Педгогическая концепция Проектно — исследовательская деятельность как условие развития креативности и самостоятельности
Ярмарка инноваций 2012 г
Министерство общего и профессионального образования РФ
Ленинградская область
Лужский муниципальный район
МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Проектно – исследовательская деятельность
как условие развития креативности и самостоятельности учащихся
АВТОР:
ШЕВЦОВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА
педагог дополнительного образования
МОУ «Центр Детского и Юношеского Творчества»
Г. Луги
п. Толмачево
2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Актуальность 4
Новизна 5
Цель 6
Гипотеза 7
Задачи 7
Глава 1. Теоретическая часть 8
Глава 2. Практическая часть 11
Рекомендации 17
Заключение 20
Список литературы 22
Приложения 23
Введение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие и эффективность его деятельности. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личности является и основным источником, и механизмом профессионального развития и усовершенствования ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек – человек» [9].
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса[11]. Исходя из главной цели образования – воспитание творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, - каждый педагог в процессе своей деятельности стремиться решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания, как привлечь детей к самостоятельному получению системных знаний.
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен педагог при активном участии своих воспитанников.
Уровень познавательных способностей моих воспитанников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся и воспитание в нем Человека.
Что для меня, как человека, ценно? Я являюсь скаут лидером. В скаутском обещании есть слова: « по мере моих сил исполнять свой долг перед Богом, Родиной и ближними». А скаутские законы призывают быть верным Богу, Родине и ближним; быть полезным и помогать другим и т.д. Для меня как человека ценны Бог, Родина и ближние. Родину, мою Россию, хотелось бы видеть сильной и уважаемой всеми страной. Для меня важен сам человек. Это мои коллеги и учащиеся, с которыми я общаюсь каждый день. Я вижу, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным: нужно иметь терпение и трудолюбие. Приобретению таких качеств способствует учебная – воспитательная деятельность учащихся. Но часто в воспитании мы забываем еще одно очень важное качество – это любовь. Любовь к ближнему, умение помогать ближнему и радоваться его успехам. Многие люди, достигнув больших успехов, благодаря терпению и трудолюбию, совершенно забывают о людях, потому что в них нет этой любви, они не знают чувства сострадания и соучастия. К сожалению, подчас подобные люди диктуют нам правила жизни. Поэтому я, как педагог, считаю, что вся учебно - воспитательная работа должна не только давать знания, но формировать бережное отношение к человеку и природе.
Что для меня ценно как для педагога? Поделиться с детьми знанием, опытом, постараться сделать их счастливыми, готовыми к жизни? Да! Что для меня воспитанник? Это формирующаяся личность, человек, с которым хочется общаться, которого можно и хочется научить тому, что знаешь, и от которого можно многому научиться.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача педагогов дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылку для его (ребёнка) социализации. Это возможно, занимаясь проектно – исследовательской работой. Необходимо приблизить процесс обучения к научному поиску. Этим объясняется актуальность развития сегодня исследовательской и проектной деятельности учащихся. Развитию исследовательских и творческих способной уделяется большое внимание в нашей стране.
Важнейшая проблема современного образования – его эффективность для общества и личности. Сегодня существует потребность в воспитании активных, организованных, проблемно мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей. Поэтому необходимы изменения в философии образования, нужны нововведения в педагогическую теорию и практику. В основе Федерального государственного стандарта основного общего образования [13] лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Педагоги дополнительного образования тоже должны стремиться в своей работе с детьми к выполнению стандартов нового поколения. Экологическая проектно – исследовательская деятельность способствует решению поставленных задач и формированию ключевых компетенций.
При внедрении данного вида деятельности решается проблема становления личностных характеристик ребенка («портрет выпускника основной школы» [13]).
НОВИЗНА. Проектно – исследовательская деятельность - это не новое явление в педагогике. Но новые стандарты образования предписывают системно-деятельностный подход [13], поэтому метод проектно – исследовательской деятельности становится ориентированным на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.
