Урок по статистике для студентов 2 курса очного отделения специальности 080701


Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тверской торгово-экономический колледж»
(ГБОУ СПО «ТТЭК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине
«Статистика»
Тема: «Сводные индексы»
Составитель:
преподаватель
Свиридова А.С.
Тверь, 2014
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой разработку проведения комбинированного занятия по теме «Сводные индексы» с подготовленной аудиторией студентов СПО 2-го курса специальностей: «Операционная деятельность в логистике» и «Коммерция».
Введение
Тема «Сводные индексы» является одной из приоритетных при изучении «Статистики». Изучение данной темы позволяет решить важные задачи так как решает одну из важнейших задач статистики – изучение структурных изменений явления и динамику изучение изменения во времени и пространстве.
В ходе урока студентом используются знания полученные по дисциплинам «Экономика организации», «Экономическая теория».
На уроке студенты должны усвоить новый теоретический материал, использовать полученные знания в практических целях при решении практической задачи. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Вид урока определен как комбинированный, так как он позволит наиболее полно изучить новый материал, закрепить его на практике, использовать различные методы работы со студентами

План занятия
Занятие № __Дата:____________Группа: _________
Тема: «Сводные индексы»
Цели:
Образовательная: овладение теоретическими знаниями, закрепление знаний студентов по данной теме; развитие речевых навыков.
Развивающая: развитие навыков практических расчетов индексов различных экономических показателей, самостоятельной работы при подготовке при работе в аудитории.
Воспитательная: воспитание навыков культуры общения в коллективе, заинтересованности при изучении статистики экономических процессов.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Методы проведения: лекционно-иллюстрированные, практические, взаимопроверка, фронтальный опрос.
Внутрипредметные связи: при ходе урок основывается на знаниях полученных по темам «Индивидуальные индексы», «Относительные величины».
Межпредметные связи: в ходе урока используются знания полученные на дисциплинах «Экономическая теория», «Экономика организации»
Технические средства: ноутбук, проектор, калькуляторы, интерактивная доска.
Структурные элементы занятия:
Организационный момент:
Приветствие, постановка целей занятия, сообщение плана проведения занятия, фронтальный опрос повторения пройденного материала (5 мин)
Основная часть:
Изучение нового теоретического материала по лекции преподавателя и опорному конспекту. (23 мин)
Практическая часть: (закрепление пройденного материала) Систематизация новых теоретических знаний путем решения практической задачи (10 мин);
Итоговая часть: завершение занятия, оценка результатов решения практической задачи. Получение задания на дом. (2 мин)

