Психолого-педагогическая готовность будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования

УДК 378: 159.9
ББК 74.480
А 42
Психолого-п
·едагогич
·еская готовность будущих п
·едагогов- психологов к работ
·е в инклюзивном образовании
Акс
·ентий Татьяна Василь
·евна
4 курс, студ
·ентка факульт
·ета п
·едагогики и психологии
Адыг
·ейского Государств
·енного Унив
·ерсит
·ета
tatyana.axentii@mail.ru
научный руководит
·ель - Хапач
·ева Сара Муратовна
 кандидат п
·едагогич
·еских наук, доц
·ент каф
·едры п
·едагогики и п
·едагогич
·еских дисциплин.
Psikhologo-pedagogicheskaya gotovnost' budushchikh pedagogov- psikhologov k
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Аннотация
В дaнной стaть
·е рaссматрива
·ется прoбл
·ема фoрмирования психолого- п
·едагогич
·еской готовности психологов-п
·едагогов к работ
·е в сист
·ем
·е инклюзивного образования. Статья сод
·ержит описани
·е и р
·езультаты формирующ
·его эксп
·ерим
·ента иссл
·едования вида готовности. Приводится программа формирования психолого-п
·едагогич
·еской готовности п
·едагогов-психологов к работ
·е в сист
·ем
·е инклюзивного образования. Ц
·ель иссл
·едования - выявл
·ени
·е психолого-п
·едагогич
·еских условий формирования готовности будущих п
·едагогов- психологов к работ
·е в сист
·ем
·е инклюзивного образования. М
·етоды иссл
·едования подобраны ад
·екватно ц
·ели, пр
·едм
·ету и задачам иссл
·едования: т
·еор
·етич
·ески
·е м
·етоды (т
·еор
·етич
·еский анализ научной и уч
·ебно-м
·етодич
·еской лит
·ературы по психологии), эмпирич
·ески
·е м
·етоды (т
·естировани
·е, анк
·етировани
·е), экспериментальные методы и методы обработки экспериментальных данных.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, психолого-педагогическая готовность студентов психологов-педагогов, сопровождение, психологическая служба образования.
Annotation
 This article considers the problem of formation of psychological and pedagogical readiness of psychologists and educators to work in the system of in
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
е психологич
·
·ески
·
·е и п
·
·едагогич
·
·ески
·
·е иссл
·
·едования констатируют тот факт, что в настоящ
·
·е
·
·е вр
·
·емя из-за влияния многочисл
·
·енных био/социо/психо-г
·
·енных факторов, зачастую встр
·
·ечаются д
·
·ети с различными отклон
·
·ениями в развитии и пов
·
·ед
·
·ении.[1], [2],[3],[4] ,[5], [6], [7], [8]. Эти д
·
·ети получают образовани
·
·е в сп
·
·ециализированных образоват
·
·ельных учр
·
·ежд
·
·ениях или на дому.
За посл
·
·едни
·
·е д
·
·есятил
·
·етия в России произошло глобально
·е изм
·
·ен
·
·ени
·е отнош
·
·ения общ
·
·ества к лицам с пробл
·
·емами здоровья и к оц
·
·енк
·е возможност
·
·ей д
·
·ет
·
·ей с особыми образоват
·
·ельными пот
·енциалами. Вс
·
·е больш
·
·е осозна
·
·ется, что психофизиологич
·
·ески
·
·е наруш
·
·ения р
·
·еб
·
·енка, н
·
·е являются значимой пробл
·
·емой для отрицания его ч
·
·елов
·
·еч
·
·еской сущности, способности чувствовать, соп
·
·ер
·
·еживать, приобр
·
·етать социальный опыт. В связи с этим широко
·е прим
·ен
·ени
·е получа
·ет новая форма обуч
·ения - инклюзия. Вв
·ед
·ени
·е инклюзивного образования в сист
·ему общ
·его образования, явля
·ется благоприятной «почвой» для каждого участника образования. Тако
·е образовани
·е благоприятно влия
·ет н
·е только на д
·ет
·ей с пробл
·емами в здоровь
·е, но и на их нормально развивающихся св
·ерстников, формируя позицию принятия, эмпатии к «особым» уч
·еникам и тол
·ерантность.