Отличительная черта проектно – исследовательской экологической работы в нашем коллективе - это реально существующая проблема ситуация, выбранная воспитанниками. Работы связаны с исследованиями родного края. Результаты работ доводятся до сведения населения. Совместно с взрослыми ребята находят пути решения проблем (полностью или частично). Особенностью системы выполнения наших экологических проектов является возможность совместной творческой работы педагога и воспитанника. Роль педагога – независимый консультант, который помогает воспитанникам в поисках источников информации, методик выполнения исследования. Экологические проекты предполагают взаимодействие ребенка с родителями. Родители не только помогают материально, но и являются непосредственными участниками исследования.
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твое занятие запомнилось? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня сложно заинтересовать детей. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на занятии.
Педагогу необходимо постоянно стремиться выйти за рамки занятия и посмотреть даже на самую сложную научную проблему под углом зрения общей культуры. «Странный народ эти взрослые»- сказал себе Маленький принц, продолжая путь. Останавливаясь на этих словах из сказки Антуана – де-Сент Экзюпери, пытаюсь соизмерить с этой фразой свои отношения с детьми. «Я боюсь стать таким, как взрослые» и многое из известных нам «педагогических истин», «воспитывающих методик "агогических истиных нам "ослые...этой фразой свои отношения с детьми.
», «форм и методов организации учебно – воспитательного процесса» превратиться в пыль. И опять на помощь приходит Экзюпери: «Искать сердцем» - говорит он, и те же самые педагогические истины и технологии приобретают иной смысл, иную окраску. В своей работе с детьми я стараюсь искать сердцем.
Исходя из ценностей общества и задач образования, я вижу и своё место в дополнительном образовании.
Моя ЦЕЛЬ как педагога – научить воспитанников думать, самостоятельно принимать решения, научить делать научные открытия, осуществлять проекты, самостоятельно добывать знания, сформировать экологическую культуру.
В современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться, и каждый человек становится перед выбором нравственной позиции в отношении к делу и к обществу. А как этого добиться? Это возможно только во взаимосвязи образования и воспитания. Большое внимание уделяю научно – исследовательской работе с детьми и подготовке экологических проектов.
ГИПОТЕЗА: если правильно организовать проектно - исследовательскую деятельность, то это будет способствовать развитию креативности и самостоятельности учащихся.
Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития[11]. Многолетний педагогический опыт (20 лет) и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов образования и воспитания является научно-исследовательская работа и проектная деятельность воспитанников[3].
Основные задачи, которые я ставлю перед собой как педагог:
активизация познавательной деятельности учащихся через приобщение к науке;
создание условий для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
выявление и развитие креативности, интеллектуальных, творческих способностей и на основании этого определение индивидуальной траектории обучения и развития;
формирование системы научных взглядов;
развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности воспитанников;
пропаганда знаний об окружающем мире;
знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
участие в проводимых в рамках деятельности учреждения дополнительного образования, района, региона олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;
физическое укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Для реализации этих задач я приближаю процесс обучения к научному поиску.
Всякий педагог в своей деятельности раскрывается не только как специалист, но и как человек.
Глава 1. Теоретическая часть
В современном обществе востребованы творческие личности, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Особое место занимает развитие креативности - свойство личности школьника, определяющее успешность решения творческих задач[7]. Особое значение развитие креативности приобретает в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанному с определенной сферой человеческой деятельности. В наше "переходное" время творчество являет собой необходимый момент активного участия личности в происходящих социальных переменах. Именно на творческих детей государство и общество возлагают большие надежды в построении будущего. Отсюда возникает запрос на выявление таких детей с целью создания для них благоприятных условий обучения, отвечающих их возможностям и потребностям.
Необходимо сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задания.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
-организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
-корректировка содержания образования;
-применение наряду с занятиями в традиционной форме и других их разновидностей (ролевые игры, соревнования, конференции, экспедиции, интеллектуальные игры, и др);
-использование элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве;
-организация участия во всероссийских и областных научных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, конференциях, слетах).
