РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специально
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф.МОРОЗОВА»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности
250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
с. Слобода
2015 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной комиссией
(название цикла)
Председатель Баркова Л.И.
______________ (расшифровка подписи)
Протокол № _____от _________ 20 г
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе
______________ А.В.Меркушева
«_____» ________________20 г
СОГЛАСОВАНО
Методист Прошина Н.И.
______________ (расшифровка подписи)
«____» ________________ 20 г
Составитель:
Шурыгина Е.А. - преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «19» апреля 2010 г. № 391
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» базовой подготовки при очной форме в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО ХЛК по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Вариативная часть не предусмотрена
Специалист садово-паркового и ландшафтного строительства должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе лабораторные работы -
практические занятия 34
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 9
в том числе:
повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
подготовка эссе
изучение темы 4
2
3
Итоговая аттестация Д/з
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Предмет философии и её история. Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии. Содержание учебного материала 1 1
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии.
Практическое занятие:
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.
1
Тема 1.2. Философия Древнего Востока. Содержание учебного материала 1
1
1/2 1
1
Истоки профилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция.
Практическое занятие:
Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
Самостоятельная работа обучающегося: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
Тема 1.3. Античная и средневековая философия. Содержание учебного материала
2
1
1
1
2
Становление философии в древней Греции. Философские школы.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии.
Римское государство и развитие философии.
Средневековая философия: патристика и схоластика. Практические занятия:
Античная философия: основные проблемы и идеи.
Характерные особенности культуры и философии средневековья.
Самостоятельная работа обучающегося: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
2
1
1/2 Тема 1.4. Философия Возрождения и Нового времени. Содержание учебного материала 1
1
1
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно.
Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Практическое занятие:
Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Философия Нового времени», стр. 92-100 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе 3
1
Тема 1.5. Философия XIX века.
Содержание учебного материала 2
1
1
Немецкая классическая философия и её особенности.
Философия позитивизма и эволюционизма.
Практическое занятие:
Основные проблемы и идеи немецкой классической философии
Самостоятельная работа обучающегося:
изучение темы «Законы диалектики», стр. 106-112 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе 2
1 Тема 1.6. Современная философия.
Содержание учебного материала 1
1
1
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
Особенности русской философии: исторические и социальные условия её формирования. Периодизация русской философии. Эволюция русской идеи. Практические занятия:
1. Современная западная философия
2. Основные идеи и этапы развития русской философии.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Русская философия», стр. 131-140 (А.А.Горелов) 1
2
1 Раздел 2. Философское учение о бытии и теории познания Тема 2.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Учение о бытии. Содержание учебного материала 1
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.
Материя, пространство, время, причинность, целесообразность. 1
1
Практическое занятие:
1. Философская, естественнонаучная и религиозная картина мира
2. Категория бытия, ее философский смысл и специфика.
Самостоятельная работа: повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебной литературы. и подготовка к практической работе
2
3
1 Тема 2.2. Теория познания. Содержание учебного материала 1
1
Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
Методология научного познания. Соотношение философской, религиозной и научной истин. 1
Практические занятия:
Философская теория познания.
Проблема истины.
2
1
Раздел 3.
Этика и социальная философия. Тема 3.1. Социальная философия. 1 Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры.
Философия и глобальные проблемы современности. 1 Практические занятия:
1.Философский анализ общества
2. Глобальные проблемы современности, их классификация, пути решения и
выживания человечества.
Самостоятельная работа обучающегося: изучение темы «Философия и глобальные проблемы современности», стр. 177-180 (А.А.Горелов), подготовка к практической работе
1
2
1,5 Тема 3.2. Этические проблемы. Природа и общество. Содержание учебного материала 1
Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. 1
1
Практические занятия:
1.Философские проблемы науки и техники.
2. Природа как философское понятие
Самостоятельная работа обучающегося: написать эссе «Роль науки в современном мире», подготовка к практической работе 1
2
1,5 Тема 3.3. Человек как объект философского осмысления. Содержание учебного материала 1
1
1
Смысл человеческого бытия. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы.
Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.
Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостности личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии. Практическое занятие:
Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.
Философская проблема свободы и ответственности личности.
Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.
Самостоятельная работа обучающегося: написать эссе «Философия и смысл жизни» 1
2
4
1
Дифференцированный зачёт Максимальная нагрузка
в том числе:
обязательная нагрузка
самостоятельная работа 57
48
9 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 256 с. (с хрестоматией).
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.(Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 612 с.
Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 376 с.
Интернет-ресурсы:
www.alleg.ru/edu/philos1.htmwww.diplom-inet.ru/resursfiloshttp://www.filosofia-totl.narod.ru/4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, результатов выполнения проблемных, логических заданий и практических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;
- оценка результатов выполнения практических работ.
Усвоенные знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;
- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;
- оценка точности определения различных философских концепций;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций;
- оценка результатов выполнения самостоятельной работы.
- оценка результатов выполнения практических работ.