Рабочая программа дисциплины Маркетинг для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Управление образования и наукиТамбовской области
Тамбовское областное бюджетное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Политехнический колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАРКЕТИНГ»
для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (по программе базовой подготовки)
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Маркетинг разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (по программе базовой подготовки)
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Политехнический колледж»
Разработчики:
Медников Сергей Вячеславович - преподаватель ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»
Рекомендована научно-методическим советом ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»
Заключение научно-методического совета №________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Маркетинг
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по дисциплине «Маркетинг»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Маркетинг» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
иметь представление:
- о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений;
знать:
структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга;
принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
- стратегию и планирование маркетинга;
уметь:
- выявлять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные кампании;
- проводить опрос потребителей;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 51 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы студента 17 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
теоретические занятия
34
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 часа
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Маркетинг»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Понятие, виды и история развития маркетинга
Содержание учебного материала:
Сущность и принципы маркетинга.
История развития маркетинга и эволюция его концепций.
Виды маркетинга.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание реферата по теме «История развития маркетинга в России»
2
2
Тема 2. Содержание маркетинговой деятельности предприятия
Содержание учебного материала:
Анализ рыночных возможностей.
Выбор целевых рынков.
Разработка комплекса маркетинга.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Проект «Разработка комплекса маркетинга»
2
2
Тема 3. Маркетинговая среда предприятия
Содержание учебного материала:
Понятие маркетинговой среды.
Анализ опасности и возможности внешней среды.
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия.
SWOT анализ.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание реферата по теме: «Маркетинговая среда предприятия»
6
2
Тема 4. Покупательское поведение
Содержание учебного материала:
Модель покупательского поведения.
Процесс принятия покупательского решения и задачи маркетинга.
Методы изучения покупательского поведения.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Изучение процесса принятия покупательского решения
2
2
Тема 5. Рынок как объект маркетинга
Содержание учебного материала:
Направления и методы изучения рынка.
Сегментирование рынка.
Выбор целевого рынка.
Позиционирование товаров на рынке.
На самостоятельное изучение:
Написание реферата по теме: «Виды рынков»
4
2
Тема 6. Товарная политика предприятия
Содержание учебного материала:
Маркетинговое понимание товара.
Жизненный цикл товара.
Ассортиментная политика предприятия. Формирование ассортимента.
Разработка новых товаров.
Примерный состав БД “Товар” в маркетинговой информационной системе.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание реферата по теме: «Жизненный цикл товара: основные характеристики и ответные реакции производителей»
4
2
Тема 7. Ценовая маркетинговая политика
Содержание учебного материала:
Выбор ценовой стратегии предприятия:
в зависимости от типа рынка;
в зависимости от этапа жизненного цикла товара;
в зависимости от экономической политики предприятия.
Факторы, влияющие на уровень цены.
Методы расчета цен.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание реферата на тему: «Ценовая стратегия предприятия»
4
2
Тема 8. Система маркетинговых коммуникаций (система продвижения товаров)
Содержание учебного материала:
Понятие о видах продвижения. Разработка стратегии маркетинговых коммуникаций.
Реклама. Особенности разработки рекламной компании.
Личная продажа. Планирование личной продажи.
Стимулирование сбыта. Разработка программы стимулирования.
Пропаганда. Подготовка и проведение пропагандисткой компании.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Проект: «Разработка рекламной компании»
6
2
Тема 9. Сбытовая политика предприятия (дистрибьюция)
Содержание учебного материала:
Каналы распространения товаров. Их функции и виды.
Критерии выбора каналов распространения.
Товародвижение. Цели и элементы.
Оптовая торговля. Виды оптовых предприятий.
Розничная торговля. Виды розничной торговли.
Маркетинговое решение оптовых и розничных торговцев.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание реферата на тему: «Товародвижение»
2
1
Дифференцированный зачет
2
Всего
51
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству студентов;
2. рабочее место преподавателя;
3. выход в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;
2. персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: Изд – во «Союз», 2009.-270с
2. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 2008.-400с
3. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 2009.-804с4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2008.-703с.
Дополнительные источники:
5. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2008.-416с.6. Гилберт А. Черчилль Маркетинговые исследования – СПб: Издательство «Питер», 2009.- 752 с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 2010.-656с.8. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 2009.-305с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Маркетинг» обучающийся должен:
иметь представление:
- о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка России, концепциях развития рыночных отношений;
знать:
структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга;
принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
- стратегию и планирование маркетинга;
уметь:
- выявлять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные кампании;
- проводить опрос потребителей;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).
3. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ТЕСТ (эталоны ответов выделены полужирным шрифтом)
1. Потребность- это?
1. количество денег, которое потребитель может использовать для удовлетворения своих нужд
2. нужда, воплощенная в какую-то конкретную форму
3. товар, который способен удовлетворить нужду потребителя
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
2. Рынок покупателя определяет ситуацию, когда на рынке отмечается?
1. большое число потребителей
2. превышение предложения над спросом
3. превышение спроса над предложением
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
3. Спрос на товар (услугу) как категорию маркетинга- это?
1. нужда в конкретном виде продукции
2. потребность в товаре (услуге)
3. потребность в товаре, которая может быть оплачена потребителем
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
4. В маркетинге товар понимается как?
1. продукт товара, произведенный для обмена
2. физический объект
3. набор свойств, позволяющих решить проблемы потребителя
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
5. Разновидности одного и того же товара являются?
1. конкурентами- желаниями
2. товарно-родовыми конкурентами
3. товарно-видовыми конкурентами
4. матками-конкурентами
5. правильного ответа нет
6. Любая фирма может воздействовать на рынок?
1. через модель 4Р
2. только рекламой
3. только ценой
4. только товаром
5. правильного ответа нет
6. все ответы верны
7. Основной комплекса маркетинга является?
1. макросреда
2. микросреда
3. модель 4Р
4. субъекты маркетинга
5. правильного ответа нет
6. все ответы верны
8. Комплекс маркетинга-микс включает в себя?
1. управление предприятием
2. совокупность инструментов (товар, цена, сбыт, продвижение)
3. выбор условий реализации товара
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
9. Функциональная схема организации служб маркетинга на предприятии формируется по?
1. географическим регионам
2. типам рынков
3. функциям
4. группам товаров
5. иным образом
10. Маркетинговая среда предприятия является?
1. частью его микросреды
2. частью его макросреды
3. совокупность микро и макросреды
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
11. Понятие макросре6ды отражает?
1. силы, влияющие на деятельность предприятия непосредственно
2. силы, не влияющие на деятельность предприятия
3. силы, влияющие на микросреду, в которой работает производитель
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
12. Микросреда фирмы- это?
1. набор свойств товара
2. функциональные структуры предприятия
3. формальные и неформальные группы
4. силы и субъекты, на которые фирма может влиять
5. силы и субъекты, на которые фирма не может влиять
6. правильного ответа нет
13. Макросреда фирма- это?
1. набор свойств товара
2. функциональные структуры предприятия
3. формальные и неформальные группы
4. силы и субъекты, на которые фирма может влиять
5. силы и субъекты, на которые фирма не может влиять
6. правильного ответа нет
14. 14. К микросреде предприятия не относиться?
1. средства массовой информации
2. население всей страны
3. торговые организации
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
15. Контактные аудитории- это?
1. субъекты, которые могут оказать влияние на способность предприятия достигать поставленных целей
2. субъекты, которые непосредственно входят в контакт с предприятием и поставляют ему товары
3. субъекты, которые непосредственно контактируют с предприятием, покупая его товары
4. правильного ответа нет
16. «Философия маркетинга» утверждает, что цели организации могут быть достигнуты в сфере?
1. производства
2. распределения
3. удовлетворения потребностей
4. реализации
5. все ответы верны
6. правильного ответа нет
17. Благожелательное отношение потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам (услугам)- это основание для реализации маркетинговой концепции?
1. совершенствования товара
2. интенсификации коммерческих усилий (реклама)
3. совершенствования производства
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
18. Ориентация фирмы на извлечение прибыли в основном за счет увеличения объемов продаж производимого товара (услуги) характерна для?
1. стратегии современного маркетинга
2. интенсификации коммерческих усилий
3. стратегии совершенствования производства
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
19. Стратегия, построенная на предположении, что потребители будут покупать товары (услуги) только наивысшего качества, соответствует маркетинговой концепции?
1. совершенствования производства
2. современного маркетинга
3. совершенствования товара
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
20. Согласно маркетинговой концепции, для эффективного функционирования в условиях рыночной экономики предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли от своей деятельности за счет?
1. поддержания максимальных, допускаемых конъюнктурой рынка, цен на товары (услуги)
2. максимального снижения издержек производства
3. наилучшего удовлетворения спроса клиентуры на товары наиболее выгодным для предприятия образом
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет
21. Концепция интенсификации коммерческих усилий определяет цель маркетинговой деятельности- увеличение продаж за счет?
1. использования интенсивных технологий производства
2. стимулирования сбыта
3. удовлетворения потребностей потребителей
4. все ответы верны
5. правильного ответа нет