Какие признаки мышления должны присутствовать у исследователя? Исследователи (Н.М.Зверева, А.К.Касьян) называют следующие признаки научно-педагогического мышления:
1) умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений, отделять существенные факты от несущественных;
2) умение проводить эксперимент (имеется в виду его постановка, объяснение и оформление результатов);
3) умение осуществлять активный поиск на его отдельных этапах;
4) понимание структуры теоретического знания;
5) овладение общенаучными идеями и принципами;
6) умение выделять главное в сложных явлениях природы, абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;
7) осознание методов научного познания;
8) умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность предметов и явлений, видеть их противоречия[10]. Учреждения дополнительного образования является специфической моделью социальной среды. Одна из главных задач – подготовить ребенка к успешному включению во взрослую жизнь, в социум. На кого ложиться эта задача? Конечно, на педагога, который является едва ли не главным носителем общественных ценностей. Именно педагог должен создать условия для того, чтобы у детей постепенно на протяжении «школьного периода» складывались адекватные представления как о своих потребностях и возможностях, так и о том, каковы современные потребности общества, в каком гражданине заинтересовано общество и государство, каковы могут быть направления изменений в обществе и жизни каждого[4].
На основании этой информации молодой человек имеет возможность выбрать для себя ту роль, то место во взрослой жизни, которое позволит ему обеспечить себе, своей семье определенное качество жизни. Это возможно, если педагог будет сам активно включен в процессы, происходящие в социуме. Только в этом случае можно подготовить молодого человека, способного ориентироваться в актуальных жизненных проблемах и способах их решения. Эта способность к ориентации в проблемах должна являться одним из результатов образования[5]. В своей работе я использую экологический подход в образовании.
Экологический подход в образовании акцентирует внимание в большей степени на процессе познания, формирует мотивацию изучения естественных наук, пробуждает чувство любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы он остался на всю жизнь.
Развитие научно-исследовательской деятельности проходит в несколько этапов[5]. Первый этап: изначально творческие и исследовательские задачи воспитанникам ставятся в инициативном порядке педагогом. На этом этапе идет поиск основного направления научно-исследовательской деятельности. На этом уровне мои воспитанники в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности. Как правило, научно-исследовательская работа на этом этапе остается на уровне учреждения.
На втором этапе развития научно – исследовательской деятельности происходит переход научных знаний на уровень учреждения, т.е. образуется межпредметные связи и исследовательская деятельность принимает расширенное направление, т.е. складывается как система, где подключаются научные учреждения. Третий этап более серьезный, сложный, на мой взгляд. Это развитие внутри учреждения возрастных обществ с выходом на региональный уровень.
Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны[10]. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе и, как правило, эти ребята начинают показывать лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствованию таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие его процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезает комплекс, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности.
Давайте разберемся с результатами исследований. Что же можно считать результатом исследования? Результаты исследования - совокупность новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы.
Глава 2. Практическая часть
В наше неспокойное время проблема занятости подростков стоит особенно остро. Зачастую школьники предоставлены сами себе, и большинству из них приходится самостоятельно решать вопросы: «Где провести свое свободное время?», «Куда пойти учиться?» «Как правильно выбрать свой жизненный путь?» Но ни одну важную жизненную проблему невозможно решить теоретически. Познать себя молодому человеку можно, лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми, тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет.
Общеобразовательная школа не может во всей полноте учитывать индивидуальный запрос ребенка и выстраивать процесс образования и воспитания, опираясь на теоретические обоснования готовности школьника освоить определенный набор знаний. Она дает минимум, без которого, по мнению ученых, молодому человеку будет невозможно успешно адаптироваться в обществе. В наиболее полном объеме удовлетворить интеллектуальные и эмоциональные запросы подрастающего человека можно только совместно с внеурочной деятельностью. Поэтому очень важно педагогам дополнительного образования помогать детям, адаптироваться в обществе.
Занимаясь проектно - исследовательской работой, много часов дети проводят непосредственно в природе, проводя различные исследования, обращаются в различные организации, затем анализируют результаты и оформляют свою работу, с которой выступают на конференциях. Это дает воспитанникам не только опыт исследовательской работы, но и учит правильно оформить и проанализировать результаты, а так же они приобретают опыт общения со сверстниками, с взрослыми. Исследования в природе, вырабатывают у воспитанников ответственное отношение к окружающей среде, а это сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Создание творческих проектов формирует навыки системного подхода к решению задач и устанавливает стиль общения между педагогом и учащимся – равноправного партнерства.
Проектно – исследовательская деятельность является важным фактором развития экологической культуры; разработанная система по развитию экологической культуры дает заметные результаты.
