Рабочие программы по биологии 6-11 классов и природоведение 5 класс
«Согласовано» на заседании КМО « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______/Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ №________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету природоведение
для 5 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению в 5 классе разработана на основе следующих нормативных документов:
Законов РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 года № 1089) (с изменениями);
Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебного плана МБОУ «Ленино – Кокушкинская СОШ » Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета;
-Учебным планом школы на изучение природоведения в 5 классе на базовом уровне отводится 2 часа в неделю, итого не более – 70 часов. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007 г.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Широко используется краеведческий материал школьного музея и учебных экскурсий. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни .
Учебно-тематическое планирование
Название темы Количество часов Практические работы Проверочные
работы Тема 1.Введение. Изучение природы. 4 3 - Тема 2. Вселенная 12 4 1 Тема 3. Земля 18 7 1 Тема 4. Жизнь на Земле 17 5 1 Тема 5. Человек на Земле.Здоровье человека. 11+7 2 2 Обобщающий урок 1 Итого Не более 70 21 5
Всего учебных недель – 35
Количество часов – не более 70
Практических работ – 21
Контрольных работ -5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Введение. Как человек изучает природу.
Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований. Их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых- естествоиспытателей в развитие науки
Тема 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы.
Вселенная
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Строение Солнечной системы, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звездное небо. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как одна из звезд. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Земля
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ ( горение, гниение). Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков.
Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов и организм человека.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Жизнь на Земле
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в разных средах обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Тема 3. Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями). Овладение простейшими способами оказания первой помощи ( при кровотечениях, травмах).
Национально – региональный компонент реализуется при изучении всех основных тем предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса
Количество часов по учебному плану: в неделю- 2 часа
в год - не более 70 часов
Количество практических работ в год – 21
Изучаемая учебно – методическая литература:
Основной учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс,М.: Дрофа 2009, 2012 гг Учебно - методические пособия: 1. Плешаков А.А. Сонин Н.И. Естествознание. Рабочая тетрадь. - М,:
№
п/п тема Содержание К-во часов Дата проведения План. Факт. Введение. Как человек изучает природу- 4часа. 1 Введение. Науки о природе.
1 3.093.09 2-3 Методы изучения природы ( наблюдения, опыты и измерения). Пр.раб.№1. “Знакомство с оборудованием для научных исследований”. Пр.раб.№2. “Проведение опытов, наблюдений и измерений”. 2 4.09
10.09 4 Вклад великих ученых- естествоиспытателей в развитие науки. Пр.раб.№3. “Великие ученые естествоиспытатели”. 1 11.09 Многообразие тел, веществ и явлений природы. Вселенная- 12 часов 5 Как древние люди представляли себе Вселенную. История вытеснения Земли из центра Вселенной. Модели вселенной по Аристотелю и Птолемею 1 17.09
6 Николай Коперник, его модель Вселенной 1 18.09 7 Д. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде учения Н. Коперника 1 24.09 8 Солнечная система. Соседи Солнца. Пр.раб. №4. “Наблюдение суточного движения звезд и Солнца”. Пр.раб.№5. “Наблюдение луны”. 1 25.09 9 Планеты - гиганты. Планета - карлик – Плутон. 1 1.10 10 Спутники планет 1 2.10 11 Астероиды. Кометы. 1 8.10 12 Метеоры и метеориты 1 9.10 13 Звезды. Солнце как одна из звезд. Многообразие звезд. Созвездия. Пр.раб.№6. “Работа с картой звездного неба”. Пр.раб.№7. “Наблюдение полярной звезды”. 1 17.10 14 Галактики. Световой год. Многообразие галактик. 1 18.10 15 Обобщающий урок. Что мы узнали о Вселенной. 1 25.10 16 Контрольная работа «Вселенная». 1 26.10 Земля – 18 часов. 17 Как возникла Земля. Первые гипотезы о возникновении Земли. 1 9.11 18 Как возникла Земля. Гипотезы XX века о возникновении Земли. 10.11 19 Ученые объяснившие происхождение Земли. 17.11 20 Внутреннее строение Земли 1 1818.11 21 Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Пр. № 8. “Описание минералов и горных пород, определение их свойств”. 1 23.11 22 Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Пр.раб.№9. «Описание и сравнение признаков веществ». 1 24.11 23 Различные физические явления в окружающем мире (механические, тепловые, световые). Их использование в повседневной жизни. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Пр.раб.№10. «Наблюдение признаков химических реакций». 1 30.11 24 Землетрясения. 1 2.12 25 Вулканы и гейзеры. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. 1 3.12
