РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
______________ О.В.Редина
«_______» ______________ 2014 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
для специальности
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Острогожск 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 804), учебного плана ГОБУ СПО ВО «ОАТ».
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».
Разработчик:
Ногинова З.И., преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Рецензенты:
Редина О.В., заместитель директора по учебной работе, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Лахина Т.И., преподаватель общепрофессиональных дисциплин НОУ СПО «Острогожский техникум потребительской кооперации Воронежского облпотребсоюза».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных и зоотехнических дисциплин
Протокол №____от «___»_______2014
Председатель цикловой комиссии________А.М. Михин
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ________ О.Н.Гончарова
СОГЛАСОВАНО
Методист ________ Н.В.Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
Область применения программы
4
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
4
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
4
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины
5
Структура и содержание учебной дисциплины
6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
7
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
11
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Области применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН.04) за счет часов вариативной части.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Подготовка рефератов
8
Работа с нормативными правовыми актами
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы
28
Тема 1.1.
Природный потенциал
Содержание учебного материала
6
1
Природа и общество:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
общие и специфические черты;
развитие производительных сил общества;
увеличение массы вещества и материалов.
2
2
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности:
влияние урбанизации на биосферу;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
условия устойчивого состояния экосистем;
роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
2
3
Признаки экологического кризиса:
- условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
- глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект; пути их решения.
2
Практическое занятие № 1
Естественные экологические системы
2
Тема 1.2.
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Содержание учебного материала
4
1
Природные ресурсы и их классификация:
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов;
- взаимосвязь природных ресурсов с размещением производства;
- принципы размещения производств различного типа.
2
2
Пищевые ресурсы человечества:
проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции;
проблемы сохранения человеческих ресурсов.
2
Практическое занятие № 2
Сельскохозяйственные экологические системы
2
Тема 1.3.
Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Содержание учебного материала
6
1
Загрязнение биосферы:
антропогенное и естественное загрязнение;
прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов
2
2
Пути миграции и накопление в биосфере токсичных и радиоактивных веществ:
«зеленая» революция и ее последствия;
значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов;
способы ликвидаций последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
2
Практическое занятие № 3
Мониторинг окружающей среды
2
Самостоятельная работа (подготовка рефератов)
4
Экология человека и социальные проблемы.
Экология и здоровье человека.
Самостоятельная работа (работа с нормативными правовыми актами)
4
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 30. Конституция РФ, статья 42(право на благоприятную окружающую среду).
Раздел 2.
Правовые и социальные вопросы природопользования
20
Тема 2.1.