РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 10 БИОЛОГИЯ по специальностям: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильного) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное учреждение
«Горловский автотранспортный техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Донецкий национальный технический университет"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 10 БИОЛОГИЯ
по специальностям:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильного)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
( по видам транспорта, за исключением водного)
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015 г. №325
Организация-разработчик : Государственное профессиональное учреждение
«Горловский автотранспортный техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Донецкий национальный технический университет"
Разработчик: Мещерякова М. В.
Рецензенты:
1.Кочина Л. А. , директор ОШ № 73 г. Горловки, «специалист высшей категории»
2. Брагина Е.А., преподаватель Государственного профессионального учреждения «Горловский автотранспортный техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Донецкий национальный технический университет" ,"специалист высшей категории"
Одобрена и рекомендована с целью практического применения
цикловой комиссией физико-математических, общетехнических дисциплин и компьютерной техники
протокол № 1 от 31.08. 2016 г.
Председатель ЦК Брагина Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по биологии для изучения в СПО на базовом уровне разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г.)
Цели и задачи изучения биологии на базовом уровне состоят в следующем:
-освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, развития современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
- использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Курс биологии на базовом уровне направлен на формирование у студентов знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебной дисциплины «Биология» являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт рабочей учебной программы дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 7
Условия реализации программы учебной дисциплины 10
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую учебную
программу
3
12
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»
- является частью основной профессиональной образовательной программы СПО Государственного профессионального учреждения «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Донецкий национальный технический университет" по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики ( по видам транспорта, за исключением водного) , реализуемой в соответствии с ГОС СПО на базе основного общего образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Биология как дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла. Учебная программа по биологии разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г.)
Необходимыми входными знаниями для начала изучения дисциплины являются знания, полученные студентами в процессе изучения биологии по школьной программе. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле, свойства живых организмов и основы их жизнедеятельности.
Значение биологии для понимания единства для всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Биологические закономерности как основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, продуктивности сельского хозяйства и здоровья человека. Общие положения дисциплины формируются во взаимосвязи с экологией, географией, философией, социологией и другими науками об обществе.
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель курса: формирование основ естественно-научного мышления и представлений об общей биологии в целом, воплощенных в современной естественно-научной картине мира.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить объекты и предметы, методы общей биологии;
4
- составить представление о фундаментальной единице всего живого – клетке; - рассмотреть области применения достижений молекулярной биологии;
- выработать первичные навыки использования биологических знаний в профессиональной деятельности;
- научиться использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, для собственного здоровья, для выработки навыков экологической культуры, для обоснования и соблюдения мер профилактики различных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» студенты должны знать:
теоретико-методологические основы биологии; основные понятия биологии; основные методы биологии;
многообразие живого мира;
основные свойства живых систем;
возникновение жизни на Земле;
химическую организацию клетки;
обмен веществ и энергии;
строение и функции клетки;
размножение живых организмов;
основы генетики и селекции;
эволюцию органического мира;
взаимоотношения организма и среды;
уметь:
самостоятельно овладевать знаниями в области биологических дисциплин;
применять разнообразные методологические подходы при рассмотрении биологических явлений и процессов;
осуществлять анализ биологических явлений и процессов;
применять биологические знания в сфере профессиональной деятельности;
быть ознакомлены:
с основными гипотезами о происхождении жизни на Земле;
с особенностями строения животной и растительной клетки;
с механизмами протекания обмена веществ в организме;
с особенностями образования половых клеток;
с влиянием алкоголя, курения, химических воздействий и излучений на развитие организма в стадии эмбрионального и постэмбрионального развития;
с развитием генетики и селекции в советское время;
5
с основными закономерностями наследственности и изменчивости;
с задачами современной селекции;
с эволюционными идеями (К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, синтетическая теория эволюции);
с отечественными учеными, внесшими вклад в эволюционное учение (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен, А. Н. Северцов);
с развитием органического мира в разные геологические эпохи;
с трудами В. И. Вернадского (учение о ноосфере);
с мероприятиями по охране окружающей среды (мониторинг, научные программы, форумы, международные организации и т. д.);
с взаимоотношениями между организмами;
с влиянием климата на жизнедеятельность организмов;
иметь представление:
об истории развития биологии;
о зарождении и развитии жизни на Земле;
о взаимосвязях между живыми организмами;
о структуре клетки и ее значении для жизнедеятельности организма;
о механизмах биосинтеза белка и фотосинтеза;
о молекулярном строении структурных единиц наследственности;
о применении достижений современной биологии;
о характере и способах взаимосвязи биологии с другими социально-гуманитарными дисциплинами;
о методах и технологиях регулирования биологических процессов и явлений.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки учащегося 48 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 39 часов;
- самостоятельной работы студента 9 часов.
