РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБД.07. БИОЛОГИЯ Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО СТПТ
_____________ В.К. Ягодкин
«01» сентября 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД.07. БИОЛОГИЯ
Общеобразовательный цикл основной профессиональной
образовательной программы по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Самара
2011
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденными Реморенко И.М., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.
Рабочая программа реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования.
Одобрена на заседании ПЦК преподавателей
естественно-математических дисциплин
Протокол №1 от «01» сентября 2011г.
Председатель ПЦК _________Т.В. Тихонова
Организация-разработчик
ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий
Разработчик Тихонова Татьяна Васильевна, преподаватель ГОУ СПО СТПТ
Экспертизу выполнил (а)
Сомова Вера Яковлевна, методист ГОУ СПО СТПТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ СПО Самарского техникума промышленных технологий по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанная на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании и профессиональной подготовке специалистов электротехнического профиля.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
ОБД. ОО Базовые общеобразовательные дисциплины
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Вариативная часть – не предусмотрена.
В процессе освоения учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» у обучающихся должны формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часов,
в том числе: лабораторных работ-4 часа
практических работ-6 часов
самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия
4
практические занятия
6
контрольные работы
Не предусмотрено
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа:
рефераты
доклады
подготовка к практическим работам
выполнение упражнений
39
18
16
3
2
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Ведение
Содержание учебного материала
2
1,2
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Практическое занятие
Не предусмотрено
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа. Привести из учебника или других источников примеры, характеризующие место биологии и её роль в формировании научных представлений о мире.
1
РАЗДЕЛ 1.
Учение о клетке
Содержание учебного материала
11
1
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
1,2
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторное занятие№1.
1
1
Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.
Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
2.Доклады «Био- макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.»«Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах» 3.Составление и заполнение сравнительной таблицы по нуклеиновым кислотам.
6
РАЗДЕЛ 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
6
1
Организм – единое целое.
Сходство зародышей представителей разных классов позвоночных. Многообразие организмов. групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
1,2
Лабораторное занятие№2
1
1
«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательст
во их эволюционного родства».
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
2.Доклад:- Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
- Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
- Что должны знать родители, ожидающие ребёнка. - Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии.- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
6
РАЗДЕЛ 3.
Основы генетики и селекции.
Содержание учебного материала
16
1
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
1,2
Лабораторное занятие№3.«Изучение модификационной изменчивости на растительном материале
1
Практическое занятие№1. Решение генетических задач, составление родословной».
2
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение домашних заданий, работа с конспектом и литературой, подготовка к практической работе.
Доклады. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных .
Подготовка к практическому занятию № 1 с использованием методических рекомендаций преподавателя по заданным темам: генетические задачи на I, II и III законы Менделя.
6
РАЗДЕЛ 4.
Эволюционное учение.
Содержание учебного материала
14
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
1,2
Практическое занятие№2 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
1
Практическое занятие№3 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)»
1
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты:
« Природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.»
-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции
Подготовка к практическим работам
8
РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Содержание учебного материала
1
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
6
1,2
Лабораторное занятие№4
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
1
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов по заданным темам:
- -Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
-Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Оформление практической работы
3
РАЗДЕЛ 6.
Основы экологии.
Содержание учебного материала
10
1
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
1,2
Практическое занятие №5 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)».
1
Практическое занятие №6«Решение экологических задач».
1
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Написание рефератов по заданным темам:
-Сукцессии и их формы.
-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Создание презентаций по заданным темам: Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение
9
РАЗДЕЛ 7.
Бионика.
Содержание учебного материала
1,2
1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
1
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Дифференцированный зачёт
1
Всего:
117
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия и биология».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-демонстрационный стол;
-таблицы и схемы по основным разделам «Общей биологии»;
-модели – аппликации, муляжи;
-микроскоп;
-гербарий;
-портреты ученых.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и
-мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
для обучающихся
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений. Изд-во: Высшая школа. 2009 г.
2.Пуговкин А.П. Пуговкина Н.А. Биология: учебник для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Дополнительные источники для обучающихся:
3.А.А.Каменский Е.А. Криксунов В.В, Пасечник «Биология» общая биология 10-11класс «Дрофа» М 2010.
Электронные учебные материалы по биологии:
1. http://biology.ru
2. http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html
3. http://dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21
4. http://www.ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.3 Технологическое обеспечение реализации образовательной программы:
лабораторный,
частично-поисковый методы,
методы демонстрации и иллюстрации,
проведение мини-конференций
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Текущий контроль:
- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат,)
Выполнение тестовых заданий различных видов, устный и письменный ответы, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков, рисунков, наглядных пособий, рефератов, сообщений. Проведение уроков-соревнований, уроков – игр с оценкой результатов обучения, практических и лабораторных занятий.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415