Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.





Статья
Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры по ФГОС
Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №252
Рябинина Александра Викторовна.
Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.
Северная или финская ходьба (англ.-Nordic Walking) -- это новый высокоэффективный и совершенно безопасный вид физической активности, который позволяет решать задачи общего развития и укрепления здоровья учащихся школы. Основателем ходьбы с палками можно считать финна Марко Кортанегло.
В некоторых странах практикуются занятия скандинавской ходьбой на уроках физкультуры. Например, в отдельных школах Франции, Польши и Германии, вместо бега по стадиону школьники сдают нормативы ходьбы с палками. Такой подход очень разумен. Кроме бега дети разбиваются на пары и выполняют различные упражнения с использованием все тех же скандинавских «опор». Тренировка по интенсивности лучше бега, езды на велосипеде и занятий с гимнастическими палками, а травмоопасность меньше. Дети, которым тяжело дается бег, и другие интенсивные нагрузки, выполняемые «на время», вполне успешно справляются со скандинавской ходьбой. В результате, снижается внутренне психологическое давление и страх перед занятиями физкультурой, а выносливость повышается.
О пользе скандинавской ходьбы для здоровья, я впервые узнала на курсах «Финская ходьба, как вид активности». Подумала, почему бы не применить этот вид занятий на уроках физической культуры в нашей школе на уроках лыжной подготовки.
Одной из причин, по которой я обратилась к этому виду физической нагрузки, является:третья четверть, которая предусматривает занятия на свежем воздухе – на лыжах, но бывают случаи, когда погода вносит свои коррективы: при t 0, +1 не возможно кататься на лыжах;
отсутствие лыж у некоторых детей по разным причинам
материальное положение семьи,
временное отсутствие лыж – поломка лыжного инвентаря;
наличие детей в классе освобождённых от уроков физкультуры на определённый срок по причине болезни.
Обучение в школе - это то время, когда могут и должны раскрыться потенциальные возможности ребенка, а позднее - подростка. Однако высокие учебные нагрузки и малоподвижный образ жизни оттесняет естественную потребность в движении физических упражнениях на второй план.
В результате продолжительная и напряженная умственная работа приводит к истощению нервной системы, что отражается на здоровье детей различными заболеваниями.
Единственная возможность защитить здоровье и поддержать оптимальное развитие обучающихся - это уроки физкультуры и различная двигательная нагрузка вне школы. Именно поэтому так важно, чтобы спортивные занятия приносили максимальную пользу для всего организма и исключали возможности любых травм.
Северная ходьба активно набирает популярность во всем мире и постепенно этот вид ходьбы дошел до нас. Зародился этот оздоровительный вид спорта в Финляндии, начало 30-х годов, как внесенный метод тренировки лыжников.
Сегодня северная ходьба называется «скандинавской» и представляет собой усиленный вид ходьбы со специально разработанными эргономическими палками, что служит эффективностью для детей самого разного возраста и физической подготовки.
Легкость и несложность в освоении движения северной ходьбы обеспечивают эффективную аэробную нагрузку и оказывают равномерное воздействие на все группы мышц. При регулярных ежедневных тренировках заметно усиливаются такие качества как: концентрация и память, общая выносливость, улучшается нервная система, что предотвращает развитие у детей различных стрессов. Используя палки во время занятий, мы задействуем более 90% мышц, активно работает так же верхне-плечевой отдел. В результате нагрузка на мышцы распределяется равномерно, нет излишнего давления на суставы, укрепляется позвоночник, выравнивается осанка, снимается напряжение в плечах и шее. Тренировки в ходьбе с палками на свежем воздухе, улучшают общее состояние школьника. Благодаря работе почти всех мышц тела и активного притока кислорода увеличивается сердцебиение со 120 до 150 ударов в минуту. К внутренним органам начинает поступать повышенное количество наполненной кислородом крови, благодаря чему улучшается работа внутренних органов.
Занятия, строятся следующим образом:
Занятия проходят на улице. Их продолжительность 35 – 40 минут, структура трёхэтапная (вводная, основная, заключительная части).
В водной части осуществляется начальная организация детей. Проводится построение, ходьба и бег разных видов, строевые упражнения, игровые задания. Продолжительность вводной части занятия 5 - 10 минут.
В основной части выполняется комплекс общеразвивающих разминочных упражнений без палок и с палками помогающий мышцам и суставам подготовится к нагрузке.
После разминки проводится скандинавская ходьба, совершенствуется техника, отрабатывается согласованность движений рук и ног. Продолжительность основной части 20 - 25 минут. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, игры малой подвижности, спокойная ходьба без палок с различными положениями рук. Продолжительность заключительной части 5 - 8 минуты.
Для занятий дети одеты в спортивную одежду, не стесняющую движений и удобную обувь. Основное правило скандинавской ходьбы - все движения должны быть функционально естественны. При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляется ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе, но более интенсивные. Амплитуда движения рук вперёд - назад регулирует ширину шага Отталкивание палкой заставляет делать более широкий шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги, тем эффективнее участвуют в движении суставы, мышцы бедер, грудного отдела, шеи и плеч. Техника скандинавской ходьбы с одной стороны близка естественному типу движений при обычной ходьбе, с другой - технике ходьбы на лыжах, что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе занятий. Движения рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40%. Скандинавская ходьба не требует больших усилий, но приносит большую пользу. Дети после занятий бодры, жизнерадостны у них улучшается настроение и самочувствие.
Важными достоинствами скандинавской ходьбы, как физической активности для детей, является:
Это высокая эффективность: повышает общую выносливость, улучшает общее психофизическое состояние и дает отличный профилактический эффект в отношении разных заболеваний: избыточный вес, простудные заболевание, заболевания сердца, опорно-двигательного аппарата, укрепление иммунитета;
Безопасность и отсутствие травм: даже ослабленный ребенок может принимать участие в занятиях ходьбы, так как палки обеспечивают необходимую опору;
Универсальность: этот вид спорта позволяет занятия на свежем воздухе в любое время года, как на уроках физкультуры, так и вне урока вместе с родителями;
Для всех: ходьба необходима детям с любым уровнем спортивной подготовки, что дает возможность сильнее сплотить ребят в ходе совместных занятий на уроках физкультуры и семейных прогулках;
Привлекательность: не требует особой экипировки (удобная обувь и обычная одежда для спорта), необычность и новизна ходьбы способна стать хорошим стимулом для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом. С помощью этого вида ходьбы наши уроки можно сделать увлекательными и интересными.
Итак, подводя итоги, хочется отметить, что скандинавская ходьба является одним из эффективных и современных - оздоровительных видов физической нагрузки для младших школьников по укреплению их здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактика простудных и других заболеваний, а так же увеличения двигательной активности.