Я являюсь как педагогом дополнительного образования, так и учителем химии и биологии. Мои воспитанники обучаются у меня в коллективе, и в школе я преподаю у них химию и биологию. То есть моя система работы по развитию экологической культуры подростков включает деятельность воспитанников по единой образовательной программе учебной и внеурочной работы. Внеурочная работа является той формой, где накапливаются экологические знания, закладываются умения и навыки по изучению природных компонентов и природных комплексов, реализуются предметно-познавательные отношения с природой.
Учебная работа через связи взаимодействия, организации и управления закономерно переходит во внеурочную деятельность и способствует развитию экологической культуры подростков.
Методы диагностирования образовательных достижений воспитанников
Я разработала различные методы диагностики результатов деятельности учащихся (приложение 2.1).
Зачетная книжка обучающегося (отражаются темы творческих работ и достижения).
Диагностическая карта результативности обучающихся.
Портфолио.
Карта диагностики практических умений и навыков по годам обучения.
Индивидуальные карточки учета (для проведения взаимоконтроля).
Такая работа приносит заметные результаты: у воспитанников формируется экологическое сознание и ответственное отношение к окружающей среде. Дети создают проекты, которые нацелены на улучшение экологической обстановки в своем поселке, регионе. А так же ведут большую просветительскую работу через районную газету (приложение 2.2. Газетная статья «Спасайте озеро, человек идет!»), издают буклеты, выступают на конкурсах (приложение 2.2. Газетные статьи об участии в конкурсах), конференциях разного уровня. Материалы конференций печатаются в сборниках, что тоже позволяет познакомить других со своей работой.
Трех летняя работа с воспитанниками показывает приобретенные ими качества, ключевые компетенции, благодаря проектно – исследовательской деятельности:
Личностные
саморазвитие и личностное самоопределение;
сформированность их мотивации к исследованиям и целенаправленной познавательной деятельности;
развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные:
освоение воспитанниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления своей деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, родителями и сверстниками;
построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные:
освоенные воспитанниками в ходе исследования;
приобретенные специфические умения для данной предметной области;
новые виды деятельности, полученные в рамках проектно – исследовательской деятельности;
преобразованные и примененные в различных ситуациях новые навыки;
сформированые научные типы мышления;
научных представлений о типах и видах отношений;
овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Проекты воспитанников имеют практическое применение. В каждом проекте есть рекомендации и результаты работы.
Наша задача, как педагогов не только организовать работу по проекту, но и самому быть активным его участником. Педагог в этом процессе играет одну из главных ролей.
Мы вплотную подошли к вопросу об умениях, необходимых для проведения исследования. Все исследовательские умения, необходимые для успешного осуществления деятельности воспитанника можно объединить в следующие группы: 1) операционные исследовательские умения (применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи исследования, делать выводы из полученных результатов и теоретического анализа концепций); 2) организаторские исследовательские умения (применять приемы самоорганизации и исследовательской деятельности, планировать научно-исследовательскую работу, проводить самоанализ и самоконтроль, регулировать свои действия в процессе работы); 3) практические исследовательские навыки (работать с литературой, проводить экспериментальное исследование, наблюдать факты и явления, собирать и обрабатывать данные, внедрять полученные результаты в практическую деятельность); 4) коммуникативные исследовательские умения (применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, участвовать в обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении коллективного исследования, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, излагать результаты при их анализе в проблемной группе, научной конференции). Все воспитанники по окончанию курса выполняют свою исследовательскую работу и защищают ее на разного уровня мероприятиях. Это дает им различные умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Будучи студентами, они легко справляются с написанием курсовых и дипломных работ.
Какие формы работы я применяю в своей деятельности?
Формы занятий различные: семинары, беседы, викторины, конференции, ролевые игры, экскурсии, экспедиции, лабораторные и практические работы. Интересно проходят занятия – исследования или с элементами исследования. На таких занятиях дети разбиваются по группам, и каждая группа получает свое задание. Выполняет его в течение 7 – 10 минут, затем представляет свои результаты. Таким образом, ребята учатся самостоятельно добывать знания из литературных источников, экспериментальным путем и, используя ресурсы Интернета, учатся представлять полученные результаты и отвечать на вопросы.
