.
Информация об участнике (ФИ, школа, класс, ФИО  руководителя)
                                                                                                                             
 Представленные на конкурс  работы не возвращаются.
   Определение  результатов.                                                                           7
Результаты  соревнований  определяются  согласно   правил  и  условий                           
проведения  соревнований.
             Общекомандный    результат  соревнований   определяется  по   
             наименьшей  сумме  мест-очков.
   Награждение.
Команды  победительницы  награждаются  грамотами.
   Финансирование.
Проезд  участников  за  счет  командирующих  организаций. 
   
                                                                         
                                                                                                                            8                                                
                                                 
                                                                                                 Приложение №1
Общее  построение,  команд участниц  соревнований по ТПТ (техника  пешеходного  туризма) в закрытых помещениях.
Приветствие команд на празднике посвященный  Всемирному Дню туризма
     1
                                                                                              
                                                                                                      Приложение №2
Этап «Гать» вид сверху, прохождение заболоченного  участка 
Участник команды старшей возрастной группы (9кл.)
Этап «Гать» (искусственные  условия)
Участник команды средней возрастной группы (5кл.)
            2
                                                                                                   Приложение № 3
Навесная  переправа
     
                            Вертикальный  маятник 
              3
                                                                                                  Приложение № 4
Параллельная  переправа с перестёгиванием
Спуск на  восьмерке по  вертикальной  опоре
                         
                                                                                                                        4
                                                                                                  Приложение № 5
Конкурсная  программа:
Вручение грамот победителям олимпиады 
-Олимпиада  (проверка  теоретических  знаний  по туризму и курсу  Физической  культуры) в форме  тестов.
                                                                                                                              5
 
Цель  конкурса                                                                     Приложение № 6
Расширение  краеведческого  кругозора, развитие  творческих  способностей  школьников.
Воспитание патриотизма, формирование  чувства любви  к  Родине, гордости  за свой край, уважения  традиций предков.
Конкурс буклетов             работа учащегося
   
Конкурс плакатов          работа  учащегося
                                                                                                                        6
Поход  (практика)                                                                   Приложение № 7
Спуск и подъём на восьмерке в естественных условиях
   
Спуск и подъём на восьмерке в естественных условиях
   
Родные  просторы  р. Волга
 
Да, туризм многогранен.
Но  какие   бы  мы  ни  брали  его  стороны, он  был  и  остается  истинной  кузницей  здоровья.                                                                                             7