«Педагогические условия эффективного формирования готовности подростков к личностным достижениям к спортивной оздоровительной деятельности» ?
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
«Педагогические условия эффективного формирования готовности подростков к личностным достижениям к спортивной оздоровительной деятельности»
Прежде чем участвовать в соревнованиях по плаванию, необходимо научиться уверенно держаться на воде и выполнить определенный объем подготовительной нагрузки непосредственно в воде. При хорошей функциональной подготовке, вполне достаточно двух-трех занятий в течение четырех недель для успешного участия в соревнованиях и сдачи контрольных проверок. Каждую неделю объем работы необходимо постепенно увеличивать и повышать скорость плавания, изменяя при этом и характер нагрузки: основная работа выполняется на коротких отрезках с относительно высокой скоростью. Кроме того, надо научиться выполнять старт и поворот.
Состояние оптимальной готовности пловца к соревнованиям складывается из многих компонентов физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Именно поэтому спортивная форма есть состояние всесторонней готовности человека к высшим достижениям, к борьбе за победу в любых соревнованиях. Это состояние носит фазовый характер. Различают время приобретения спортивной формы, относительной ее стабилизации и временной утраты. Соответственно этому периоды большого цикла именуют подготовительным, соревновательным, переходным. В подготовительном периоде выделяют этапы общей и специальной подготовки (или первый и второй этапы), а в соревновательном — этап подводящих и итоговых соревнований.
Соревновательный период посвящается стабилизации спортивной формы. Нагрузка, равно как и все средства, планируется таким образом, чтобы обеспечить всестороннюю готовность к участию в соревнованиях каждого спортсмена. В психологическом плане соревновательный период начинается у пловцов с первых же официальных стартов на основную дистанцию.
Как бы хорошо ни осуществлялся процесс тренировки пловца в подготовительном периоде, только лишь с первым официальным стартом он оказывается в тех условиях, в которых ему предстоит бороться за победу или добиваться наивысшего результата.
В состоянии спортивной формы пловцов восстановительные процессы протекают очень энергично. Малейшее снижение нагрузки быстро приводит их организм в фазу суперкомпенсации. Это сопровождается тонким чувством воды, темпа, скорости и дистанции, легкостью движений, повышенной результативностью в тренировочных упражнениях и в заплывах на основную дистанцию. Однако дальнейшее снижение нагрузки приводит к закономерному падению физической работоспособности, к частичной утрате спортивной формы. Именно с этим состоянием сталкиваются многие пловцы, которые, добившись высокого результата на подводящих соревнованиях, по существу, прекращают активную тренировку перед итоговыми соревнованиями сезона и выступают на них плохо.
Поэтому кроме поддерживающих упражнений в соревновательном периоде следует умело использовать средства подводящей тренировки: переменное, интервальное и повторное плавание,— которые позволяли бы спортсмену наряду с освоением темпа основной дистанции так решать нагрузочные задачи, чтобы фаза суперкомпенсации наступала как раз к моменту наиболее ответственных стартов, а не раньше или позже. Такая подготовка носит весьма индивидуализированный характер и строится на отличном знании тренером особенностей каждого спортсмена, поэтому она не терпит никаких рецептов.
Одной из стратегических задач в области физической культуры и спорта является успешное выступление наших спортсменов на соревнованиях.
Высокие спортивные достижения теснейшим образом связаны с мотива-ционной сферой человека, поскольку полная самоотдача в тренировочной деятельности и достигаемые личностью соревновательные результаты во многом обусловлены уровнем развития спортивной мотивации.
Между тем, традиционные подходы к спортивной подготовке юных спортсменов, ориентированные преимущественно на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма, вооружение технико-тактическими умениями и навыками не обеспечивают условий для решения задачи формирования активной личности, способной к спортивному самосовершенствованию.
