КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2015 – 2016 учебный год поэкологии животных Класс: 7 Учитель:ПОВАРОВАСветлана Николаевна
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015 – 2016 учебный год
поэкологии животных
Класс: 7
Учитель:ПовароваСветлана Николаевна Количество часов в неделю - 1 всего за год - 17
из них: теория - 15
Плановых контрольных работ- 1
экскурсий - 1
проектных работ
Вид программы: (типовая; скорректированная; авторская) - типовая
Уровень изучения: (углубленный; расширенный; базовый) – базовый
Планирование составлено на основе:
1.Учебник. Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. Яценко В.Н., Тамбов: ООО «Издательство Юлис»
2.Тематическое и поурочное планирование к учебникуФионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. Яценко В.Н., Тамбов: ООО «Издательство Юлис»
Календарно – тематическое планирование курса экология животных в 7 классе
Темы №
урока Тема уроков Кол-во
часов Тип урока Содержание урока Виды, формы контроля
Домашнее
задание Дата по плану Дата факт
1 1 Введение в экологию животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяции, сообщества). Основные методы экологических исследований.
Роль животных в природе. Взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Значение знаний экологии животных в хозяйственной деятельности человека.
Беседа п.1. с.8 2 2 Среда обитания и условия существования животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Понятия о средах обитания: водной, наземно – воздушной, почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Эврибионты и стенобионты Беседа с элементами опроса п.2,с.11 3 3 Пища и способы её добывания 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту ( фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги). Способы добывания пищи: пассивный и активный. Паразитический способ питания, разделение паразитов на внешних и внутренних.
Беседа с элементами опроса П.3, с.16 4 4 Вода и воздух в жизни животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Приспособление к экономному расходованию влаги.
Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Понятие о газовом составе атмосферы. Роль кислорода в жизнедеятельности животных. Пути поступления кислорода в организм животных наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Потребность в кислороде у водных обитателей.
Беседа с элементами опроса П.4, 20-21 5 Температура и свет в жизни животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Температура как экологический фактор. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела: пойкилотермные и гомойотермные.
Свет как экологический фактор. Понятие о спектре солнечного света. Основные зоны солнечного спектра, их воздействие на животные организмы. Роль ультрафиолетового излучения, видимой части спектра и инфракрасного излучения. Дневные и ночные животные. Фотопериодизм как эволюционное приспособление к изменению длины светового дня.
Беседа с элементами опроса П.5, с.26 5 6 Жилища животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Жилище как условие существования животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных.
Тест П.6, с.32 Подготовить сообщения 6 7 Сухопутные животные Тамбовской области
1 Урок - семинар Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотипе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области (леса, лесостепные и степные участки). Основные виды, их приспособления к условиям существования Фронтальная беседа П.7, 36,
Подготовить сообщения 7 8 Водные животные Тамбовской области 1 Урок - семинар Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов Тамбовской области, их характеристика. Понятие о гидробионтах. Экологические группы водных обитателей: нейстон, планктон, нектон, бентос. Основные представители каждой группы и их приспособления к условиям существования. Фронтальная беседа П.8, с.45 Подготовить сообщения 8 9 Животные – обитатели почв Тамбовской области
1 Урок - семинар Свойства почвы как среды обитания. Основные почвы Тамбовской области и их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания.
Тест П.9,с.50 9 10 Сезонные изменения в жизни животных
(экскурсия) 1 Урок - экскурсия Экскурсия в лес П.10, с52 10 11 Внутривидовые взаимоотношения животных 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Формы совместного существования особей одного вида: одиночный, семейный, колониальный, стайный и стадный образы жизни. Борьба за жизненное пространство. Этология – наука о поведении животных.
Поведение животных, связанное с размножением. Забота о потомстве. Запечатление и распознавание. Воспитание и обучение Фронтальный опрос П.11,с.57 11 12 Межвидовые отношения животных
1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм. Комменсализм: нахлебничество, квартиранство. Нейтрализм. Аменсализм. Хищничество, регуляция численности популяции, Паразитизм. Межвидовая конкуренция.
