Годовое планирование по математике для средней группы Зерек Бала


Перспективный годовой план организованной учебной деятельности для средней группы
Образовательная область: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
№ Содержание Количество ОУД
1 Тема: «Сравнение двух групп предметов (один и много)» Цель: Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемами приложения предметов одной группы к предметам другой, устанавливать равенство, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «поровну». Закреплять умения сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине, употребляя слова и выражения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». 1
2 Тема: «Выше - ниже - одинаковые по высоте»
Цель: Учить детей сравнивать два контрастных предмета по высоте, пользуясь приемами приложения, обозначать результаты сравнения словами: «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Закреплять умения детей выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах от 1 до 3). 1
3 Тема: «Число и цифра 1»
Цель: Учить детей различать группы предметов, содержащие 1 и 1, 1 и много предметов, сравнивать, называть число предметов, устанавливать равенство в группах по одному предмету и неравенство в группах с разным количеством предметов. Познакомить с цифрой 1.
Показать образец правильного счета на карточках (слева направо).
Ориентировка по отношению к себе (правая, левая рука). Дидактическа игра «Что изменилось?» - закрепление геометрических фигур. 1
4 Тема: «Число и цифра 2»
Цель: Учить детей сравнивать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 2 предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов, обозначать цифрой. Познакомить с цифрой 2. Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине. Ориентировка во времени: части суток (дидактическа игра «Когда это бывает?»). 1
5 Тема: «Широкий - узкий»
Цель: Продолжать учить детей сравнивать предметы по ширине. Закреплять счет до 2, соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов одинаковых и разных по ширине. 1
6 Тема: «Число и цифра 3»
Цель: Учить сравнивать группы, содержащие 2 и 2, 2 и 3 предмета, называть число предметов, устанавливать равенство и неравенство, познакомить с цифрой 3.
Закрепить сравнение предметов по ширине.
Дидактическа игра «Угадай, что где находится?», ориентировка в пространстве. 1
7 Тема: «Ориентировка в пространстве по отношению к себе» Цель: Учить детей различать и называть пространственное направление от себя: «слева», «справа», «на», «под».
Закрепить умение сравнивать предметы по величине: толстый, тонкий, выделяя признаки сходства и различия. 1
8 Тема: «Счет в пределах 3-х. Соотнесение цифры и числа» Цель: Продолжать учить детей считать в пределах 3. отсчитывать предметы по заданию, обозначать цифрой. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) - дидактическа игра «Из каких фигур состоит предмет?» 1
9 Тема: «Утро, вечер, день, ночь»
Цель: Дать понятие о частях суток.
Сравнение чисел 2 и 3. установление равенства и неравенства. Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький). 1
10 Тема: «Счет до 3-х. Соотнесение цифр и чисел 1, 2 и 3»
Цель: Продолжать учить считать в пределах 3, называя числительные по порядку, согласовывая в роде, числе и падеже; называть итоговое число. Закрепить знание цифр 1, 2 и 3. Упражнять в ориентировке в пространстве (по отношению к себе). 1
11 Тема: «Счет предметов по-разному расположенных в пространстве»
Цель: Показать независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов. Учить сравнивать два предмета контрастного размера (по длине, ширине, высоте). 1
12 Тема: «Впереди - сзади, слева - справа»
Цель: Учить определять направления и расположение предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа).
Закрепить умение вести счет в пределах 3, находить столько игрушек, сколько кружков на числовой карточке.
Дидактическа игра «Из каких фигур состоит предмет?», знание геометрических фигур. 1
13 Тема: «Число и цифра 4. Прямоугольник»
Цель: Учить детей сравнивать группы предметов в пределах 4, познакомить с цифрой 4, соотносить последнее числительное ко всей группе предметов. Формировать понятие, что число не зависит от формы расположения предметов.
Познакомить детей с новой геометрической фигурой- прямоугольником. 1
14 Тема: «Куб»
Цель: Познакомить детей с кубом в сравнении с квадратом, упражнять в обследовании фигуры и формы осязательно двигательным путем.
Упражнять в установлении равенства между группами предметов (добавлять или убавлять один предмет).
Дидактическая игра «Положи, куда скажу»- учить выкладывать по образцу. 1
15 Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Учить детей считать предметы в пределах 4, различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который?», «Какой по счету?». Упражнять в различении куба с квадратом.
Упражнять в сравнении предметов по высоте. 1
16 Тема: «Шар»
Цель: Познакомить детей с шаром в сравнении с кругом, упражнять в обследовании фигуры и формы осязательно двигательным путем.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу.
Упражнять в сравнении предметов по длине - д.и. «Наоборот». 1
17 Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки» Цель: Учить детей измерять длину двух предметов с помощью условной мерки.
Упражнять в сравнении двух групп предметов до 4 - д.и. «Кому сколько?»
Учить различать понятия: «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться словами. 1
18 Тема: «Число и цифра 5»
Цель: Учить детей считать в пределах 5, познакомить с цифрой 5, называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе: впереди, позади, справа, слева, внизу, далеко, близко.
Дидактическая игра «Найди такую же» - закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с образцом. 1
19 Тема: «Овал»
Цель: Познакомить детей с овалом в сравнении с прямоугольником и кругом; упражнять в обследовании форм осязательно-двигательным и зрительным путем.
