Открытый урок по естествознанию на тему Многообразие природных явлений
Открытый урок по естествознанию в 5 классе
Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ»
Цель урока: пробудить у учащихся познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла – химии, физике , биологии ;вовлечь их в исследовательскую деятельность; показать необходимость изучения предметов для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни человека. Показать связь наук между собой. Формировать умения проводить опыты и эксперименты. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА.
1.Орг.момент
-Здравствуйте ,уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычный урок ,а урок путешествие по естествознанию на тему «Многообразие природных явлений» по удивительному континенту трех наук- химии, физике и биологии-СИМБИОЗИИ. СЛАЙД №1
Итак в путь! В главном дворце страны знаний, этого континента хранятся несметные богатства и чтобы добраться до сокровищницы знаний необходимо пройти нелегкий путь и изрядно потрудиться. Многие пытались проникнуть в этот дворец и им не хватало главного ключа –знаний. СЛАЙД №2
Для совершения путешествия ставим цели: сделать остановку в стране Физике ,пройти по стране Биологии ,добраться до страны Химии, перейти границу и оказаться в царстве Знаний. Где растет необычное дерево ,на котором по ходу путешествия начнут расти яблоки ,цветы. Яблоки –это пятерки, цветы –это четверки. Чем больше яблок ,тем быстрее мы попадем в царство знаний. Сегодня у нас присутствуют старшеклассники ,которые будут помогать мне и вам и будут нашими экспертами. СЛАЙД №3
Эпиграфом нашего урока стали слова Гете «Мало знать ,надо и применять ,мало хотеть, надо и делать».
КАРТА СТРАНЫ, дерево (цветки ,яблоки,листья)
У каждого из вас есть оценочные листы для работы на уроке. Баллы
(от 1 до 5)
-Вначале мы проверим как вы усвоили прошлые темы.
2) Актуализация знаний.
А)Фронтальный опрос СЛАЙД №4
-Что такое физическое тело?
-Что такое вещество?
-Что такое атом?
-Чем измеряют тела?
-Какие существуют весы?
-Единицы измерения массы веществ?
Теперь возьмите листы №1 и в течении 5 минут ответьте на вопросы.
3)Тесты СЛАЙД №5 Тесты по теме « Естествознание»
1.Рассвет и закат это:
А)тело;Б)вещество;В)явления;Г)реакция;
2.К ествественным наукам не относится:
А)история;Б)астрономия;В)физика;Г)химия;
3.Наука о живой природе:
А)экология;Б)география;В)биология;Г)геология;
4.Наука о растениях:
А)анатомия;Б)физиология;В)ботаника;Г)геология;
5.Наука изучающая явления природы:
А)биология;Б)химия;В)физика;Г)география;
СЛАЙД №6
3)Распределите по столбцам слова: ложка,солнце,гвоздь,белка,береза,лягушка,оса ,дерево,книга
Живые тела Неживые тела
4) «Лишнее слово» СЛАЙД №7
Зачеркните лишние слова
А)железо,золото ,гвоздь,алюминий
Б)книга, ручка,стакан,стекло
В)слон,телефон,собака ,рысь
5)Составьте правильно слова из слов-перевертышей:
ЩЕТОСВЕВ
ФУФЗИЯДИ
ГОЛОРАМИМК
3)Новая тема. СЛАЙД №8
А)Ну а теперь в путь !
-Человек издавна пытался объяснить необъяснимое ,увидеть невиданное ,услышать неслышное. Оглядываясь вокруг себя ,он размышлял о природе и пытался решить загадки ,которые она перед ним ставила. Миру природы свойственны многие явления. Процессы происходящие в природе называются ЯВЛЕНИЯМИ.
СЛАЙД №9
Различают физические ,химические ,биологические явления. Все явления можно объяснить с научной точки зрения. Б)ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СЛАЙД №10
Начинаем с физических явлений.
Первая остановка с стране Физики.
