Родительское собрание-практикум: «Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы этого общения»


Родительское собрание-практикум
«Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы
этого общения»
«Компьютерной проблемы не существует.Есть проблемы отношенийсо сверстниками и проблемы общения в семье»З.и Н. Некрасовы
1.Причина.
Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.
Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру.
2. Результаты анкетирования.
Я провела в нашем классе анкетирование на тему: "Я и компьютер". Цель анкетирования: узнать, сколько времени проводят дети за компьютером и какова цель работы с компьютером.
В анкетировании участвовало -27чел.
17 чел. проводят за компьютером 2ч и более.
10чел. проводят за компьютером от 30мин до 1ч
14чел. часто выходят в интернет
13 чел. выходят в интернет редко, только с родителями.
На вопрос: « Зачем вы выходите в интернет ?»
7чел – общаюсь с друзьями
12чел – найти необходимую информацию
4чел- не заходят вообще
4чел - играют в игры
На вопрос: «Если вы играете в компьютер, а вас позвали гулять»
25чел- с лёгкостью отложат компьютер и побегут гулять
2чел – никаких друзей , только комп!
Когда так происходит?
Ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов и получить на них ответы. Но у одного из родителей могут быть дела, другому нужно отдохнуть. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.
--К сожалению, мы, родители, нередко сами вовлекаем своего ребенка в виртуальный мир. Нам кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Не дай бог, попадет еще в дурную компанию. Пусть лучше играет. Мало кто задумывается, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, повышению агрессии, проблемам в общении, утрате чувства реальности.
1) Вопрос к родителям
– Чем является компьютер для ребенка?
Ответы родителей.
- Компьютер - помощник в поиске информации;
- Компьютер – это универсальная игрушка, помогающая отвлечь ребенка;
2) Работа в микрогруппах Инструкция: сейчас я вам предлагаю поработать в группе и выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.
«+» «–»
-вызывает положительный интерес к технике;
-развивает творческие способности;
полностью захватывает сознание ребенка;
-устраняет страх перед техникой;
-формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
-развивает воображение, моделируя будущее;
-воспитывает внимательность, сосредоточенность;
-помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
-тренирует память, внимание;
-развивает быстроту действий и реакции;
-воспитывает целеустремленность. -отрицательное влияние на физическое развитие;
-повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
-содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
-обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
-способствует развитию гиподинамии;
-снижает интеллектуальную активность;
-ухудшает зрение.
Вывод:компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно,что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.
Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:
игры типа «убей их всех»
игры – приключения
игры стратегические, в которых требуется принимать решения
развивающие игры
обучающие игры
игры диагностические
графические, связанные с рисованием, конструированием.
1. Игры типа«убей их всех»
Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами,лужами крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.
Герои«стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, утрачивает инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.
2. Игры -стратегии
Формируют внутренний план действий,развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей.Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.
3. Игры- приключения
Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.
Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.
4. Обучающие и развивающие игры
Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей,мыслительных процессов.
Как узнать, зависим, ли ваш ребенок от компьютера.
Симптомы зависимости:
 ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере или становится тревожным;
 большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за компьютером;
 у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
 он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
 расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
 забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
 пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
 ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;
 ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;
 во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
 ребенок становится более агрессивным;
 трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;
 обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.
Наличие уже трёх признаков свидетельствует о формировании зависимости. Поэтому, родители, находите время для общения с вашим ребёнком.
Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой может понадобиться общение с психологом.
Как с одной стороны обеспечить компьютерную грамотность ребенка, и с другой стороны, уберечь своего ребенка от компьютерной зависимости? Советы психологов сводятся к следующим рекомендациям:
 Во-первых, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы.Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
 Во-вторых, ограничьте время за компьютером. Специалисты московского Центра виртуалистики при институте человека РАН выяснили, что для дошкольника компьютер – лишнее.
В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако, необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 – 2 часа до сна и особенно ночью.Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Ведь при подобных условиях ребенок будет ждать этих 15 минут оставшиеся 23 часа 45 минут.
 Третье, компьютер – во благо! Следите за тем, в какие игры играет ребенок. Держите в домашнем компьютере только «добрые» игры или игры, развивающие логическое мышление. Повышайте свою компьютерную грамотность. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе и другим интересам ребенка.
 Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос или динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.
Спасибо за внимание!