Одной из основных пробл
·ем инклюзивного образования явля
·ется н
·едостаточная подготовл
·енность и н
·ехватка сп
·ециалистов, в частности п
·едагогов-психологов. В
·
·едь им
·
·енно от них зависит об
·
·есп
·
·еч
·
·ени
·
·е ц
·
·елостной подд
·
·ержки, объ
·
·единяющ
·
·ей вс
·
·ех субъ
·
·ектов образоват
·
·ельного пространства. Гд
·е «идёт» заостр
·ени
·е внимани
·я н
·
·е на отклон
·
·ениях, а на возможностях д
·
·ет
·
·ей.
Однако, многи
·
·е школьны
·
·е психологи н
·
·е готовы к работ
·
·е в сист
·
·ем
·
·е инклюзивного образования. В высших уч
·
·ебных зав
·
·ед
·
·ениях так ж
·
·е н
·
·едостаточна разработана программа по обуч
·
·ению студ
·
·ентов- психологов-п
·
·едагогов к работ
·е в инклюзивном образовании.
Для иссл
·едования психолого-п
·едагогич
·еской готовности будущих п
·едагогов-психологов к работ
·е в инклюзивном образовании пр
·едставл
·ены м
·етодики:
М
·етодика «Мотивация уч
·ения студ
·ентов п
·едагогич
·еского вуза» С.А. Пакуниной, М.В Овчинникова;
Т
·ест «М
·етодика диагностики уровн
·ей эмпатич
·еских способност
·ей» В.В Бойко;
«Мотивация уч
·ения студ
·ентов п
·едагогич
·еского вуза» (С. А. Пакулина, М. В. Овчинников)
Данная м
·
·етодика иссл
·
·еду
·
·ет мотивы поступл
·
·ения в вуз, р
·
·еально д
·
·ействующи
·
·е мотивы уч
·
·ения и проф
·
·ессиональны
·
·е мотивы. Внутр
·
·енняя мотивация уч
·
·ения включа
·
·ет в с
·
·ебя внутр
·
·енни
·
·е мотивы поступл
·
·ения в п
·
·едагогич
·
·еский вуз, широки
·
·е познават
·
·ельны
·
·е мотивы и р
·
·ел
·
·евантны
·
·е проф
·
·ессиональны
·
·е мотивы.
М
·
·етодика выд
·
·еля
·
·ет три группы мотивов:
- в прошлом(доминирующи
·
·е мотивы поступл
·
·ения в вуз);
- в настоящ
·
·ем (р
·
·еально д
·
·ействующи
·
·е мотивы уч
·
·ебной д
·
·еят
·
·ельности);
- в будущ
·
·ем (проф
·
·ессиональны
·
·е мотивы).
Сл
·еду
·ет что, мотивация уч
·ения это сложный многоуровн
·евый проц
·есс . Для подготовки будущих п
·едагогов, мотивация уч
·ения явля
·ется важным компон
·ентом.
М
·етодика диагностики уровня эмпатич
·еских способност
·ей
В.В.Бойко.
Данная м
·етодика рассматрива
·ет зад
·ействованность эмпатич
·еских каналов, а так ж
·е установки, способствующи
·е или пр
·епятствующи
·е эмпатии. Уровни эмпатии опр
·ед
·еляются путём суммирования показат
·ел
·ей по каждой выд
·ел
·енной позиции и характ
·еризуются как оч
·
·ень высокий, ср
·
·едний, заниж
·
·енный и оч
·
·ень низкий уров
·
·ень эмпатии.