Физика (от греческого слова "фюзис" - природа). Физика изучает разнообразие явлений природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга. Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно сделать ни автомобиля, ни самолета, ни холодильника, ни подъемного крана, ни компьютера. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики. (Сообщение старшеклассников)
Зачем нужна физика?
Создать автомобиль, самолет, холодильник, подъемный кран, компьютер.
Процессы в природе, при которых меняется форма и состояние. (запись в тетрадь).Некоторые из них посмотрим и воспроизведем. Световые –фонарики на сотках. Звуковые –похлопаем в ладоши. Тепловые –потрем ладошки.
Физические опыты1.Световые явления (Биологическая люминисценция)-это как физическое ,так и биологическое явление.
«Биологическая люминисценция»(сообщение учащихся)
СЛАЙД №11,12,13,14,15
Забудьте о мерцающих в ночном небе звездах. Настоящие светящиеся красоты находятся сотни метров под поверхностью океана – это биологически флуоресцентные и люминесцентные организмы, населяющие коралловые рифы в мировом океане.
ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ. СВЕЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ. Слово «люминесценция» произошло от латинского lumen – свет.
Какова же разница между биологической флуоресценцией и люминесценцией? Биологически флуоресцентный организм – это тот, что впитывает свет из внешнего источника для свечения, в то время как источник света для биологически люминесцентного организма находится внутри и является результатом ряда выделяющих свет химических реакций, происходящих в организме.
Зеленое свечение
Биологическая люминесценция происходит благодаря белку под названием "зеленый флуоресцентный белок", или ЗФБ. В 2008 году Нобелевская премия по химии была присуждена группе исследователей, которые открыли и изучили использование ЗФБ у биолюминесцентных медуз Aequorea victoria. Коралловые полипы акропоры на фото вырабатывают ЗФБ и, соответственно, светятся зеленым при воздействии на них синим светом. СООБЩЕНИЕ уч-ся
2.Звуковые явления СЛАЙД №16
Звук-это колебания воздуха ,воспринимаемые нашим ухом. Звук измеряется в децебеллах. Скажите друг другу шепотом ,что-нибудь приятное. Шепот содержит всего 30 ДБ.А звук реактивного самолета-190 ББ. Вывод: Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека
3.Магнитные явления СЛАЙД №17
Существуют магнитные явления .
3 опыт «Как достать скрепку не замочив руки»
(Магнит, стакан, скрепки) Магнитная сила действует через стекло.
Вывод: Магнитное поле - это особый вид материи, через которую передается силовое воздействие на движущиеся электрические заряды и тела, обладающие магнитным моментом. Магнитное поле может создаваться как током, так и намагниченными телами.
4.Электрические явленияКак можно показать электрические явления?
Наэлектризованные бумажки и ручки.
Физические опыты (работа в группах)
1опыт Сначала наливаем воду в пластиковую бутылку и растворяем в ней соду. Затем размешиваем добавляем уксус через воронку. Надеваем шарик и закрепляем скотчем. Шарик надувается . Вывод: Пищевая сода и уксус вступают в реакцию, выделяя углекислый газ. Он повышает давление и надувает шарик.
2опыт «Рис в газировке»
Вывод:Посмотрите зерна –неугомонные и постоянно двигаются. Это происходит из-за того ,что в жидкости содержится газ, он постоянно находится под давлением ,его плотность ниже ,чем у жидкости в банке, поэтому пузырьки поднимаются на поверхность. Зернышки прилипают к ним и поднимаются к поверхности. Освободившись от газа зернышки идут вниз. Потом повторяется все сначала. Происходит до тех пор пока газ не выйдет.
В)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(Для профилактики близорукости, дальнозоркости) СЛАЙД №18
Г)Биологические явления
А теперь переместимся в страну БИОЛОГИЮ и узнаем удивительные истории о животном мире.