Существенной психологической особенностью подросткового возраста выступает интенсивное развитие самосознания, направленность психической активности на открытие своего внутреннего мира. Внимание подростка концентрируется на качествах своей личности, своем поведении, на том, как он выглядит в глазах других людей. Самооценка становится важнейшим личностным образованием и начинает регулировать поведение. Осознание противоречия идеального и реального "Я", идеала и собственного несовершенства порождает сильную духовную потребность самосовершенствования, стремление к жизненному, в том числе, и в сфере физической культуры и спорта.
Продолжительность и эффективность занятий спортом предполагает наличие комплекса специфических установок по отношению к себе и своей спортивной деятельности, которые определяют качественное своеобразие содержания самосознания личности спортсмена. К ним относятся установки на: достижения успеха и рациональное принятие возможной неудачи; участие в соревновательной борьбе; самореализацию в избранном виде деятельности; соблюдение норм спортивной этики, уважения к сопернику; коллективистическое самоопределение; личностное саморазвитие; реализацию волевого поведения; спокойное отношение к себе и к своей деятельности; завышение самооценки и уровня жизненных притязаний; самостоятельное и инициативное поведение. Низкий уровень развития самосознания подростков, занимающихся спортом, проявляется в слабой выраженности этих установок, и поэтому выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению у них спортивной мотивации. Поэтому одной из задач общей психологической подготовки спортсменов подросткового возраста является развитие способности к самопознанию, самоотношению и самоопределению в спортивной деятельности. Педагогическими условиями формирования самосознания у пловцов подросткового возраста в процессе спортивной деятельности являются:
1) вооружение спортсмена знаниями об уровне и динамике развития способностей, тренировочных и соревновательных нагрузках, ходе и результатах их выполнения, результатах решения задач спортивной тренировки; состоянии здоровья и функциональных возможностях организма;
2) формирование умений и навыков самоконтроля функционального состояния организма и состояния психической готовности к соревнованиям;
3) вооружение спортсменов знаниями об идеальных модельных характеристиках соревновательной деятельности, физической, функциональной и технической подготовленности;
4) применение соревновательного метода тренировки;
5) ориентация при оценивании эффективности спортивной деятельности на индивидуальные темпы прироста соревновательных результатов и показателей спортивной подготовленности;
6) организация самостоятельной учебно-тренировочной деятельности;
7) особенности личности тренера, проявляющиеся в его отношении к себе и к своей деятельности;
8) формирование перспективы целей спортивной деятельности;
9) соответствие формируемых целей личностно-значимым ценностям и реальным возможностям спортсмена, и предъявляемым к нему требованиям;
10) формирование правильного отношения к тренировочной деятельности с применением тренингов причинных схем и личностной причинности;
11) обучение способам самовоздействия на основе проговаривания во внутренней речи ключевых идей, отражающих в лаконичной форме основные отношения спортсменов к себе и к своей спортивной деятельности.
Воздействие тренера на спортсмена осуществляется чаще всего путем использования комплекса психолого-педагогических и психотерапевтических мероприятий (беседы, лекции, гетеротренинг, внушенный отдых, аутотренинг и др.). Планомерное и комплексное использование описанных методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования.
Список литературы
Актуальные вопросы спортивного плавания: Сб. науч. трудов. Омск, 1985.
Булгакова Н.Ж. Обучение и тренировка юного пловца. М.: Физкультура и спорт, 1963.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1978.
Воронцов А.Р. и др. Методика многолетней подготовки юных пловцов.М., 1989.
Иванченко Е.И. Теоретико-методические основы подготовки и подведения пловцов к основным соревнованиям сезона. на этапе высшего спортивного мастерства. Минск, 1990.
Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой: Сб. науч. трудов. Л., 1984.
Макаренко Л.П. Юный пловец: Учеб. пособие для тренеров ДЮСШ. М.: Физкультура и спорт, 1983.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
Методологические проблемы совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов: Сб. науч. трудов. М., 1984.
Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982.
Набатникова М.Я. Плавание. Учеб. для тренеров. М.: Физкультура и спорт, 1962.
Научное обеспечение подготовки пловцов / Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. М., 1983.