РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
______________ О.В.Редина
«_______» ______________ 2014 г.
·
·
·
·Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
для специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Острогожск 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 07.05.2014 г. № 456), учебного плана ГОБУ СПО ВО «ОАТ».
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».
Разработчик:
Ногинова З.И. преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Рецензенты:
Редина О.В., заместитель директора по учебной работе, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Лахина Т.И., преподаватель общепрофессиональных дисциплин НОУ СПО «Острогожский техникум потребительской кооперации Воронежского облпотребсоюза».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией дисциплин механизации и профессионального цикла подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Протокол №____от «___»_______2014
Председатель цикловой комиссии________ И.И.Топольская
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________ А.А. Рублевская
СОГЛАСОВАНО
Методист ________ Н.В.Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
Область применения программы
4
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
4
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины
5
Структура и содержание учебной дисциплины
6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
7
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
10
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
10
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Области применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Подготовка рефератов
8
Работа с нормативными правовыми актами
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освое
ния
1
2
3
4
Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы
28
Тема 1.1.
Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса
Содержание учебного материала
6
1
Природа и общество:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
общие и специфические черты;
развитие производительных сил общества;
увеличение массы вещества и материалов.
2
2
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности:
влияние урбанизации на биосферу;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
условия устойчивого состояния экосистем;
роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
2
3
Признаки экологического кризиса:
- условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
- глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект; пути их решения.
2
1
Практическое занятие № 1
Естественные экологические системы
2
Тема 1.2. Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Принципы размещения производств различного типа
Содержание учебного материала
4
1
Природные ресурсы и их классификация:
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов;
- взаимосвязь природных ресурсов с размещением производства;
- принципы размещения производств различного типа.
2
2
Пищевые ресурсы человечества:
проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции;
проблемы сохранения человеческих ресурсов.
2
1
Практическое занятие № 2
Сельскохозяйственные экологические системы
2
Тема 1.3.
Основные группы отходов, их источники и масштабы образования
Содержание учебного материала
6
1
Загрязнение биосферы:
антропогенное и естественное загрязнение;
прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов
2
2
Пути миграции и накопление в биосфере токсичных и радиоактивных веществ:
«зеленая» революция и ее последствия;
значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов;
способы ликвидаций последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
2
3
Основные задачи мониторинга окружающей среды:
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
2
Самостоятельная работа (подготовка рефератов)
4
Экология человека и социальные проблемы.
Экология и здоровье человека.
Самостоятельная работа (работа с нормативными правовыми актами)
4
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 30. Конституция РФ, статья 42(право на благоприятную окружающую среду).
Раздел 2.
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности
20
Тема 2.1.
Охраняемые природные территории.
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебного материала
4
1