6
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 39
Лекционные занятия 29
Практические работы 4
Лабораторные работы 6
Самостоятельная работа 9
Итоговая аттестация в форме комплексногодифференцированного зачета 7
Тематический план и содержание учебной дисциплины«Биология»
Наименование раздела Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Количество часов
Раздел 1. Молекулярный уровень организации живой природы
Раздел 2. Клеточный уровень организации живой природы
Раздел 3. Организменный уровень организации живой природы
Итого Тема1. Неорганические вещества. Элементный состав живых организмов. Общее понятие о классификации химических элементов по количественному содержанию в живых организмах.
Тема2. Органические вещества .Органические вещества, входящие в состав живых организмов, их разнообразие и биологическое значение. Самостоятельная работа:
Основные свойства живого. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
Тема3.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Особенности строения клеток растений, грибов, бактерий, животных.
Лабораторная работа№1.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Тема 4. Клетка как целостная система.
Функционирование клеток про- и эукариот как целостной системы. Современная клеточная теория.
Самостоятельная работа:
Неорганические и органические вещества клетки, их строение и функции. Биологическая роль воды
Тема 5. Синтез белка.
Практическая работа№1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии
Тема 6. Неклеточные формы жизни.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и прионами. Значение в природе и жизни человека.
Самостоятельная работа:
Вироиды. Прионы.
Тема7.Многоклеточные организмы с настоящими тканями. Образование, строение и функции тканей животных. Системы органов животных (на примере млекопитающих животных.)
Лабораторная работа№2. Строение тканей животных.
Тема8.Основные понятия генетики. Методы генетических исследований. Генотип и фенотип. Аллельные гены.
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя. Контрольная работа.
Тема9.Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.
Тема10.Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействия генов. Цитоплазматическая наследственность.
Самостоятельная работа:
Взаимодействие генов.
Тема11. Решение задач по генетике.
Практическая работа№2.
Решение типичных задач по генетике.
Тема12.Модификационная и наследственная изменчивость.
Лабораторная работа №3 Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Тема13.Возникновение и развитие эволюционных взглядов. Синтетическая гипотеза эволюции.Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция
Тема14. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяциях.
Тема15. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса.
Тема16. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.
Тема17. Предмет экологии. Экологические факторы среды. Самостоятельная работа:
Среды обитания организмов.
Тема18. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Свойства экосистем. Смена экосистем. Контрольная работа.
Тема19. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса.
Тема20. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы.
Комплексный дифференцированный зачет
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
48
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета "Биология".
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- микроскопы;
- коллекции постоянных микропрепаратов;
- гербарные образцы растительных организмов
Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010
2. Беляева Д.К., Дымщица Г.М. Общая биология: базовый уровень. 10-11 классы. – Москва Просвещение, 2010
Биология: подручных. для 10 кл. / П.Г. Балан, Ю.Г. Вервес, В.П. Полишук.- К .: Генеза, 2010.
Общая биология: Учебн. пос. -М .: Высшая шк .., 1986 / С. Мамонтов,
В.Б. Захаров.
Общая биология: Пробы, подручных. для 10 кл. среди, общеобразовательных учеб. закл. / М.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан. - К .: Генеза, 2001.
Общая биология: подручных. для 11 кл. среди, общеобразовательных учеб. закл. / Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан. - К .: Генеза, 2001.
