Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по программе подготовки специалистов среднего звена 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО
приказом ГБПОУ «УМТ»
от «06» апреля 2015г. № 105
Программа учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
по программе подготовки специалистов среднего звена
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
п. Улькан, 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик: Лосева Н.А. – директор, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «УМТ»
Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического совета
Протокол № 05 от «27» марта 2015 г.
Рецензент:
МОУ «Ульканская СОШ № 2 заместитель директора по УВР Шуберт Е П.
(место работы) (занимаемая должность) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;
- использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды;
- проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- условия устойчивого состояния экосистем;
- причины возникновения экологического кризиса;
- основные природные ресурсы России;
- принципы мониторинга окружающей среды;
- принципы рационального природопользования.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе
выполнение тестовых заданий
подготовка докладов, рефератов
подготовка к практическим занятиям
проработка конспектов занятий
4
4
4
4
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Особенности взаимодействия общества и природы
36
Тема 1.1
Природоохранный потенциал
Содержание учебного материала
7
1.
Природа и общество
Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
2
2.
Биосфера
Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
2
3.
Человеческий фактор
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
2
4
Утилизация бытовых и промышленных отходов
Перспектива создания неразрушающих природу производств.
2
5
Экологический кризис
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект». Пути решения.
2
Практическое занятие
Анализ способов утилизации бытовых и промышленных отходов
2
Самостоятельная работа
проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка рефератов по темам:
Экология и здоровье человека;
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания;
Экологическая культура человека.
3
Тема 1.2
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Содержание учебного материала
7
1.
Природные ресурсы и их классификация
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Природные ресурсы России.
2
Практическое занятие
Анализ способов сохранения природных ресурсов
2
Самостоятельная работа
проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка отчетов по практическим работам, подготовка рефератов по темам:
Задачи сохранения генофонда планеты;
Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
3
Тема 1.3
Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Содержание учебного материала
7
1.
Загрязнение биосферы
Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие человека на загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
2
2.
«Зелёная революция»
Последствия. Значение и экологическая роль применения пестицидов и удобрений. Способы ликвидации последствий заражения. Понятие экологического риска.
2
3
Мониторинг окружающей среды
Основные задачи мониторинга: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Принципы рационального роиродопользования.
2
Практическое занятие
Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды города Братска
2
Самостоятельная работа
проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, подготовка реферата по теме: Экологические проблемы, связанные с производственной деятельностью промышленных предприятий.
3
Раздел 2
Правовые и социальные вопросы природопользования
27
Тема 2.1
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.
Содержание учебного материала
7
1.
Российское законодательство
История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления (1970-1990гг.). Закон «Об охране окружающей природной среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
2
2.
Международная деятельность
Участие России в международной природоохранной организации (соглашения, конвенции, договоры). Независимая международная комиссия по охране окружающей среды (ООН).
2
3.
Управление и надзор
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы, их цели и задачи. Природоохранное просвещение.
2
Практическое занятие
Сопоставление статей законодательных актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (заполнение таблицы).
2
Самостоятельная работа
проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя
3
Тема 2.2
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Содержание учебного материала
7
1.
Ответственность предприятий
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
2
Практическое занятие
Составление плана мероприятий промышленного предприятия по охране окружающей среды.
2
Контрольная работа по курсу
2
Самостоятельная работа
проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя
4
Зачет
1
Всего
64
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, контрольно-измерительный материал);
- наглядные пособия (плакаты, стенды, макеты)
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники :
Галицын А.Н. Основы промышленной экологии, 2002 г.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности, 2003 г.
Дополнительные источники:
Нормативные документы
Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс «Экология». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Экология Иркутской области». Форма доступа:
http://a-portal.moreprom.ru/news%2Bview%2B71.html
Электронный ресурс «Экологические основы природопользования». Форма доступа: http://www.coolreferat.com/Экологические_основы_природопользования_6_часть=2
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду
оценка деятельности на практических занятиях.
использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды
оценка выполнения практических работ.
проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды
оценка выполнения практических работ.
Знать:
условия устойчивого состояния экосистем
Устный опрос, тестирование.
Оценка выполнения практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий (докладов, рефератов, заполнение таблиц)
причины возникновения экологического кризиса
Устный опрос, тестирование.
Оценка выполнения практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий (докладов, рефератов, заполнение таблиц)
основные природные ресурсы России
Устный опрос, тестирование.
Оценка выполнения практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий (докладов, рефератов, заполнение таблиц)
принципы мониторинга окружающей среды
Устный опрос, тестирование.
Оценка выполнения практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий (докладов, рефератов, заполнение таблиц)
принципы рационального природопользования
Устный опрос, тестирование.
Оценка выполнения практических работ.
Выполнение индивидуальных заданий (докладов, рефератов, заполнение таблиц)
15