Исследовательская деятельность проходит и в более серьезных масштабах. При этом есть возможность изучить любую интересующую ребят тему. Я подбираю для них подходящие для исследования данного вопроса методики и оборудование, а дети самостоятельно исследуют выбранную тему. Большое внимание уделяется практическим работам и проектной деятельности учащихся – это активизирует познавательный интерес у детей, расширяет кругозор и творческие способности. Часть исследований перерастают в проекты. Такая работа привлекает и взрослых.
Многие родители активно участвуют в проектах своих детей. Например, воспитанница (третий год обучается по программе «Экологический серпантин») Прохорова Полина, ученица 9 класса исследует озеро, рядом с которым находится ее дача. Оказалось, что ее бабушка тоже изучала это озеро, будучи школьницей. А сейчас совместно с родителями девочка проводит гидрологические измерения на озере, отбирают пробы воды для гидрохимических исследований, которые она проводит в школьной лаборатории. Вместе с родителями они разработали проект «Друзья Зеленого озера», подключили к нему местных жителей и теперь совместно с воспитанниками проводят природоохранные мероприятия по сохранению этого озера: сажают деревья, убирают мусор, ставят информационные стенды и т.д. У нее разработана проектно – исследовательская работа «Экологическое состояние оз. Зеленого» (приложение 2.3. Работа и презентация). С этой работой Полина выступала на различных конкурсах, занимая призовые места (приложение 2.4.).
Это способствует сближению родителей и детей, улучшает взаимопонимание и укрепляет в ученике значимость своей работы, а так же, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, развитие его умственных, интеллектуальных способностей, умения представить свою работу, отстоять свое мнение. Проектный метод является методом, идущим от детских интересов, их индивидуальных особенностей, стимулирующим самостоятельность, творческую активность.
Из опыта работы мне известно, что значительная часть воспитанников включается в организуемую педагогом проектно - исследовательскую деятельность с удовольствием.
Исследовательские работы учащихся различаются не только по виду, но и по объему, а также по времени выполнения: в течение одного занятия, дома в течение одного-трех дней. Такие работы не требуют специального оформления и специальной защиты, ребята выступают с ними на занятии. Начальные исследовательские работы могут выполняться без предварительной подготовки, педагогу достаточно предоставить детям такую возможность и помочь организовать работу. Наиболее ёмкие работы защищаются на конференции в ЦДЮТ, либо на занятиях - конференциях. Такие работы оформляются по установленным требованиям. С лучшими работами воспитанники выступают на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах (результаты в приложении 2.4.).
Моя гипотеза подтверждается: если правильно организовать проектно - исследовательскую деятельность, то это будет способствовать развитию креативности и самостоятельности воспитанников.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки образовательного процесса. Понятно, что рецепты здесь едва ли уместны. Однако можно предложить направления, по которым следует вести поиск. Группа ученых под руководством С. Пансо предложила рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. Сегодня эти рекомендации общепризнанны в мировом научно-педагогическом сообществе. - Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы воспитанники были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими, соучениками, педагогами. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку. - Уделять внимание работе подсознания. Даже если проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание незаметно для нас работает над ней. Некоторые идеи могут лишь на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать. - Воздерживаться от оценок. Благодаря этому правилу воспитанники - русло для потока идей, можно больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. - Показывать детям возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскивания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования показывают, что в средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не только побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности, и создание образов в их осмысленности, включении в решение творческой задачи. - Давать воспитанникам возможность умственной разминки. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность детям освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения. - Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но её очевидность кажущая. Необходимо поддерживать проявление фантазии, так как они служат основой творческого мышления. - «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, педагог и воспитанники помнят, что после некоторого «инкубационного периода» «созревания идей», все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена. - Расширять восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может решаться педагогом в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости. - Расширение фонда знаний. Объем имеющихся знаний – это база, на которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать. - Помочь воспитанникам обнаружить смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие исследовательскую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение. Отдельно надо сказать о том, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще один важный вопрос: что делать с той частью детей, которая «выпадает» из поисковой деятельности в коллективе? Искать ли какие-то иные подходы для активизации их творческого потенциала? Учить ли исследовательской деятельности всех? Или же оставить эти попытки как заведомо неэффективные, направить усилия к тому, чтобы сформировать у воспитанников более прочные знания и умения на репродуктивном уровне, но зато надежно и основательно? Все эти вопросы практически выражают один вопрос: можно ли целенаправленно развивать исследовательское мышление, обучать ему? Еще в начале 70-х годов известный специалист по проблемам обучения творческой учебно-познавательной деятельности Э.