Дополнительная
Общая биология: подручных. для 9-10 кл. / Ю.И. Полянский, А.Д. Браун.Айала Ф., Кайгер Дж. Современный генетика: В 3-х т. Т.1. Пер. С англ. - М .: Мир, 1987.Грин Н., Стаут И, Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1: Под ред. Р. Сопера.- М .: Мир, 1990.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль знаний студентов предусматривает: тестирование, выполнение и защиту рефератов, выполнение домашних заданий, выступления в ходе семинарского занятия.
Заключительной формой контроля знаний для студентов всех форм обучения является зачет. При подготовке к зачету по биологии студент должен ясно представлять объем знаний, которые по данному предмету ему необходимо освоить и уяснить.
Цель зачета – завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.
Формы и методы контроля оценки результатов обучения
Анализ документов, домашняя работа, тесты, индивидуальная работа, подготовка сообщений, презентаций, проектов, контрольные работы .Выполнение творческих работ, домашняя работа, контрольные работы, индивидуальные задания (составление планов работы)
Практические занятия, домашняя работа, контрольные работы, индивидуальные задания (ведение словарей, справочников, подготовка сообщений, презентаций, проектов).Тесты, устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.
Контрольные работы (зачеты), домашние задания.
Словарные диктанты, устный опрос,
индивидуальные задания.
Анализ документов, устный опрос, подготовка сообщений, тестирование.
Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.
Практические занятия, индивидуальные задания.
Тесты, устный опрос.
Словарные диктанты, устный опрос,
индивидуальные задания.
Тесты, устный опрос, письменные проверочные работы.
Контрольные работы, домашние задания.
11
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения № страницы с изменением:
БЫЛО: СТАЛО:
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по общеобразовательной дисциплине Биология
по специальностям:23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
( по видам транспорта, за исключением водного),выполненную преподавателем ГПОУ « ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ» Мещеряковой Маргаритой Валентиновной.
Учебная программа по биологии разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г.)
Рабочая программа включает пояснительную записку, паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, в котором представлено тематическое планирование, учитывающее максимальную нагрузку и часы на практические занятия, теоретические сведения, основные знания и умения по темам, перечень практических работ, сведения о самостоятельной работе обучающихся, условия реализации программы , контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Пояснительная записка показывает предназначение рабочей программы для реализации государственных требований и минимального содержания к уровню подготовки выпускников по специальностям технического профиля.
В пояснительной записке отмечается общеобразовательный характер дисциплины «Биология», включающей в себя базовые знания по курсу среднего (полного) общего образования.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение 3 лабораторных и 2практических работ. Тематика лабораторных и практических работ соответствует требованиям подготовки обучающихся и содержанию учебной дисциплины по специальностям для технического профиля.В рабочей программе реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учтены межпредметные связи.Структура программы логична. Сначала разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляются на практике.
Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала, практические и самостоятельные работы. В целом рецензируемая программа заслуживает высокой оценки, она хорошо продумана и ориентирована на подготовку обучающихся к использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности. Программа может быть рекомендована для использования в учебном процессе учебных заведений СПО. Содержание рабочей программы соответствует современному уровню развития образования. Рабочая программа подразумевает использование инновационных методов и приёмов обучения.
Рецензент: директор ОШ № 73 г. Горловки Л. А.КочинаРЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по общеобразовательной дисциплине Биология
по специальностям:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
( по видам транспорта, за исключением водного),выполненную преподавателем ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ» Мещеряковой Маргаритой Валентиновной.
Учебная программа по биологии разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г.)
Содержание программы детализирует и раскрывает содержание стандарта, соответствует общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом необходимости проведения итоговых занятий. Эти виды работ тесно связаны с изучением представлений о развитии биологических наук в общем историческом процессе, что обеспечивает развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и синтеза научных данных, на которых строятся фундаментальные основы биологии как науки.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - исследователя, развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются различные виды групповой и самостоятельной работы учащихся.
При организации контроля используются разные его формы.
Программа рекомендована для реализации в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы CПО по дисциплине биология.
Рецензент:
БрагинаЕ.А., преподаватель ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ» , "специалист высшей категории"