Ход урока
Организационный момент:
Приветствие аудитории,
Постановка цели занятия:
Последнее занятие по теме «Индексы». Данная тема завершает курс изучения статистики. Занятие предшествует итоговой контрольной работе. Зачет по дисциплине будет выставлен по результатам итоговой контрольной работы и работы на предыдущих занятиях.
Повторение пройденной ранее теме: «Индивидуальные индексы» по вопросам:
Что такое индексы?
Что такое базисный период?
Что такое отчетный период?
Когда рассчитываются индивидуальные индексы?
Что такое индивидуальные индексы?
Основная часть:
Студентам объясняется новый теоретический материал, с использованием опорного конспекта и материалов слайд-шоу.
Обращается особое внимание на формулы расчета и условное изображение экономических показателей в формуле. Определяются показатели базисного и отчетного периода в формуле.
Практическая часть:
Закрепление пройденного материала.
Студентам раздаются карточки с условиями практической задачи и предлагается решить ее самостоятельно, используя знания, полученные в ходе основной части занятия. По итогам решения студенты обмениваются работами с соседом по парте.
Оценка работы, анализ знаний и умений студентов по теме:
Оценки за решение задачи выставляются студентами проверяющими правильность решения и выводы, сделанные по итогу.
4. Подведение итогов занятия.
Проводится анализ знаний и умений студентов по изученной теме, делаются замечания и пожелания. Оценка работы студентов на занятии: устная, письменная. Задается домашняя задание для повторения и закрепления темы, а также проявлению интереса к материалу изученному в ходе укора.
Использованные источники
Статистика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ под ред. В.С. Мхитарян. – 11-е изд., стер.- М.: Издательсикй центр «Академия», 2012.
Общая теория статистики: учебник/ под ред. М.Р. Ефимовой, Е.В. Петровой. – М.: ИНФРА-М, 2006
.Практикум по теории статистики: учебное пособие/ под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Приложение 1.
Опорный конспект:
Для исследования изменения явлений во времени и пространстве или по сравнению с эталонным показателем используется индекс. Кроме этого индексы дают возможность исследования роли отдельных факторных явлений на более сложное, являющееся объектом исследования. Индексы выявляют также структурные сдвиги внутри явления.
Сводный индекс – показатель рассчитываемый как по одной или нескольким группам товаров выпускаемых на одном или нескольких предприятиях. Индекс суммирует не суммируемые показатели. Для этого в состав сводного индекса входят два элемента: исследуемая величины и веса.
Исследуемая величина - это показатель, непосредственно исследуемый. Вес - это величина, принимаемая для соизмерения исследуемой величины. В сводном индексе всегда сумма произведений исследуемой величины и веса. Сводные индексы могут быть представлены в агрегатной форме. Данная форма является начальной для построения остальных.
При построение сводного агрегатного индекса следует помнить:
В числителе всегда изменяемая исследуемая величина в отчетном периоде, в знаменателе исследуемая величина периода принятого за базис;
Веса в числителе и знаменателе остается неизменным (кроме индекса товарооборота);
Веса в количественных индекса берутся из отчетного периода (1);
В качественных индексах веса берутся из базисного периода (0);
В розничной торговой сети реализуется множество товаров. Складывать цены на них не совсем экономически грамотно, однако возможно сложить товарооборот данных товаров. Сравнение товарооборота некоторого количества видов товаров в базисном и отчетном периоде и даст нам сводный индекс товарооборота:
Ipq=
i=1npi1qi1i=1npi0qi0где, pi1 – цена отчетного периода, pi0 – цена базисного периода; qi1 – объем продаж i товара в отчетном периоде, qi0 – объем продаж i товара в базисном периоде.
На величину товарооборота влияет ряд факторных явлений (цена, объем реализации). Для оценки динамики только цен нужно зафиксировать объем продаж на одном каком-то уровне. Цена относится к количественному показателю, поэтому веса фиксируются на отчетном периоде, это дает нам сводный индекс цен:
Ip=
i=1npi1qi1i=1npi0qi1Данный индекс является индексом Пааше. Существует также индекс Ласпейерса при котором оббьем продажи товаров фиксируется на на базовом уровне. Индекс Пааше показывает динамику изменения цен в базисном периоде (чуть занижает инфляцию), Ласпейерса в отчетном (чуть завышает инфляцию).Изменение объема продаж дает нам индекс физического объема реализации:
Iq=
i=1nqi1pi0i=1nqi0pi0
Приложение 2.
Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.
Наименование товара Базисный период Отчетный перидЦена за 1 кг, руб. Продано, кгЦена за 1 кг, руб. Продано, кгМорковь
Свекла
Капуста 12
11
9 180
220
20 12
10
7 150
270
240

Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.
Наименование товара Базисный период Отчетный перидЦена за 1 кг, руб. Продано, кгЦена за 1 кг, руб. Продано, кгМорковь
Свекла
Капуста 12
11
9 180
220
20 12
10
7 150
270
240
Имеются данные по реализации овощной продукции в области. По имеющимся данным определите индексы товарооборота, цен и физического объема реализации. Сделайте выводы.
Наименование товара Базисный период Отчетный перидЦена за 1 кг, руб. Продано, кгЦена за 1 кг, руб. Продано, кгМорковь
Свекла
Капуста 12
11
9 180
220
20 12
10
7 150
270
240