РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» Специальность:09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» 2015-2016 уч. год
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности»
Специальность:09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, программы подготовки специалистов среднего звена (ФГОС СПО и ППССЗ) углубленной подготовки по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», примерной программы учебной дисциплины разработанной на основе ФГОС (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) и рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») Заключение Экспертного совета № 094 от «22» марта 2011 г. (Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1).
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ПЦК ФЗК и ОБЖ
____________ К.А. Порина« ____» _______________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ
И.о. зам. директора по УПМД
______________ М.В. Горшкова
«_____»_______________2015 г.
ОДОБРЕНА
Руководитель ПЦК ОИТиП____________ Е.Ю. Шепелева« ____» _______________ 2015 г. Разработчик:
Пионткевич Игорь Витальевич, руководитель - преподаватель БЖД
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
1.Паспорт программы учебной дисциплины
4
2.Структура и содержание учебной дисциплины
6
3.Условия реализации программы учебной дисциплины
10
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего – 102 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 102 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 68часов;
самостоятельной работы обучающегося – 34часов;
2. Структура и содержание
учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе: практические занятия 48
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 34
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачет
2.2. Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Гражданская оборона 18 2
Тема 1.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тема 1.2
Организация гражданской обороны
Содержание учебного материала 2 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций. Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие.
Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. Практические занятия:
№ 1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов надевания противогаза и ОЗК.
№ 2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. 4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику. 2
Тема 1.3
Защита населения и территорий при стихийных бедствиях.
Тема 1.4
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте.
Тема 1.5
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на
производственных объектах.
Тема 1.6
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.
Тема 1.7
Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной
обстановке.
Содержание учебного материала 2
2
2. Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах. Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.
Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.
Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах).
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте
Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамических опасных объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах.
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.
Обеспечение безопасности при эпидемии.
Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.
Обеспечение безопасности в случае захвата заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте. Практические занятия:
№ 3. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользования средствами пожаротушения.
№ 4. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ. Отработка действий при возникновении радиационной аварии. 4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику. 4 Раздел 2.Основы военной службы 82 2
Тема 2.1
Вооруженные Силы России на современном этапе.
Тема 2.2
Уставы Вооруженных Сил России. Содержание учебного материала 8
3. Состав и организационная структура Вооружённых Сил. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Система руководства и управления Вооружёнными Силами.
4. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. Порядок прохождения военной службы. Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
5. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина.
6. Караульная служба. Обязанности и действия часового. Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ. 8 Тема 2.3
Строевая подготовка.
Содержание учебного материала 2
2
7. Строи и управление ими. Практические занятия:
№ 5. Строевая стойка и повороты на месте.
№ 6. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.
№ 7-8. Повороты в движении.
№ 9. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
№ 10. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.
№ 11-12. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй.
№ 13-14. Выравнивание, размыкание и смыкание строя. Повороты строя на месте и движении.
№ 15. Построение и отработка движения походным строем.
№ 16-17. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 26
2
Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ. 8 Тема 2.4
Огневая подготовка.
Содержание учебного материала 2
2
8.Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата. Практические занятия
№ 18-19. Неполная разборка и сборкам автомата.
№ 20-21. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
№ 22. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание. 10
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, специальной литературы. 8 Тема 2.5
Медико – санитарная подготовка. Содержание учебного материала 2
2
9. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и
обработки ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
Первая (доврачебная) помощь при: ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок, синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при ожогах.
Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная) помощь при утоплении.
Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. Доврачебная помощь при клинической смерти. Практические занятия:
№ 23. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.
Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого.
№ 24. Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания.
Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца. 4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных задач; оформление практических работ, отчетов. 4 Итоговая аттестация (дифференцированный зачет) 2 Всего 102 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
2. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
3. Гопкалитовый патрон ДП-5В
4. Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративнымпатроном
5. Респиратор Р-2
6. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)
7. Ватно-марлевая повязка
8. Противопыльная тканевая маска
9. Медицинская сумка в комплекте
10. Носилки санитарные
11. Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12. Бинты марлевые
13. Бинты эластичные
14. Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15. Индивидуальные перевязочные пакеты
16. Косынки перевязочные
17. Ножницы для перевязочного материала прямые
18. Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
19. Шинный материал (металлические, Дитерихса)
20. Огнетушители порошковые (учебные)
21. Огнетушители пенные (учебные)
22. Огнетушители углекислотные (учебные)
23. Устройство отработки прицеливания
24. Учебные автоматы АК-74
25. Винтовки пневматические
26. Комплект плакатов по Гражданской обороне
27. Комплект плакатов по Основам военной службы.
Технические средства обучения:
1. Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
3. Рентгенметр ДП-5В
4. Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект инструкционно -технологических карт;
- мультимедийный комплекс для группового пользования;
- модели приборов радиационной и химической разведки;
- модели военной техники;
- средства индивидуальной защиты;
- макеты стрелкового оружия, винтовки пневматические;
- экземпляры военного обмундирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
В.Ю. Микрюков Безопасность жизнедеятельности, учебник – КНОРУС, 2010 – 288 с.
Дополнительные источники:
М.И. Фадеев Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях – Облиздат, 2010 – 364 с.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности, учебник; базовый и профильный уровни – Просвещение, 2012 – 320 с.
Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987. – 640 с.
Л.А. Михайлов Безопасность жизнедеятельности – Академия, 2013 – 272 с.
Л.А. Михайлов Основы национальной безопасности – Академия, 2014 –176 с.
В.Г. Масюк Основы обороны государства и военной службы – Академия, 2013 – 288 с.
Л.А. Михайлов Пожарная безопасность – Академия, 2014 – 224 с.
П.В. Глыбочко Первая медицинская помощь – Академия, 2014 – 240с.
Ю.П. Пивоваров Военная гигиена. Гигиена чрезвычайных ситуаций – Академия, 2014 – 176 с.
Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция)
Сборник законов Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с
Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе»
Семейный кодекс РФ (действующая редакция)
Уголовный кодекс РФ (действующая редакция)
Отечественные журналы:
«ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности»
Всероссийский научно-теоретический журнал "Современная наука"
«Актуальные проблемы современной науки»
Использование ресурсов сети Интернет
www.scienceport.ru
www.antiterror.ru
www.smi-antiterror.ru
http://schoolsave.ruhttp://www.school-obz.ovgwww.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).
www.mvd.ru (сайт МВД РФ).
www.mil.ru (сайт Минобороны).
www. fsb.ru (сайт ФСБ РФ).
www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
www. simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).www.militera. lib.ru (Военная литература).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приёма нормативов, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, а также сдачи обучающимися дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
Освоенные умения Формы контроля обучения:
экспертная оценка при выполнении ПЗ №1-24
«Средства индивидуальной защиты. Отработка нормативов надевания противогазов и ОЗК».
«Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля».
«Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользования средствами пожаротушения».
«Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Отработка действий при возникновении радиационной аварии».
«Строевая стойка и повороты на месте».
«Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте».
«Повороты в движении».
«Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении».
«Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него».
«Построение и перестроение в одношереножный и двушереножный строй».
«Выравнивание, размыкание и смыкание строя. Повороты строя на месте и в движении».
«Построение и отработка движения походным строем».
«Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении».
«Неполная разборка и сборка автомата».
«Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата».
«Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание».
«Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. Наложение шины на место перелома, транспортировка пораженного».
«Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца».
У 1. Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; У 2. Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; У 3.Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения; У 4.Применять первичные средства пожаротушения; У 5.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;У 6.Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; У 7.Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневнойдеятельности и экстремальных условиях военной службы; У 8.Оказывать первую помощь пострадавшим; Усвоенные знания Оперативный контроль:
- в устной или письменной форме;
- тестирование.
З1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З 2.Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З 3.Основы военной службы и обороны государства;
З 4.Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З 5.Способы защиты населения от оружия массового поражения;
З 6.Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З 7.Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
З 8.Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
З 9.Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
З 10.Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Разработчик:
ГАПОУ СО ПКТиМПреподаватель И.В.Пионткевич
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)