Календарно-тематический план на 2016 / 2017 учебный год по дисциплине история


Департамент образования, науки и молодежной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УР
_________________________
«___»______________ 20___г.
Календарно-тематический план
на 2016 / 2017 учебный год

по дисциплине/МДК: Обществознание включая экономику и право
специальности (профессии) 11.01.01 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»
для _I_курса, группы _№ 1.1 М _____________________________
Преподаватель _Ломакина Надежда Александровна________________________________________________________________________________
Общее количество часов по учебному плану по дисциплине 210 час.
Количество часов по учебному плану по дисциплине на ____I___ семестр ____51___ час.
в том числе: уроки 34 час.
лекции -  час.
семинары  - час.
практические занятия - час.
лабораторные занятия  - час.
курсовое проектирование  - час.
Итого:   час.
консультации - час.
План рассмотрен цикловой комиссией Цикловая комиссия технических дисциплин
Протокол № __________ от «_______» ________________________20___г.
Председатель цикловой комиссии Похващева Татьяна Анатольевна
№ № занятий Наименование разделов и тем Количе-ство часов Календарные сроки изучения (месяц) Вид занятий Методическое и техническое обеспечение занятия Задание для
студентов
 1 История как наука. История в системе
Гуманитарных наук 1 Урок - лекция История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Основные концепции современной исторической науки. Написание конспекта по плану 1. Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук. 2. Теория и методология исторической науки. 3. Принципы изучения исторических фактов. 4. Сущность, формы и функции исторического познания. 5. Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки. 6. Варианты периодизации истории.
2 Основные концепции историческогоРазвития человечества 1   Урок анализ Концепции исторического развития историко-культурологические (цивилизационные) теории, информационная теория, теория модернизации. §13, вопросы после
 3 Обобщающий урок по разделу «История как наука» 1   Обобщающий урок Обобщающее повторение изученного учебного материала. Тест «История как наука»
 4 Современные научные концепции происхождения человека и общества 1   Урок - практикум Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии
Происхождения древнейшей истории человечества. Подготовка доклада на тему «Гипотезы о происхождении современного человека»
 5 Неолитическая революция 1   Комбинированный урок Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Подготовить сообщение на тему «Культура и верования в Древнем Египте». Для подготовки сообщения учащимся выдается алгоритм подготовки доклада
6
Обобщающий урок по разделу «Древнейшая история человечества» 1 Урок - практикум Обобщающее повторение изученного учебного материала через выделение круга вопросов, указаний и выполнение заданий индивидуализированного характера. 7 Архаичные цивилизации 1 Комбинированный урок Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной
организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и
накопление знаний. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Повседневная
жизнь, социальная структура общества. Чтение параграфа и ответы на вопросы
8 Цивилизации Древнего Востока 1 Урок – лабораторная работа Формирование индо-буддийской и китайско - конфуцианской цивилизаций.
Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском
обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие
Древнего Востока Работая с учебником Загладина Н. В., Симония Н.А. стр. 63-66; 76 -78,
а) выпишите достижения египтян;
б) заполните таблицу Религиозная картина мира в странах Древнего Востока.
9 Античные цивилизации
Средиземноморья 1 Урок-практикум с элементами дискуссии Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео - христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Подготовка сообщений по вопросам: «Что было общего в развитии афинского и римского полисов,чем они различались?» Работа с текстом учебника, картой, анализ причин и итогов войн за гегемонию в Средиземноморье; причин кризиса республиканского строя в Риме.
10 Возникновение исламскойцивилизации 1 Урок - практикум Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и
тюркского общества. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Тест «Возникновение ислама»
11 Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья 1 Урок - беседа Исламская духовная культураи философская мысль в эпоху Средневековья. Чтение параграфа и ответы на вопросы после
12 Христианская средневековая
цивилизация в Европе 1 Комбинированный урок Складывание западноевропейского восточноевропейской регионов цивилизационного
развития. Социокультурное и политическое Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Становление и развитие сословно
корпоративного строя в европейском средневековом обществе Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. и философское наследие Средневековья. Дать характеристику средневековой христианской Европейской цивилизации. Творческое задание: составить «визитную карточку» средневековой христианской Европейской цивилизации.
13 Традиционное (аграрное) общество
на Западе и Востоке 1 Урок - лекция Подготовка к семинарскому занятию
План семинара
1. Особенности экономического развития стран
Востока в XVI—XVII вв.:
а) военный феодализм Османской империи;
б) развитие производительных сил Китая;
в) организация ведения хозяйства в  Индии.
2. Особенности политического развития стран
Востока:
а) Турецкий султанат, Османская империя
при Сулеймане I;
б) антифеодальное восстание 1639–1644 гг.
в Китае. Свержение династии Мин и начало
правления династии Цин;
в) возникновение государства Великих Мо-
голов.
3. Страны Востока в  системе международных от-
ношений:
а) захватнические войны Османской империи;
б) покорение Китая маньчжурскими завоева-
телями;
в) проникновение европейцев в Индию.
4. Культура и религия стран Востока:
а) влияние мусульманской религии на разви-
тие науки, литературы и  искусства турок;
б) вклад Китая в развитие мировой культуры;
в) культура и религия Индии.
5. Отставал ли Восток от Запада? Существова-
ли ли «развитые» и  «отсталые» цивилизации
и народы?
