РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 12. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность 15.02.08. Технология машиностроения
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сосновский агропромышленный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 15.02.08. Технология машиностроения
Сосновское
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08. Технология машиностроения базовой подготовки.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
Разработчики:
Пикунова А.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум», первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08. Технология машиностроения, (базовая подготовка). Данная рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров по профилю основных образовательных программ техникума.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
Данная дисциплина предполагает изучение основных сфер деятельности производственных предприятий и подготовку специалистов к пониманию и принятию решений в области организации и управления производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям, что влияет на экономику государства в целом.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
- разрабатывать бизнес-план;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методику разработки бизнес-плана;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- производственную и организационную структуру организации;
-основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
- классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 96 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 64 часов; самостоятельная работа обучающегося – 32 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- подготовка сообщений, докладов;
- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
- поиск информации в Интернете по темам
- решение ситуационных задач
- составление таблицы
8
8
4
4
4
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1
Содержание учебного материала
4
Отрасль в условиях рынка
1
Отрасль в системе национальной экономики
Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики. Отрасли экономики: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Особенности отрасли, современное состояние, перспективы развития. Межотраслевые комплексы.
2
2
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации
Основные понятия материально-технических ресурсов, виды сырья, используемые в качестве сырьевой базы отрасли, организации (предприятия). Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Формы обеспечения ресурсами. Показатели уровня использования материальных ресурсов. Ресурсо- и энергосберегающие технологии. Технические ресурсы отрасли, их структура и классификация, показатели эффективного использования. Трудовые и финансовые ресурсы отрасли, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда.
Практическое занятие
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 2
Содержание учебного материала
10
Производственная структура организа-ции (предприя-тия).
Экономические ресурсы организа-ции (предприя-тия)
1
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
Предпринимательская деятельность: сущность, признаки, виды. Виды предприятий в отрасли. Учредительный договор. Устав и паспорт организации (предприятия). Организация (предприятие): понятие, цель деятельности, основные экономические характеристики. Организационно – правовые формы организаций. Объединения организаций. Финансово-промышленные группы.
2
2
Производственная и организационная структура организации
Понятие и содержание организационной и производственной структуры. Виды структур управления. Производственная структура организации (предприятия), факторы ее определяющие. Типы производственной структуры организации. Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации.
3
Основной капитал и его роль в производстве
Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Способы начисления амортизации.
Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов, пути её повышения.
Воспроизводство основных фондов. Нематериальные активы.
Производственная мощность, её сущность, виды и факторы её определяющие.
4
Оборотный капитал
Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Кругооборот оборотных средств. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Порядок нормирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
5
Капитальные вложения и их эффективность
Инновационная деятельность организации. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Инвестиционная деятельность организации. Понятие капитальных вложений. Капитальное строительство. Направление и источники финансирования капитальных вложений. Экономическая эффективность капитальных вложений. Лизинг – капиталосберегающая форма инвестиций.
Практические занятия:
10
Разработка организации
Учет и оценка основного капитала предприятия
Расчет амортизационных отчислений
Расчет нормы оборотных средств
Расчет капитальных вложений и их эффективности
Самостоятельная работа обучающихся:
8
выполнение домашних заданий по теме «Производственная структура организа-ции (предприя-тия).
Экономические ресурсы организа-ции (предприя-тия)»;
- разработать таблицу и классификации организационно-правовых форм организаций;
- организационно-правовые формы хозяйствования;
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
- выполнение индивидуального задания по расчету структуры оборотных средств;
- написание реферата на тему «Оборотные средства предприятия».
Тема 3
Содержание учебного материала
4
Кадры и оплата труда в организа-ции
1
Кадры организации и производительность труда
Персонал организации: понятие, классификация. Движение кадров. Списочных и явочный состав работников. Среднесписочная численность. Производительность труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда.
2
2
Организация оплаты труда
Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и ее элементы.
Формы и системы оплаты труда. Надбавки и доплаты. Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура.
Практические занятия:
6
1. Кадры организации и производительность труда
2. Организация оплаты труда: расчет заработной платы персонала предприятия
Самостоятельная работа обучающихся:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
- подготовка сообщений, докладов;
- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
- поиск информации в Интернете по темам «Кадры предприятия и производительность труда», «Оплата труда».
8
Тема 4
Содержание учебного материала
6
Издержки, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельно-сти орга-низации (предприя-тия)
1
Издержки производства
Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками на предприятии. Значение себестоимости и пути её оптимизации.
2
2
Цена и ценообразование
Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования на предприятии.
3
Прибыль и рентабельность
Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды.
Практические занятия:
12
1. Расчет издержек производства и сметы затрат
2. Расчёт прямых затрат полной себестоимости детали.
3. Расчет видов прибыли. Расчет видов рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с источниками нормативно-правовой базы по теме «Финансовые ресурсы организации»;
- выполнение индивидуального задания по расчету структуры затрат;
- работа с нормативной и справочной литературой по теме «Ценообразование»;
- разработка схемы распределения прибыли.
8
Тема 5
Содержание учебного материала
6
2
Правовое обеспечение профессиональной деятельно-сти
1
Нормативно-правовое регулирование экономических отношений
Действующие законодательные и нормат