Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры в начальных классах.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальных классах.
В процессе педагогической деятельности на уроках физкультуры применяю здоровьесберегающую технологию автора Н.К.Смирнова - это залог успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Для здоровьесбережения учащихся учитываю результаты медицинских осмотров детей, дозированный объем контрольных нормативов, активный отдых. В системе применяю инструктажи по правилам техники безопасности и травматизма, профилактические тренинги, что позволяет снизить негативные последствия учебных перегрузок и травм на уроках. Ученики с 1 класса начинают вести дневник здоровья, который позволяет контролировать состояние здоровья учеников в течение учебного года и повышает интерес к здоровому образу жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий. В этих условиях учитель может использовать “Дневник здоровья”.“Дневник здоровья” позволит развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья. На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Содержание “ Дневника здоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы дома. В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос, глаз. В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы: Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья. Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновением заболеваний человека. Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях. Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях. Изучение этих тем начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. “Дневник здоровья” учащиеся начинают вести со второго класса и продолжают в третьем и четвертом. В работе с “Дневником здоровья” могут быть использованы следующие приемы: - чтение стихов, сказок, рассказов; - постановка сценок, спектаклей; - разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов; - выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, аутогенные тренировки, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный массаж.- составление и решение кроссвордов;
- составление режима дня;
- составление меню;
- заполнение анкет, тестов;
- придумывание значков, загадок.
Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю решить задачи:
- исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
- научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с “ Дневником здоровья” помогает усвоить учебный материал, делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.