РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальностей СПО 190629.07 Машинист крана (крановщик) 190631.01 Автомеханик
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение
«Камчатский промышленный техникум»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УПР
КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум»
____________ Филенко С.Н
«___»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальностей СПО
190629.07 Машинист крана (крановщик)
190631.01 Автомеханик
Разработчик: мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.
Рабочая программа учебной дисциплины ОБЖ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования для специальностей:
190629.07 Машинист крана (крановщик)
190631.01 Автомеханик
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ____________ 20___г. № _____
Разработчик : мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК ___________________________________
название цикловой методической комиссии
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ _________________________
подпись Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
2. результаты освоения учебной дисциплины
3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
4. условия реализации учебной дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Приложение 1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение 2. ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: Машинист крана (крановщик), автомеханик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы
Объем часов
Всего
В том числе по семестрам
_1_ семестр
_2_ семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
51
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
34
36
в том числе:
теоретические занятия
70
34
36
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
17
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)
ДЗ
Итоговая аттестация в форме (указать)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы
Объем часов
Всего
В том числе по семестрам
_1_ семестр
_2_ семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
70
в том числе:
теоретические занятия
70
70
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
35
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)
ДЗ
Итоговая аттестация в форме (указать)
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
10
Тема1.1.
Введение
Содержание учебного материала
1
1
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
1
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Тема 1.2. Здоровье и здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала
2
1
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
2
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Тема 1.3. Вредные привычки
Содержание учебного материала
4
1
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
2
2
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.
3
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов
3
Тема 1.4.
Основы медицинских знаний
Содержание учебного материала
3
1
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
2
2
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
30
Тема 2.1.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Содержание учебного материала
6
1
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
2
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Тема 2.2.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Содержание учебного материала
2
1
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
2
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Содержание учебного материала
20
1
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
2
2
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
3
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
4
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
5
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
6
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
7
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
8
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
9
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)
6
Тема 2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
Содержание учебного материала
2
1
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
2
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Раздел 3. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
30
Тема 3.1.
История создания Вооруженных Сил России.
Содержание учебного материала
2
1
Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа
Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
2
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов
5
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил.
Содержание учебного материала
6
1
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
2
2
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
3
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
4
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)
5
Тема 3.3. Воинская обязанность.
Содержание учебного материала
8
1
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
2
2
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
3
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
4
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
5
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
6
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Соблюдение норм международного гуманитарного права.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)
4
Тема 3.4. Военнослужащий – защитник своего Отечества.
Содержание учебного материала
6
1
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
2
2
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского
коллектива (экипажа, боевого расчета).
Военнослужащий – подчиненный, строго
соблюдающий Конституцию и законы Российской
Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
3
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
2
Тема 3.5.
Как стать офицером Российской армии.
Содержание учебного материала
2
1
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
1
Лабораторные работы
*
Практические занятия
*
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.
1
Тема 3.6
Боев