14 Обобщающий урок по разделу «Цивилизации Древнего мира и Средневековья» 1 Урок - семинар 15 Понятие «Новое время». Модернизация
как процесс перехода киндустриальному обществу 1 Урок – лабораторная работа Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Работа с учебником ответьте письменно на вопросы:
1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.
16 Великие географические открытия и
Начало европейской колониальной экспансии 1 Комбинированный урок Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Возникновение
мирового рынка. Историческая задача: «До XIX века Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд. долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов»?
17 Усиление роли техногенныхфакторов общественного развития в ходе
модернизации 1 Комбинированный урок Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Учить записи в тетради.
18 Новации в эпоху Возрождения и Реформации 1 Урок контроля и оценивание знаний. Новации в образе жизни характере мышления ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики Конфессиональный раскол европейского общества. Религиозные войны конфессиональный раскол европейского общества. Дать определение понятиям: Реформация, абсолютизм
19 От сословно-
представительных монархий кабсолютизму - эволюция
европейской государственности 1 Комбинированный урок От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности.Возникновениеконцепциигосударственногосуверенитета.
Буржуазные революции XVII-XIX вв. Возникновение теории естественного права. Формы
абсолютизма. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых систем Учить записи в тетради
20 Идеология Просвещения 1 Урок - практикум ИдеологияПросвещения.Конституционализм.Становлениегражданскогообщества.
Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Заполнение таблицы
21 Технический прогресс в Новое время 1 Урок – лекция Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический
характерразвития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизациикак различныемодели
переходаот традиционного к индустриальному обществу. Учить записи в тетради
22 Мировосприятие человека
индустриального общества 1 Урок – практикум Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII- XlX вв. Культурное наследие Нового времени. 23 Эволюция системы
международных отношений в конце XV - середине XIX вв. 1 Урок изучения нового материала Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях колониальной экспансии. Прочитать, отвечать на вопросы, творческое задание №3,стр.21
24 Обобщающий урок по разделу «Цивилизации Древнего мира и Средневековья» 1 Урок изучение нового материала Обобщающее повторение изученного учебного материала через выделение круга вопросов, указаний и выполнение заданий индивидуализированного характера. 25 Контрольная работа 1 Урок изучение нового материала 26 Особенности становления
и развития Российской цивилизации 1 Комбинированный урок Особенности становления и развития Российской цивилизации. Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Характеристика менталитета русского человека”.
27 Роль и место России в мировом развитии 1 Урок - лекция История России - часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества. Подготовка к семинарскому занятию
1.Россия в мировой истории. 2.Особенности исторического развития России. 3.Источники изучения истории России. 4.Отечественные исторические школы (Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О. Ключевский и др.). 5.Историческая наука советского периода ее достижения и недостатки. 6.Изучение истории России за рубежом. 7.Хронологические рамки курса, его периодизация.28 Обобщающий урок по разделу «История России - часть всемирной истории» 1 Комбинированный урок Обобщающее повторение изученного учебного материала через выделение круга вопросов, указаний и выполнение заданий индивидуализированного характера. 29 Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. 1 Урок – лекция Стоянки каменного века Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние наПервобытное общество. 30 «Великое переселение народов» и его
влияние на формирование
праславянского этноса 1 Урок - лекция «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. 31 Восточнославянские племенные
союзы и их соседи 1 Урок - лекция Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. 32 Занятия и общественный строй и верования восточных славян 1 Урок - семинар Занятия и общественный строй и верованиявосточных славян. Усилениероли племенных вождей, имущественноерасслоение Народы и древнейшие государства на территории России. 33 Обобщающий урок по разделу «Цивилизации Древнего мира и Средневековья» 1 Урок - практикум Обобщающее повторение изученного учебного материала через выделение круга вопросов, указаний и выполнение заданий индивидуализированного характера. 34 Контрольная работа 1 Урок - лекция Коррективы, внесенные в календарно-тематический план, по сравнению с рабочей программой.
« » 20 г. ________________________
(подпись преподавателя)
Указания по ведению календарно-тематического плана
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим рациональной организации образовательного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное выполнение рабочей программы в строгой последовательности, а также дающим возможность осуществлять систематический контроль за ходом выполнения программы и равномерной загрузки студентов.
В графе 1 «№№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые должны соответствовать занятиям, зафиксированным в журнале учебных занятий по соответствующей дисциплине.
В графе 2 «Наименование разделов и тем» последовательно планируется весь материал программы, разделенный по темам.
В графе 3 «Кол-во часов» определяется количество часов, которое необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.
В графе 4 «Календарные сроки изучения тем» обозначаются расчетные сроки изучения разделов и тем по месяцам, например: «сентябрь», «октябрь» и т.д.
В графе 5 указывается вид занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование
- урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения и
Графа 6 должна содержать обязательный минимум методического сопровождения по данной теме (графы 5 и 6 могут корректироваться при подготовке преподавателя к занятиям).
В графе 7 указывается содержание и объем материала, предназначенного для домашней и самостоятельной работы студентов.
Календарно-тематический план составляется на семестр, рассматривается цикловой комиссией и утверждается зам.директора по учебной работе.
Календарно-тематический план сдается зам.директора по учебной работе за одну неделю до начала занятий.
Преподаватель оставляет себе копию календарно-тематического плана.