Урок русского языка И в шутку, и в серьёз

Русский язык
2 класс
Тема: Проект «И в шутку и в серьёз. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях»
Цель: формировать умения употреблять большую букву в именах, отчествах, фамилиях; развивать устную речь, мышление; развивать внимание, память, наблюдательность; воспитывать уважение к традициям нашего народа.
Формируемые УУД: познавательные – поиск необходимой информации, смысловое чтение, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные – составление плана и последовательности действий, способность к мобилизации сил при решении проблем; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация.

Ход урока.

Организационный момент
Учитель
Уже звонок нам дал сигнал,
И на урок нас всех позвал,
Значит, время не теряйте
И работу начинайте.
Пресс-конференция «Твоё имя – твой друг»
Сообщение темы и задач урока.
- Ребята, успех сегодняшнего урока зависит от каждого из вас. Особенно – от исследователей, ведь надо как можно лучше рассказать всё, что они успели узнать, об употреблении большой буквы при написании имён, отчеств и фамилий. От журналистов ждем материал в классный уголок
2. Распределение ролей.
- Сегодня у нас работают журналисты из журнала «Почемучка», газеты «Факты».
К нам так же пришли историки, ученые, литературоведы, статистики.
3. Вопрос журналистки Наталки – Вопрошалки из журнала «Почемучка».
-Какое имя самое популярное в нашей стране?
1-й историк.
В основе большинства имён, как известно, очень часто лежат общеупотребляемые слова и старые названия примет людей, названия животных, птиц, речек, лесов. Слова эти бывают не только славянского происхождения, а и иностранные: греческие, латинские, восточные и других народов.
Иностранное слово стало основой самого распространенного в России имени Иван. Основа имени Иван – древнееврейское имя и означает Яхве (Бог)
2 историк.
Имя Виктор родилось на далёких римских землях. Его основой есть латинское слово виктория – победа. В Древнем Риме слово «виктор» можно было слышать в дни триумфального возвращения с битв.
историк.
Самое распространённое женское имя – Людмила - людям мила.
Удивительную судьбу иногда имеют человеческие имена, как, например имя Наталья. Наталис по латински означает принадлежащий ко дню рождения, рождение гения.
4 историк.
Почти в каждом городе и селе почти во всём мире можно встретить сотни, тысячи девочек и женщин, которых называют такими красивыми именами: Екатерина, Кэтлин, Катря, Катарина. Имя, которое когда-то принадлежало к царским именам, попало к нам из Древней Греции.
Катеринос – на греческом языке означает чистая, непорочная, святая.
5 историк.
Есть еще много имён. Обо всех сегодня не можем рассказать, но коротко сказать, что они означают, можно.
Вера – правдивая, настоящая, истина.
Владимир – владелиц мира.
Григорий – здоровый, внимательный.
Дмитрий – плод земли.
Игорь – молодой, юный.
Лариса – чайка.
Леонид – царь зверей – лев.
Елена – свет, сияние, факел.
Руслан – сильный, большой.
Александр – защитник людей.
Светлана – та что сияет
София – мудрая
Тамара – пальма
Тарас – бунтарь
4. Здания для учеников.
- Каждый человек имеет своё имя, отчество, фамилию. Давайте проверим, как вы знаете своё имя, отчество, фамилию.
Ответы детей.
- Как правильно писать имя, отчество, фамилию?
Задание 1 (работа группах).
Образуйте имена и отчества детей, когда они вырастут. Запишите, что у вас получилось.

Имя ребёнка
Имя отца

Ольга
Иван

Елена
Михаил

София
Руслан

Андрей
Николай

Александр
Виктор

Анастасия
Вадим


Задание 2 (работа в группах).
В словах зашифрованы имена детей, найдите их и запишите.
Доля, пират, романтика, прогалина, максимум, тополя.
5. Вопрос журналиста Василия Вопросникова из газеты «Факты»
- Как возникли имена?
1 ученый.
Сначала это были имена, которое давали детям старшие родственники. Влияло на такой выбор время года, название животных, деревьев или черты характера.
Поэтому называли детей Зима, Волк, Сокол, Весна, Добролюба, Крикун. Спустя некоторое время эти имена стали фамилиями.
2 ученый.
Много фамилий в русском языке образовались от названия профессий: Швец, Пекарь, Бочкарёв, Токарев, Столяров. Большая часть современных фамилий, образованные от имён: Давид – Давиденко, Василий – Васильченко, Василенко; Михаил – Михайленко, Михайлов.
Задание 3 (работа в группах).
- Запишите фамилии учеников класса, которые имеют одинаковые имена.
Задание 4 (работа в группах).
Подберите и запишите созвучные женские и мужские имена.
(Виктор – Виктория, Валерий –Валерия, Александр –Александра, Валентин – Валентина, Евгений – Евгения)
6. Вопрос журналиста Андрея Почемучкина.
- А фамилии, каких писателей вы знаете?
1 литературовед.
Корней Иванович Чуковский, Николай Николаевич Носов, Самуил Яковлевич Маршак, Алексей Николаевич Толстой – эти детские писатели создали много книг для малышей. Их читали наши бабушки, мамы, а теперь читаем мы.
2 литературовед.
Есть люди, одно существование которых делает жизнь радостной и счастливой. Это слова о Виталие Бианки.
Бианки был высокообразованным человеком. Для детей написал много рассказов, сказок.
Физкульт минутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой-встанькой будто стали,
В потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Составление родового дерева
Зачем надо знать свой род?
Конкурс скороговорок.
Дарья дарит Дине дыни.
У Бори винт. У Вити бинт
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
Информационное бюро.
1 статист.
Самым распространённым мужским именем в России есть Иван, а женским – Анна.
2 статист
Самыми длинными именами есть: Аполлинарий, Максимилиан, Пантейлемон.
3 статист
Самыми короткими именами: Ян и Ия.
Задание 5 (работа в группах).
Вы получили листы, на которых записаны имена. Вам надо по начальным буквам дать характеристику этому человеку. Три группы получают задание с именем София, три – Антон.
А – аккуратный С – смелая
Н – начитанный О – ответственная
Т – трудолюбивый Ф – фантазёрка
О – обязательный И – интересная
Н – непоседливый Я – яркая
Проверка выполнения заданий.
VI. Рефлексия.
Задание 6 (работа в группах).
Составление сенкана на тему «Имя».
Прозвище
Любимое, ласковое
Дают, зовут, передают
Спутник по жизни
Человеку даётся при рождении
Итог урока
– Понравился вам сегодняшний урок?
– Что вы нового узнали?
Составление ассоциативного куста.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Ребята, вы только что познакомились с несколькими новыми профессиями. Какая группа, какой профессии, лучше справилась с заданием? (Ответы детей, оценка работы групп учеников)
- Выбирая имя, надо не забывать, что оно - вечный спутник человека. Мы не имеем права забывать, что это ниточка, которая связывает нас сродным народом, с родным краем.









13PAGE 15


13PAGE 14115





Большая буква



имена



отчества



фамилия