Доклад на научно-практическую конференцию
МБОУ Натальинская СОШ
Выступление на районном методическом объединении
учителей начальных классов на тему
Подготовила
учитель начальных классов
Шишкина Галина Николаевна
2014 год
Системно – деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов
Китайская мудрость гласит:
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."
Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Эти изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу. Она тоже вынуждена и должна измениться, поскольку общество и государство предъявляют ей требование: в процессе реформирования превратиться в школу будущего.
Задача школы сегодня - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Попробуем выявить, какие изменения происходят в образовании.
Подходы к определению целей в системе образования( слайд 2)
Традиционный подход Компетентностный подход
Цель - Объем знаний (чем больше знаний, тем выше уровень образованности) Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний
Традиционный подход определяет цели образования, ориентируясь на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности, опираясь на имеющиеся знания.
Т.е. происходит перенос акцента
- от знаний, умений и навыков (ЗУНов) по предметам
- на формирование обще учебных умений и на развитие самостоятельности учебных действий.
Но знаний никто не отменяет. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Изменение акцентов породило потребность в пересмотре основных принципов образования.
Методологические основы (слайд 3)
Традиционная школа Новая школа
дидактические принципы наглядность,
доступность,
научность,
систематичность,
последовательность изложения знаний,
сознательность усвоения учебного материала; деятельности
целостного представления о мире
непрерывности
минимакса
психологической комфортности
вариативности
творчества (креативности)
метод обучения объяснительно-иллюстративный;
системно-деятельностныйформа обучения классно-урочная выбор учреждения: дистанционная, индивидуальная траектория, классно-урочная, экстернат и т.д.
Рассмотрим некоторые дидактические принципы Новой школы:
Принцип деятельности – включение ребенка в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
Задача учителя: при введении нового материала организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель - дирижером.
Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения"дошкольная подготовка - начальная школа - средняя школа - ВУЗ" на уровне методологии, содержания и методики. Идея преемственности также не является новой для педагогики, однако до сих пор она чаще всего ограничивается так называемой "пропедевтикой", а не решается системно. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением различных программ и различных педагогических систем.
Принцип минимакса
Каждый ребенок развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.
Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют лишь два уровня - максимальный ( "высоким") уровнем трудности, и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик, обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев)
Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от "двойки", что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома".
Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Ни в коем случае нельзя допустить возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на "хороших" и "плохих", "умных" и "глупых". Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется ввиду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Итог: Изложенные выше принципы являются результатом преемственности и непрерывности их развития в дидактике прошлого. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику, выводя ее на качественно новый уровень.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик". Сразу же возникает множество вопросов:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
- Как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а. не ждали, пока учитель сам им все расскажет? и т.д.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: (слайд 4, 5, 6)
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Ведь психологи утверждают, что мы (слайд 7) усваиваем в потоке информации
30% того, что увидели;
50% того, что услышали;
70% того, что обсудили с другими;
80%того, что испытали на собственном опыте;
90%того, чему научили кого-нибудь.
Рассмотрим: (слайд 8)
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
Учебная задача
Учебные действия
Действия самоконтроля и самооценки
компоненты Деятельность учителя Деятельность ученика
Учебная задача создает проблемную ситуацию принимает проблемную ситуацию
вместе выявляют проблему
Учебные действия
управляет поисковой деятельностью осуществляет самостоятельный поиск
Действия самоконтроля и самооценки обсуждение результатов.
Остановимся на каждом поподробнее:
Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
Учебная задача ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации. Она, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой - активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий.
При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований:
- учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;
- учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.
Отсюда видно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с "преодолимой трудностью", то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, "открыть" новый способ действия.
Учитель подводит их к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на них, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями.
Таким образом, учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания.
Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.
Приведу пример (слайд 9)
Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира (слайд )
Подводящий диалог (слайд 10)
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)Выдвижение проблемы (слайд 11)
- А нужны они ему? (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи (слайд 12)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
-Узнать… (для чего они нужны)
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств (слайд 13)
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах (слайд 14)
- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в коробке находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…можно посмотреть в учебнике.
- Выступает 1 группа (слайд 15)
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.
(рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа (слайд 16)
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.
(дети рисуют язык человечку)
Выступает 3 группа (слайд 17)
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. - Выступает 4 группа (слайд 18)
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
- Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов.
У нашей группы было задание… (слайд 19)
- Выступает 5 группа.Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши)
Обобщающая беседа (слайд 20)
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Рефлексия (слайд 21)
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик - запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока (слайд 22)
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
(слайд 23)Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
Нетрудно проследить, что приемы и методы работы на каждом из перечисленных этапов не являются новыми ни для педагогической теории, ни для практики обучения.
Новым здесь является лишь понимание того, что все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.
(слайд 24) «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский (1929-2009), всемирно известный русский философ, востоковед,
профессор Лондонского университета