Анализ мониторинга готовности педагогов к работе с одаренными детьми


МБОУ
СОШ № 78
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 78» (МБОУ СОШ № 78)
ул. Макаренко, 28, г. Новосибирск, 630027
Тел/факс 272-44-55; е-mail: sch_78@mail.ru
АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
МБОУ СОШ № 78 К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли учащиеся свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно иногда чисто интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой “зажигает” своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно – “только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у школьника, так и у его учителя).
Идея создания в школе системы работы с одаренными детьми родилась не на пустом месте. Одно из основных условий – высокий кадровый потенциал школы. Все педагоги регулярно повышают квалификацию на курсах различного уровня, в том числе дистанционных, обобщают опыт работы, проводя мастер-классы, открытые уроки, участвуя в научно-практических конференциях различного уровня, публикуя статьи. На основе ряда работ известных ученых, выделены основные элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Элемент готовности Основные показатели
Мотивационная Принятие детей данной категории.Желание работать с одаренными детьми.Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Научно-исследовательская. Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.Статус педагога-исследователя.Публикации. Участие в профессиональных конкурсах.
Методическая. Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни).Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.Знание психологии одаренных детей.Профессиональная компетентность (по предмету).Регулярное повышение квалификации.
Коммуникативная. Коммуникативная компетентность.Организаторские способности.
Личностная.
Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.Высокий уровень эмпатии.Толерантность, гибкость.Лидерские способности, стремление к личностному росту.Уравновешенность.Рефлексия, способность к самоанализу. Живой, активный характер, чувство юмора.
В рамках реализации Программы «Одаренные дети», нами было проведено анкетирование педагогов с целью выявления их готовности к работе с одаренными детьми.
Проанализировав ответы педагогов на вопросы анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» мы получили следующие результаты: (В анкетировании приняли участие 26 педагогов, что составило 74,2% от общего числа, работающих в школе).





1524001524000












По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
Необходимо повышать методическую готовность учителя к работе с одаренными детьми через систему семинаров, курсы повышения квалификации;
Проводить дополнительные занятия с педагогами для коррекции и повышения готовности к работе со способными и одаренными детьми.
На основе результатов анализа мотивационной готовности была проанализирована система работы педагогов, получивших высокие баллы и, следовательно, характеризующихся высоким уровнем готовности к работе с одаренными детьми. Все они являются действительно творческими учителями, используют нестандартные и нетрадиционные формы обучения выступают на семинарах, педсоветах, участвуют в конференциях, конкурсах, имеют публикации, ежегодно готовят учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам.
Пример этих педагогов – яркий показатель зависимости личностно-профессиональных качеств педагога (творческое мышление, исследовательские умения, инновационная и методическая активность и т.п.) и степени раскрытия способностей школьников.
Педагог должен обладать такими личностными качествами, необходимыми для работы со способными и одаренными детьми, как высокий уровень эмпатии, толерантность, тактичность, уравновешенность, высокий уровень коммуникативной компетентности, стремление к личностному росту, активной жизненной позицией, чувством юмора, лидерскими и организаторскими способностями.
Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных. Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.
Таким образом, только учитель, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.