Демонстрация ВИДЕО ФИЛЬМОВ СЛАЙД №19,20
«Маскировка камбалы»(сообщение учащихся)-МИМИКРИЯ
Камбала плавает плашмя, прижимаясь ко дну, и всегда маскируется под грунт, подбирая нужный цвет тела. Иногда она зарывается в песок полностью. Камбала обладает способностью быстро изменять окраску той части тела, где расположены глаза. И эта окраска изменяется в зависимости от рисунка и цвета дна. Рыба становится, так похожа на окружающий ландшафт, что ее почти невозможно увидеть.
Если бы камбала держала тело вертикально, как нормальные рыбы, то в одну сторону она бы смотрела двумя глазами, а с другой стороны ничего бы не видела.
Она прижимается ко дну, чтобы обеспечить безопасность снизу и обзор сверху, и чтобы при необходимости быстро скрыться в песке. Камбала питается вкусными морскими жучками вроде креветок и червячков, которые живут у самого дна. Наверно, именно из-за этого она всегда плавает у дна и поэтому получила от природы такую оригинальную конструкцию тела. Плавники камбалы тоже переехали на верхнюю сторону.
Сообщение учащихся
ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ ХАМЕЛЕОНА (ВИДЕОСЮЖЕТ) СЛАЙД №22
Сообщение учащихся
БИОНИКА СЛАЙД №23,24,25
Прикладная наука о применении в тех .устройствах и системах принципов организации свойств ,функций и структур живой природы.
Робот***-это автоматическое устройство с антропоморфным действием ,которое частично или полностью заменяет человека при выполнении работ для жизни.
4) «Химические явления» СЛАЙД №26,27,28
Все, что нас окружает - это тела. Тела состоят из веществ.
Вещества изучает - химия.
Химия-это царица наук. Остановка в государстве Химии.
Хи́мия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.
В проведении опытов образуются изменение цвета ,выделение газа, выпадение осадка , нагревание веществ. СЛАЙД №29,30
Демонстрация опытов учителем
1 опыт «Резиновое яйцо». Необходимо взять уксусную эссенцию и поместить яйцо в раствор. Через 42 часа яйцо станет резиновым.(УЧИТЕЛЬ)
2 опыт (УЧИТЕЛЬ)
1)Крахмал в пробирку с водой +иод2)Нагреть пробирку-цвет измениться
3)затем в стакан с холодной водой
3 опыт
Марганцовка ,глицеринНа салфетку насыпаем в тарелку марганцовку +глицерин ,затем заворачиваем салфетку –она загорается
Опыты ,проводимые учениками.
1 опыт «Дымовуха» гидроперит и анальгин (1т+1т)в пиалушку2 опыт «Змея» (Старшеклассник)
Поджечь на сухом спирте сверху положить кальция глюконат
3 опыт «Шипучка»
Вода +сода +уксус
5)Метеорологичесие явления СЛАЙД №31,32,33
Торнадо,град,снег,гром,молния,цунами идр.
Все явления природы взаимосвязаны между собой.
Заполнить оценочный лист
Учитель раздает оценочные листы к уроку «Многообразие природных явлений»
Викторина.
1.Изменения, происходящие в природе. (Явления) 2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление) 3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» ( пение птиц – воздух – ухо) 4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические) 5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер) 7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…)
8. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…)
9. Назовите по порядку цвета спектра. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Игра «Горячий стул»(новые понятия- физические явления, химические явления, биологические явления ,робот ,люминисценция, мимикрия)
Д/З –Пар.№35,принести сообщение о метеорологических явлениях
Итог урока.Вот мы и посмотрели с вами удивительные природные явления и добрались до страны Знаний. Это только маленькая крупица того ,что вам предстоит узнать . -Что вы сегодня узнали на уроке? Что вам запомнилось больше всего? Если вам очень понравился урок принесите мне красное яблоко, если не совсем –цветок. Наше дерево расцвело буйным цветом. Посмотрите сколько яблок выросло на нем. Надеюсь вы почерпнули много нового и интересного. Удачи вам и успехов в учебе! СЛАЙД 34
Напишите на стикере слово,характеризующие наш урок.