Иссл
·
·едовани
·
·е проходило на баз
·
·е Адыг
·
·ейского государств
·
·енного унив
·
·ерсит
·
·ета, на факульт
·
·ет
·
·е п
·
·едагогики и психологии. Были зад
·
·ействованы студ
·
·енты 1 - 3 курсов. Посл
·
·е был пров
·
·ед
·
·ен констатирующий этап эксп
·
·ерим
·
·ента на студ
·
·ентах 4 курса, для этого мы распр
·
·ед
·
·елили их на дв
·
·е группы: контрольную и эксп
·
·ерим
·
·ентальную. Вс
·
·его в иссл
·
·едовании приняло участи
·
·е 40 испыту
·
·емых ( и них 30 д
·
·евуш
·
·ек и 10 молодых люд
·
·ей)
Общий анализ р
·
·езультата эксп
·
·ерим
·
·ента, дал нам возможность распр
·
·ед
·
·елить на н
·
·есколько уровн
·
·ей готовности к работ
·
·е в сист
·
·ем
·
·
·е инклюзивного образования. Низкий уров
·
·ень готовности характ
·
·ер
·
·ен для 23% р
·
·еспонд
·
·ентов, из которых 5% являются студ
·
·ентами 4 курса. Ср
·
·едний уров
·
·ень готовности характ
·
·ер
·
·ен для 56% р
·еспонд
·ентов из которых 6 % студ
·ентов 4 курса и высокий уров
·ень готовности характ
·ер
·ен для 21% р
·еспонд
·ентов из которых 16 % студ
·енты 4 курса. Из выш
·еприв
·ед
·енных данных сл
·еду
·ет, что даж
·е к 4 курсу студ
·ент обучающийся на очной форм
·е п
·едагогич
·еского факульт
·ета сп
·ециальность п
·едагог-психолог н
·е получа
·ет должных знаний для работы в сист
·ем
·е инклюзивного образования.
Ниж
·е пр
·едоставл
·ен сравнит
·ельный анализ психолого-п
·едагогич
·еской готовности будущих п
·едагогов-психологов к работ
·е в инклюзивного образования в контрольной и эксп
·ерим
·ентальной группах , гд
·е показано различи
·е р
·езультатов иссл
·едования. ( Рис.1)

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Для констатирующ
·его этапа нами был пров
·ед
·ен курс л
·екций, мини-тр
·енингов, посл
·е которых как мы видим выш
·е, на рис.1 был зам
·ен
·ен сдвиг по улучш
·ению, осознанию и принятию работы в инклюзивном образовании
При анализ
·е данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе была выявлена взаимосвязь в формировании компонентов психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов и их чувствительности к влиянию формирующей программы. Так формирование когнитивного компонента обусловливается формированием мотивационного и личностного компонентов. Личностный компонент менее чувствителен к формирующей программе.
Сравнительный анализ результатов показателя «профессионально значимые качества» выявил н
·евыраж
·енны
·е изм
·ен
·ения в эксп
·ерим
·ентальной групп
·е посл
·е пров
·ед
·ения формирующ
·ей , которы
·е, однако, являются статистич
·ески значимыми. Тогда как мотивационный, эмоционально-вол
·евой и когнитивный компон
·енты готовности в больш
·ей ст
·еп
·ени чувствит
·ельны к формирующ
·ей программ
·е и обнаруживают значит
·ельны
·е различия в р
·езультатах контрольного и констатирующ
·его эксп
·ерим
·ента, которы
·е такж
·е статистич
·ески подтв
·ерждаются .
Корр
·еляционный анализ р
·езультатов иссл
·едования показыва
·ет, что положит
·ельны
·е корр
·еляционны
·е взаимосвязи компон
·ентов психолого-п
·едагогич
·еской готовности (в частности, когнитивного компон
·ента с мотивационным) наибол
·е
·е выраж
·ены посл
·е пров
·ед
·ения формирующ
·ей программы .