Тюрранс собрал данные имеющихся к тому моменту 142 исследований, посвященных специальному обучению творческим умениям. В среднем обучение оказывалось успешным в 72 % случаев, а когда эксперименты были направлены на специальное формирование умений творчески решать проблемы, успех достигался в 90% случаев[15]. Переносятся ли умения творческого подхода к проблемам в другие, внеурочные условия? Известно, что педагоги-практики мира придерживаются здесь вполне однозначного оптимистического отношения и, не дожидаясь ответов науки, работают именно над формированием у детей умений поисковой познавательной деятельности. Данные некоторых исследований такое отношение подтверждали. Следующая попытка ответить на вопрос о возможности обучать творческому мышлению была сделана в середине 80-х годов в анализе исследований, проведенных в начальной и средней школе. Успешными оказались около 70% всех экспериментов(19860). В целом данные подтвердили принципиальную возможность формировать поддающиеся замерам исследовательские учебно-познавательные умения в учебном процессе[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты моей деятельности. Главными результатами можно считать систематические победы на олимпиадах по биологии и экологии разного уровня, активное участие в конкурсах и акциях. Это можно увидеть в приложении.
Таким образом, как показывает практика, научно – исследовательская и проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно - исследовательской деятельности на занятиях позволяет получить ряд практических результатов: рост личностных качеств, активное участие в конференциях и конкурсах. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт воспитаннику, невозможный при других формах обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно – исследовательских работ воспитанников свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у подростков исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает реализовать их жизненные цели.
Проектная деятельность способствует формированию нового типа воспитанников, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.
Я считаю, что если мой воспитанник умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшей жизни.
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.
Я думаю, что педагог не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий педагог не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий педагог найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами ради своих воспитанников, ради дела, которому служишь.
Каждый по-своему находит эти силы. Для меня вторым родным домом является мой кабинет, мои любимые цветы в нем, и, конечно же, мои воспитанники. Именно они помогают мне каждое утро просыпаться с добрым намерением отправиться на работу, снова открыть двери кабинета и, наверное, в сорокатысячный раз сказать: «Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие!»
В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.
Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.
Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
Д.Грант. Как подготовить школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Журнал «Школьные технологии», №2, 2001 г., ст 70
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.:Педагогика,1982.-144с.
Материалы семинара «Современные педагогические технологии», Т.Пережогина, ОблИПК, 2000 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок 57000 слов /Под ред. док. филол. наук, проф.Н.Ю.Шведовой.-13-е изд. испр.- .:Рус.яз.,1981.-816с.
Подласый И.П. Педагогика /учебник/. М.:Педагогика,2000,т.1,-385с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс»,1998.-514с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.:Народное образование, 2001. 272 с.
Стандарт в образовании: проблемы и перспективы.-М.:Россия,1995.
Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя.- Алматы: Алеем, 2000.-370с.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Проект./ М. 2011 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Детская психология.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1.
2.1.1. ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА ЧЛЕНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
_____________________________________________________________________________
название объединения
_____________________________________________________________________________
фамилия, имя
Участие в конкурсах, олимпиадах, выступлениях
Дата
Название
Результат
Участие в экологических мероприятиях (акции, десанты, рейды)
Дата
Название
Результат
Теоретические зачеты
Дата
Тема
Результат
2.1.2. Диагностическая карта результативности учащегося
Уровни
Ф.И.
Информационно - знаниевый
Практические умения и навыки
Личностный результат
Примечание
Креативность
Удовлетворенность
Бережное отношение к природе
Социальная активность
Готовность к получению профессии
Заполняется в конце каждого года обучения
КРИТЕРИИ личностного результата ребенка:
Низкий - проявляется в незначительной степени;
Средний - проявляется от случая к случаю, необходим импульс для включения в деятельность;
Высокий - проявляется всегда, ярко выражен эмоциональный настрой на деятельность, «налицо» сформированность качества.