26 Суша планеты. Материки, острова. Пр.раб.№11. «Определение по карте расположение и высоту гор и равнин». 1 9.12 27 Атмосфера Земли 1 10.12 28 Погодные явления. Основные характеристики погоды. Климат. Пр.раб.№12. «Измерение температуры воздуха, направления ветра». Пр.раб.№13. «Наблюдение погоды». 1 16.12 29 Явления в атмосфере. Влияние погоды на организм человека. 1 17.12 30 Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Пр.раб.№14. «Определение изменения глубины океана». 1 23.12 31 Воды суши. 1 24.12 32 Уникальность планеты Земля. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. 1 33 Обобщающий урок. Что мы узнали о Планете Земля. 1 29.12 34 Контрольная работа «Планета Земля» 1 30.12 Жизнь на Земле – 17часов. 35 Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Развитие жизни на Земле 1 12.01 36 Животные прошлого. Динозавры. 1 13.01 37 Живые клетки. 1 19.01 38 Строение клетки. Пр.раб.№15. « Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах». 1 20.01 39 Царства живой природы. Одноклеточные организмы. 1 26.01 40 Многоклеточные организмы (грибы, растения). Пр.раб. №16 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации». 1 27.01 41 Беспозвоночные и позвоночные животные 1 03.02 42 Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда 1 04.02 43 Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. Пр.раб.№17. «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». 1 10.02 44 Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. Пр. раб.№18 «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания». 1 11.02 45-46 Жизнь на разных материках. Пр.раб.№19 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». 2 17.02
18.02
47-48 Природные зоны Земли. 2 24.02
25.02 49-50 Жизнь в морях и океанах 2 03.03
04.03
51 Контрольная работа «Жизнь на Земле» 1 10.03 Человек на Земле – 11 часов 52 Происхождение человека 1 11.03 53 Первые люди. Пр.раб. №20. «Измерение своего роста и массы тела». 1 17.03 54 История географических открытий. Открытие Америки 1 18.03 55 История географических открытий. Открытие Австралии и Антарктиды 1 .0402.04 56 Великие путешественники – первооткрыватели новых земель 1 03.04 57 Как человек изменил Землю. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. 1 9.04 58 Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект 1 110.04 59 Жизнь под угрозой. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. 1 16.04 60 Красная книга Республики Татарстан. 1 17.04 61 Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания 1 18.04 62 Контрольная работа «Человек на Земле». 1 24.04 Здоровье человека и безопасность жизни-7часов 63 Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. 1 25.04 64 Способы оказания первой помощи. Пр.раб.№21 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». 2.05 65 Ядовитые животные 1 3.05 66 Ядовитые растения 10.05 67 Охрана животных и растений 1 16.05 68 Человек на Земле. Профилактика вредных привычек 1 17.05 69 Итоговая контрольная работа. 1 23.05 70 Обобщающий урок 1 24.05 Литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР,
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
«Согласовано» на заседании КМО « Согласовано» « Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______/Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 6 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
«Согласовано» на заседании КМО « Согласовано» « Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______ /Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 7 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
«Согласовано» на заседании КМО «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______ /Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 8 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
«Согласовано» на заседании КМО «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______/Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 9 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
«Согласовано» на заседании КМО «Согласовано « « Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______ /Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 10 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.
«Согласовано» на заседании КМО « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:
______/Ахмадуллина З.Т./ _______/Губайдуллина А.М../ ______/Шаронова И.В../ Протокол № 1 от Приказ№________
«25» августа 2014г. «28»августа 2014г. «29»августа 2014г.
Рабочая программа
По учебному предмету биология для 11 класса
учителя биологии первой квалификационной категории
Ахмадуллиной Зухры Талгатовны
2014 -2015 учебный год.