Упражнять в различении порядкового и количественного счета в пределах 5, правильно отвечая на вопросы «Сколько?», «Который?». 1
20 Тема: «Количественный и порядковый счет»
Цель: Научить детей различать порядковый и количественный счет.
Продолжать учить детей пользоваться условной меркой при сравнении двух предметов.
Упражнять в отсчитывании предметов по образцу и названному числу.
Дидактическая игра «Какая по счету игрушка спрятана?» 1
21 Тема: «Столько же, поровну»
Цель: Устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов («на верхней полосе 5 морковок, а на нижней - 5 грибков, морковок и грибков поровну»). Упражнять детей в сравнении куба и шара, пользуясь осязательно-двигательным и зрительным путем.
Дидактическа игра «Что изменилось?»- (количественный и порядковый счет). 1
22 Тема: «Что мы знаем и умеем» (контрольное)
Цель: Продолжать учить считать предметы в пределах 5, сравнивая две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет (или убирая из большей группы предмет). Закрепить умение раскладывать предметы слева, справа, сверху, внизу по отношению к себе.
Дидактическая игра «Что это?»- учить способам осязательного обследования узнавать геометрические фигуры (куб, шар). 1
23 Тема: «Волшебная страна геометрических фигур»
Цель: Учить различать и называть геометрические тела (куб, шар) и фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).Дидактическа игра «На что это похоже?»- находить предметы подобной геометрической формы в окружающей обстановке. Упражнять в отсчитывании геометрических фигур и тел по образцу и названному числу. 1
24 Тема: «Какой по счету?» «Который?»,
Цель: Закреплять представления о порядковом счете, умение правильно отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Который?». Продолжать учить считать предметы в пределах 5, относить последнее числительное ко всей группе, (например: всего 5 мячей).
Учить детей двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вправо-влево, встать между предметами).
Дидактическа игра «Угадай сколько?» 1
25 Тема: «Больше, меньше, поровну»
Цель: Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга.
Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине (самая длинная, короче, ещё короче, самая короткая).
Счет предметов с помощью разных анализаторов. 1
26 Тема: «Далеко - близко»
Цель: Продолжать учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Например: далеко - близко, высоко - низко, вверху - внизу, позади - впереди. Устанавливать независимость числа предметов от формы расположения, размера, расстояния между ними.
Продолжать учить отсчитывать определенное число предметов по образцу и названному числу. 1
27 Тема: «Быстро - медленно, скоро»
Цель: Познакомить с временным понятием: быстро, медленно, скоро.
Упражнять в сравнении предметов по величине.
Сравнивать различные предметы с геометрическими фигурами. Дидактическа игра «Наш день» - части суток. 1
28 Тема: «Сравнение предметов по ширине»
Цель: Учить раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке по ширине. (Например: самая широкая, уже, ещё уже, самая узкая).
Закрепление количественного счета и навыков счета в пределах пяти.
Определение пространственного расположения геометрических фигур и воспроизведение того же расположения - дидактическа игра «Которая игрушка спряталась?» 1
29 Тема: «Сравнение групп предметов»
Цель: Продолжать учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда они различны по величине и различна форма их расположения.
Дидактическа игра. «Выложи фигуру» (по образцу из счетных палочек).
Дидактическа игра «Когда это бывает?» (времена года). 1
30 Тема: «Утро-вечер, день-ночь»
Цель: Закрепить части суток: утро, вечер, день, ночь. Продолжать учить различать и называть геометрические тела: куб, шар.
Упражнять в обследовании формы предметов осязательнодвигательным путем.
Дидактическа игра «Живые цифры». 1
31 Тема: «Порядковый счет»
Цель: Продолжать учить детей считать в пределах 5 по порядку. Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки (логические задачи).
Закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Их отличие от геометрических тел (куб, шар).
Дидактическа игра «Когда это бывает?» 1
32 Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки»
Цель: Продолжать учить детей измерять два предмета с помощью третьего - условной меры.
Развивать умение детей выявлять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство предметов и находить лишний предмет.
Дидактическа игра «У кого столько же?» 1
33 Тема: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Учить детей пользоваться словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Продолжать учить детей отсчитывать предметы по названному числу (отсчитывай три утки, пять зайчат и т. д.).
Закрепить умение раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по высоте (самый высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и наоборот - самый низкий, выше, ещё выше, самый высокий).
Дидактическа игра «Соедини правильно». 1
34 Тема: «Счет по образцу и названному числу»
Цель: Продолжать учить отсчитывать предметы по образцу и названному числу.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по толщине (самый толстый, толстый, тоньше, ещё тоньше, тонкий, самый тонкий и наоборот). 1
35 Тема: «Веселая угадай-ка»
Цель: Развивать логическое мышление, восприятие, закреплять навыки счета, знание цифр, геометрических фигур. 1
36 Тема: «Чему мы научились» Контрольное Цель: Отслеживание навыков практической работы. Числа и цифры в пределах 5
Сравнение групп предметов, установление равенства и
неравенства
Порядковый счет
Вчера, сегодня, завтра
Измерения с помощью условной мерки 1
Итого 36