2.1.3.Портфолио
На каждого обучающегося заводится папка, в которую вносятся все достижения ребенка по мере его обучения в коллективе:
это результаты тестовых работ,
творческих заданий,
самостоятельных работ,
научно – исследовательских работ,
психологических тестов,
дипломы, грамоты, благодарственные письма, полученные за участие в мероприятиях разного уровня.
2.1.4.Карта диагностики практических умений и навыков по годам обучения
Умения и навыки, формирующиеся за годы обучения в коллективе
Решать экологические задачи
Уметь строить таблицы, графики, диаграммы
Определять уровни загрязнения воды, почвы, воздуха
Составлять карты, схемы, экологические паспорта
Уметь составлять анкеты
соцопросов
Фамилия, имя
с
я
м
с
я
м
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Результаты подсчитываются по пяти бальной системе:
1 – сделаны первые пробные шаги – низкий уровень;
2 – сформированы основные умения и навыки – средний уровень;
3 – хорошо усвоены умения и навыки – высокий уровень;
4 – самостоятельная работа в данном виде деятельности – осуществление программы творческого роста – индивидуальный план – очень высокий уровень.
Это можно отмечать определенными цветами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4.
Название лучших проектно – исследовательских работ созданных воспитанниками обучаясь по программе «Экологический серпантин» в коллективе «Земляне» ЦДЮТ г. Луги и основные результаты их представления за 2009 – 2011 гг
Название проекта, исследования
Уровень представления, название мероприятия
Результат
Качество воды как среды обитания водных организмов в реке Черной (работа ведется третий год)
1. Региональный этап экологической олимпиады
1. Участник 2010 г
2. Конкурс «Юных исследователей окружающей среды», региональный этап
2. Призер 2009 г, 2010 г
3. Международная Биос – олимпиада
3. Призер 2009 г, 2010 г. Победитель – 2011 г
4. Международная конференция по Био – окружающей среде
4. Призер 2009 г, 2010 г. Победитель – 2011 г.
5. Всероссийский конкурс «Вода – источник жизни на Земле»
5. Победитель 2010 г, 2011 г
6. Межрегиональный конкурс с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды»
6. Участник – 2010г, Победитель – 2011 г.
7. Всероссийская олимпиада «Созвездие»
7. Победитель заочного тура (на очный тур не смогла поехать)
Экологическое состояние озера Зеленого (работа ведется третий год)
1. Муниципальная экологическая олимпиада
1. Участник 2009 г, 2010 г
2. Конкурс «Юных исследователей окружающей среды», региональный этап
2. Призер 2009 г. Победитель – 2010 г.
3. Международная Биос – олимпиада
3. Призер 2009 г. Победитель 2010 г, 2011 г
4. Международная конференция по Био – окружающей среде
4. Призер 2009 г, 2010 г, 2011 г
5. Всероссийский конкурс «Вода – источник жизни на Земле»
5. Победитель 2010г, 2011 г
6. Межрегиональный конкурс с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды»
6. Участник – 2010 г. Призер – 2011 г.
2. Муниципальная конференция по экологии
2. Призер 2009 г
Страна моя родниковая (работа ведется третий год, выполняют два ученика)
1. Региональный этап «Отечество»
1. Призеры заочного тура 2009 г, 2010 г. Участники очного тура 2010 г.
2. Муниципальная конференция по экологии
2. Призеры 2009 г, 2010 г
3. Всероссийский конкурс «Вода – источник жизни на Земле»
3. Победитель 2010 г. 2011 г.
4. Международная Биос – олимпиада
4. Призер – 2010 г.
5. Межрегиональный конкурс с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды»
5. Участник – 2010 г, 2011 г.
6. Межрегиональный конкурс с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды»
6. Участник – 2010 г.
Осторожно нитраты! (работа ведется два года, выполняют два ученика)
1. Муниципальная экологическая олимпиада
1. Участники 2009 г
2. Конкурс «Юных исследователей окружающей среды», региональный этап
2.Участники 2009
3. Международная Биос – олимпиада
3. Победители 2009 г
4. Конкурс «Юных исследователей окружающей среды», региональный этап
Участники 2009 г, 2010 г.
5. Межрегиональный конкурс с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды»
Участники – 2009 г, 2010 г.
Родные истоки (работа всего коллектива, в которой представлены результаты летней экспедиции)
Областной фестиваль экспедиций
3 место
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
ЎђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315