Упражнения для правильного произношения звуков речи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Консультация для родителей старших и подготовительных групп ДОУ на тему: «Упражнения для правильного произношения звуков речи»
Подготовила
учитель-логопед
1 кв.категорииПивоварова Татьяна Борисовна
Тренировка произносительных органов, или артикуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится четко только тогда, когда губы, язык, мягкое небо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординировано друг с другом. Артикуляционные движения должны быть достаточно четкими, ненапряженными, дифференцированными.
Именно артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений органов артикуляции, а в результате этих движений и произносятся правильно звуки.
К числу подвижных органов артикуляции, относятся губы, нижняя челюсть, язык и мягкое небо.
Упражнения для губ
Поочередно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку;
«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу;
«Причесывать» нижними зубами верхнюю губу;
Втягивать обе губы в рот;
Втягивать углы рта поочередно;
Вытягивать губы вперед «хоботком»;
Вытягивать губы вперед «хоботком» и выполнять круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки;
Подуть сквозь сомкнутые губы;
Поочередно покусывать верхними зубами нижнюю губу и нижними – верхнюю губу;
С присвистом втягивать губы, имитируя поцелуй;
Чмокать губами;
Быстро, коротко и четко повторять звуки: п-п-п-п, м-м-м-м, б-б-б-б;
Поизносить звуки: а-о-и-у-ы-у-и-о-а;
Мычать при плотно сжатых губах;
Положить на губы бумажку и сплевывать ее;
Удерживать губами резиновое или пластмассовое кольцо;
Удерживать губами узкую соломинку, трубочку широкого диаметра;
Сосать жидкость через трубочку.
Упражнения для нижней челюсти
Поочередно то открывать, то закрывать рот;
Опускать нижнюю челюсть вниз и в этом положении удерживать ее пять секунд;
Медленно открывать рот, подержать его в таком положении несколько секунд, затем медленно закрыть;
Имитировать зевание;
Рот приоткрыть, затем открыть как можно шире, затем также поэтапно закрыть;
Сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.
Упражнения для языка
Выполняются при открытом рте.
Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать язык в таком положении несколько секунд;
Положить узкий язык на нижнюю губу, удерживать язык в таком положении несколько секунд;
Поочередно касаться кончиком языка углов рта;
Поднимать язык к верхней губе;
Поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю губу;
Касаться кончиком языка верхних зубов;
Касаться кончиком языка области за верхними передними зубами - альвеол;
Поочередно высовывать язык изо рта и убирать обратно;
Присасывать язык к небу и удерживать пять секунд;
Прищелкивать языком;
Широким языком облизать верхнюю губу;
Широким языком облизать нижнюю губу;
Проводить кончиком языка по верхушкам зубов по кругу в обе стороны;
Почистить зубы с внутренней стороны языком;
«Колоть» поочередно языком правую и левую щеки с внутренней стороны;
Поочередно зажимать широкий язык губами и зубами;
Посасывать высунутый и зажатый язык;
Вылизывать столовую, десертную и чайную ложки;
Снимать кончиком высунутого языка каплю с ложки;
Сворачивать язык трубочкой, а затем распластывать на нижней губе.
Упражнения для мягкого неба
Широко открывать рот и произносить звук а;
Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых губах;
Проглатывать несколько капель воды из пипетки;
Проглатывать поочередно несколько капель воды и слюну;
Зевать;
Глотать слюну при широко открытом рте.
Жевательные упражнения
Жевательные упражнения активизируют движения всех органов артикуляции, развивают навыки перехода от одной артикуляционной позы к другой.
Жевать с широко открытым ртом;
Жевать и говорить одновременно;
Жевать и считать одновременно;
Жевать и попевать гласные звуки: а-о-у-ы-э;
Жевать, высовывая язык изо рта;
Жевать, активно двигая губами и языком.
Дыхательные упражнения
Надуть щеки и удерживать набранный воздух;
Втянуть щеки и расслабить их;
Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы);
«Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками;
Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта;
Легко дуть на перо, лежащее на столе;
Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась;
Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала;
Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ;
Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность;
На выдохе медленно произносить гласные звуки;
Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде;
Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха;
Пускать мыльные пузыри;
Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты;
Дуть на бутылочку с высунутым языком.
Литература
Агранович З.Е. Овладение техникой речи в дошкольном возрасте/З.Е.Агранович// Дошкольная педагогика. – 2003.- №5. – с.17-54
Школьник Ю.К. Логопедия/Ил. Ю. Школьник.- М.: Изд-во Экспо, 2006.-96 с.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет/Анна Герасимова. - М.: Айрис-пресс, 2007.-224 с. - (Внимание: дети!).