РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальностей СПО 190629.07 Машинист крана (крановщик) 190631.01 Автомеханик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ


Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение
«Камчатский промышленный техникум»





«Утверждаю»
Заместитель директора по УПР
КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум»
____________ Филенко С.Н
«___»__________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальностей СПО
190629.07 Машинист крана (крановщик)
190631.01 Автомеханик











Разработчик: мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.
Рабочая программа учебной дисциплины ОБЖ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования для специальностей:
190629.07 Машинист крана (крановщик)
190631.01 Автомеханик





утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ____________ 20___г. № _____




Разработчик : мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.



Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК ___________________________________
название цикловой методической комиссии
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ _________________________
подпись Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


2. результаты освоения учебной дисциплины


3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины


4. условия реализации учебной дисциплины


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины


Приложение 1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Приложение 2. ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: Машинист крана (крановщик), автомеханик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы
Объем часов


Всего
В том числе по семестрам



_1_ семестр
_2_ семестр


Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
51
54


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
34
36


в том числе:





теоретические занятия
70
34
36


лабораторные работы





практические занятия





контрольные работы





курсовая работа (проект) (если предусмотрено)





Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
17
18


в том числе:





самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)







Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).







Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)


ДЗ


Итоговая аттестация в форме (указать)










3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы
Объем часов


Всего
В том числе по семестрам



_1_ семестр
_2_ семестр


Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

105


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

70


в том числе:





теоретические занятия
70

70


лабораторные работы





практические занятия





контрольные работы





курсовая работа (проект) (если предусмотрено)





Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

35


в том числе:





самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)







Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).







Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)


ДЗ


Итоговая аттестация в форме (указать)






3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности.

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ



10


Тема1.1.
Введение

Содержание учебного материала
1



1
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1


Тема 1.2. Здоровье и здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала
2



1
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.


2


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1


Тема 1.3. Вредные привычки
Содержание учебного материала
4



1
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

2


2
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.




3
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.





Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов

3


Тема 1.4.
Основы медицинских знаний



Содержание учебного материала
3



1
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.


2


2
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.




Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения







30


Тема 2.1.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Содержание учебного материала
6



1
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1


2
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).





Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1


Тема 2.2.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).


Содержание учебного материала
2



1
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.


2


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1


Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Содержание учебного материала
20



1
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.

2


2
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.




3
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.




4
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.




5
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.




6
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.




7
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.




8
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.




9
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.





Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)
6


Тема 2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Содержание учебного материала
2



1
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.


2


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1




Раздел 3. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ







30


Тема 3.1.
История создания Вооруженных Сил России.
Содержание учебного материала
2



1
Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа
Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.


2


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов
5


Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил.

Содержание учебного материала
6



1
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

2


2
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.




3
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.




4
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.





Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)



5


Тема 3.3. Воинская обязанность.

Содержание учебного материала
8



1

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

2


2
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.




3
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.




4
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.




5
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.




6
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Соблюдение норм международного гуманитарного права.




Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)
4


Тема 3.4. Военнослужащий – защитник своего Отечества.



Содержание учебного материала
6



1
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

2


2
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского
коллектива (экипажа, боевого расчета).
Военнослужащий – подчиненный, строго
соблюдающий Конституцию и законы Российской
Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.




3
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.




Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
2


Тема 3.5.
Как стать офицером Российской армии.
Содержание учебного материала
2



1
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.


1


Лабораторные работы
*



Практические занятия
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1


Тема 3.6
Боев