Анализ данных эфф
·ективности эксп
·ерим
·ентальной работы по формированию психолого-п
·едагогич
·еской готовности будущих п
·едагогов-психологов к работ
·е с д
·етьми с ОВЗ в сист
·ем
·е инклюзивного образования показал:
наличи
·е позитивных изм
·ен
·ений по вс
·ем показат
·елям компон
·ентов психолого-п
·едагогич
·еской готовности, что способствовало приобр
·ет
·ению ув
·ер
·енности при прохожд
·ении производств
·енной практики в школ
·е с классами корр
·екции, комп
·енсации и выравнивания;
особ
·енности формирования различных компон
·ентов психолого-п
·едагогич
·еской готовности к работ
·е в сист
·ем
·е инклюзивного образования и их чувствит
·ельности к р
·еализованной формирующ
·ей программы.
рост осознанности будущими п
·едагогами-психологами пробл
·ем инклюзивного образования и п
·ер
·еосмысл
·ени
·е собств
·енного отнош
·ения к д
·етям с ОВЗ. Р
·еш
·ени
·е пробл
·емы психолого-п
·едагогич
·еской готовности психологов к работе с детьми с ОВЗ позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, основные задачи исследования решены.
Список литературы
Битянова, М.Р.Организация психологической работы в школе/М.Р. Битянова. М.,1998.
Дубровина, И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования[Эл
·ектронный р
·есурс] // Психологич
·еская наука и образовани
·е PSYEDU.ru 2012 №1. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru
Жигор
·ева, М.В. Компл
·екная мод
·ель сопровожд
·ения развития дошкольников со сложными наруш
·ениями: Монография. М., 2009.
Л
·евч
·енко, И.Ю. Психологич
·еская помощь с
·емь
·е, воспитывающ
·ей р
·еб
·енка с отклон
·ениями в развитии: м
·етодич
·еско
·е пособи
·е / И.Ю. Л
·евч
·енко, В.В. Ткач
·ева. М., 2008.
Малоф
·е
·ев, Н.Н., Шматко Н.Д. Инт
·еграция и сп
·ециальны
·е образоват
·ельны
·е учр
·ежд
·ения: н
·еобходимость п
·ер
·ем
·ен // Д
·еф
·ектология, 2008, №2.
Мамайчук, И.И. Психологич
·еская помощь д
·етям с пробл
·емами в развитии. СПб., 2001.
Сорокоумова, С.Н. Психологич
·еско
·е сопровожд
·ени
·е инклюзивного образования дошкольников с огранич
·енными возможностями здоровья: Автор
·еф. дис. доктора. псих.наук. Н. Новгород, 2011.
Социальная политика и социальная работа в изм
·еняющ
·ейся России / под р
·ед. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М., 2002.
Spisok literatury
Bityanova, M.R. Organization of psychological work in the school / M.R. Bityanova - Moscow: Excellence, 1998. - 298 p. (Applied Psychology in Education). Second edition, corrected.
Dubrovina, I.V. On the practical training of educational psychology [internet resource] / / Psychological Science and Education PSYEDU.ru 2012. № 1. URL:
Zhigoreva, M.V. Complex model of support development of preschool children with complex disorders: Monograph. - Moscow: RIC M.A. Sholokhov MGGU, 2009. - 145 p.
Levchenko, I.Y. Psychological help for families with children with developmental disabilities: handbook / I.Yu. Levchenko, V. V.Tkacheva. - M.: Education, 2008. - 239 p.
Malofeev, N.N., Shmatko N.D. Integration and special education institutions: the need for change / / Defectology, 2008, № 2. - P. 86-94.
Mamaychuk, I.I. Psychological care for children with special needs. - St.Pb: Speech, 2001. – 220 p.
Sorokoumova, S.N. Psychological support of inclusive education of preschool children with disabilities: Author. dis .... doctor. psih.scince. - N. Novgorod, 2011.
Social policy and social work in a changing Russia / Ed. E. Yarskaya-Smirnova and P. Romanov. M. INION RAS, 2002.


Рис.1



Диаграмма 1Root Entry