Доклад на научно-практическую конференцию ДАНЮИ по теме Игрушки современных детей
Управление образования Красносулинского района
Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей
Секция история
Исследовательская работа
тема: «Игрушки современных детей»
Автор работы: Багатюк Дарья Артемовна,
2 класс МБОУ Пролетарской СОШ
Руководитель: Яковенко Тамара Ивановна,
учитель начальных классов
г. Красный Сулин
2014 г.
Оглавление
Введение...........3
1.Детская игрушка и её история.................4
2.Анкетирование..6
Заключение...7
Список литературы..8
Приложение 1. Русская игрушка ХI-ХIV вв. ...9
Приложение 2. Результаты анкетирования.10
Введение
Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки» [5].
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка.» [2].
На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», [6]) уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.
В наше время детская игрушка эпохи Древней Руси изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению, немногие люди знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было.
Чтобы просветить сверстников, взрослых знакомых и родных, я решила выяснить, как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличаются от современных игрушек. Такова цель моей исследовательской работы.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
- Изучить современную игрушку;
- Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
Методы исследования:
- Метод анализа исторических источников;
- Метод синтеза полученных данных.
4
Детская игрушка и её история
Игрушка предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Ни один человек не рождается сразу взрослым. Дети были даже у первобытных людей. А у первобытных детей были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети [3].
Археологи отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы (см. Приложение 1).
Игрушки находили на раскопках древнейших городов. У египетских детей были погремушки, волчки, куклы, глиняные фигурки зверей и даже игрушечная посуда. Персидскому игрушечному льву на колесиках, обнаруженному археологами, не меньше 3000 лет. В Средние века были распространены механические «взрослые» игрушки: танцующие куклы, движущие звери, музыкальные шкатулки Вот только детям в них играть не разрешали, да и как в них было играть? Разве, что смотреть, не дотрагиваясь руками, а то еще сломается [3].
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и др. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. [4].
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) из тканей, с бубенцами внутри.
В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
Существовали в старину и такие игрушки, которые были придуманы, изобретены взрослыми специально для детей. Эти предметы зачастую имеют интересную историю и названия.
Первая игрушка младенца – погремушка (грематушка), шаркунок (от вост.-слав. шаркать), писанка. Первые погремушки гремели над колыбельками малышей не для забавы. Они, по мнению наших предков, отпугивали злых духов.
С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка – кукла. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет.
Игрушки-статуэтки в виде животных, птиц, всадников и барынь изготавливали также из глины. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения
5
гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные поделки, которые очень нравились детям. Самыми известными глиняными игрушками-статуэтками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские фигурки [1].
В XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты.
На протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытые теперь игры – бирюльки, кости, блошки, свинку, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили такое название, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.
Долгое время игрушки практически не видоизменялись, но к концу XIX - началу XX века в этой сфере произошел невиданный скачок, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя.
С каждым десятилетием игрушки начали становиться еще разнообразнее, когда их начали делать из папье – маше. Вдобавок появляется технология изготовления по формам.
В двадцатом веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. В 50 - х годах в СССР вошли в моду ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.
Освоение космоса внесло свою лепту в игрушки следующего десятилетия. А дальше уже советская мультипликация и Олимпиада – 80 становятся источником для новых персонажей – Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена.
Ну а у меня, наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи – Барби и черепашки Ниндзя, Человек – паук и Бэтмен, феи Винкс и бакуганы и, конечно, же компьютер.
6
Анкетирование
При работе по данной теме я взяла интервью у моих прабабушки и прадедушки, бабушек и дедушек. На вопрос, «Какими игрушками они играли в детстве?» бабушки и дедушки ответили так: « Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов.
Кроме этого я провела анкетирование среди учащихся начальной школы по следующим вопросам:
Много ли у тебя игрушек?
Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?
Какая у тебя самая любимая игрушка?
Какие у тебя любимые игры?
Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?
Как твои родители относятся к играм на компьютере?
В ходе проведенного исследования на вопросы анкеты дети дали, следующие ответы: игрушек у них много, в основном им их подарили. Самой любимой игрушкой является телефон или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. В результате проведенного анкетирования большинство детей среди игрушек, общения со сверстниками и компьютерами выбирают бездушную машину. Детям был задан вопрос о том, как родители относятся к их играм на компьютере. В результате ответ был практически один - многие родители запрещают детям компьютер, боясь за здоровье детей, и лишь не многие родители разрешают неограниченный доступ к нему
Конечно, пользователи компьютера подвергаются излучению от монитора, происходит нагрузка на зрение, компьютерные игры воздействуют на психику, после долгого сидения за компьютером искривляется позвоночник, у ребенка возникает быстрая утомляемость. Но следует отметить, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, память и внимание, логическое мышление.
На самом деле компьютер может принести только пользу если правильно подойти к решению проблемы компьютеризации. Тут все дело в чувстве меры и в правильно обустроенном рабочем месте.
В потенциале компьютера заложена большая перспектива. На компьютер ориентировано много современных обучающих программ. Существует очень много замечательных компьютерных программ, обучающих маленьких детей, и обучение детей компьютеру лучше начинать с таких программ (см. Приложение 2).
7
Заключение
Игрушка предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.
Изучая материалы книг по истории, я открыла для себя удивительный мир игрушки. Мне было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.
В ходе исследования я взяла интервью у взрослых и провела анкетирование среди учащихся начальной школы МБОУ Пролетарской СОШ и по результатам выяснила, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели вреда.
Я предлагаю вспомнить игры, которые составят конкуренцию своим виртуальным собратьям и вернут детям мир реального общения, движения, смеха, азарта и состязания! Это «У медведя во бору», «Выбивалы», «Море волнуется – раз» и многие другие... Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.
В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и мне хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.
8
Список литературы
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1981. – 148 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М., 1981. - 4 т.
Карганова Е.Г. Энциклопедия для самых маленьких «Большая книга обо всем на свете». – ООО «Издательство Астрель», 2003. - 271 с.
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 2006. – 944 с.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 2007. - 4 т.
9
Приложение 1.
Русская игрушка ХI-ХIV вв. (составлена Р.Л. Розенфельдом)
1 - лодочка; 2 - птичка-погремушка; 3 - птичка-погремушка; 4 - топорик; 5 - птичка-свистулька; 6 - лодочка; 7, 8 - птичка-погремушка; 9 - птичка; 10 - топорик; 11 - лодочка; 12 - птичка; 13 - птичка-свистулька; 15 - топорик; 16, 17 - фигурка человека; 18 - головка овцы; 19 - пряслице-игрушка; 20-22 - хлебец; 23, 24 - фигурка человека; 25 - лошадка; 26 - мяч; 27 – кистень; 28, 29 - фигурка человека; 30,31 - лошадка; 32 - мяч; 33 - водовоз; 34 – туфелька; 35, 36 - сосудик; 37-41 - писанка; 42 - погремушка; 43 - сосудик; 44 - мисочка; 45 - олень; 46-49 - погремушка; 50 - сосудик; 51 - ведерко; 52 - сковородка; 53 - миска; 54-59 - горшок; 1,6,11 - сосновая кора; 2, 3. 5, 7-9, 12, 13, 16-18, 20-25, 28-31, 33-59 -глина; 4, 10, 15 - железо; 14 - кость; 26, 32 - кожа; 19 - камень; 27 – бронза.
10
Приложение 2.
Результаты анкетирования
13PAGE 15
Рисунок 2Описание: http://www.bg-znanie.ru/articles/28283/tab%2081.jpg
·