Беседа П.12,с.61 12 13 Человек и животные 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные – синантропы. Их роль в жизни человека.
Беседа П.13,с.66 13 14 Изменения в животном мире и их причины 1 Урок обобщения и систематизации знаний Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды – эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенное воздействие: изменение условий обитания, загрязнение среды, прямое истребление, переселение животных. Животные, истребленные человеком.
Беседа с элементами опроса П.14,с.69 14 15 Охраняемые животные Тамбовской области 1 Комбинированный урок Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. Заповедники, заказники, национальные парки. Вороненскийзаповедник. Основные заказники Тамбовской области.
Беседа П.15, с.75 16 Животные Красной книги Тамбовской области 1 Комбинированный урок Беседа П.16-17 17 Итоговый контроль знаний 1 Урок контроля и оценки знаний Контрольный тест Рабочая программа
по экологии животных для 7 класса
на 2015 –2016 уч. год
Пояснительная записка
Учебный предмет «Экология животных» изучается в 7 классе параллельно изучению дисциплины «Зоология» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.
Цель курса: овладение обучающимися знаниями об экологии животных на примере фауны Тамбовской области. В процессе изучения программы реализуются
Задачи:
Раскрыть взаимодействие животных с представителями всех царств живой природы, с абиотическими и антропогенными факторами окружающей среды, выявить специфические особенности экологии Тамбовской области;
Продолжить формирование экологической культуры школьников;
Развить познавательный интерес к познанию животного мира, природоохранной и исследовательской деятельности.
Программа курса « Экология животных» включает 17 часов ( 0,5 часа в неделю) и ориентирована на обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы. Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии и призвана обеспечить опережающее понимание изменения животного мира на локальном и региональном уровне.
Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, экскурсия.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. Яценко В.Н., Тамбов: ООО «Издательство Юлис»
Педагогические технологии:
1.активно – деятельное воспроизводство содержания предмета.
2.расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
3.опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
Механизм формирования ключевых компетенций:
•проблемный способ изложения новой темы
•проведения мини-исследований на основе изучения материала
•вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из данного курса
•ситуативные упражнения и игры экологической направленности
•проектная деятельность
•самостоятельная исследовательская деятельность
Нормативные документы
Базисный учебный план.
Федеральный компонент государственного стандарта.
Примерные программы на основе ГОС.
Федеральный перечень учебников.
Требования к оснащению образовательного процесса.
Содержание программы
Тема 1. Введение в экологию животных – 1час
Экология животных как раздел экологии. Предмет изучения. Объект изучения (популяции, сообщества). Основные методы экологических исследований.
Роль животных в природе. Взаимодействие животных с представителями других царств в естественных условиях. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Значение знаний экологии животных в хозяйственной деятельности человека.
Основные понятия:экология животных, растительноядные животные, механические повреждения растительного покрова, вытаптывание, животные – паразиты, нектароядные птицы, насекомые – опылители, животные – почвообразователи.
Тема 2. Среда обитания и условия существования животных (1час)
Понятия о средах обитания: водной, наземно – воздушной, почвенной и живом организме как среде обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологическая валентность. Пределы выносливости животных. Эврибионты и стенобионты.
Основные понятия: среда обитания, экологические факторы, экологическая валентность. Оптимум, ограничивающий фактор, эврибионты, стенобионты.
Тема 3. Пища и способы её добывания (1час)
Способы питания живых организмов. Понятие о гетеротрофах. Классификация животных по пищевому объекту ( фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги). Способы добывания пищи: пассивный и активный. Паразитический способ питания, разделение паразитов на внешних и внутренних.
Основные понятия: фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги, фильтрация, эктопаразиты, эндопаразиты, пастьба, преследование, подкарауливание.Тема 4. Абиотические факторы в жизни животных (2часа)
Вода как экологический фактор. Значение воды в жизни животных. Основные пути поступления воды в организм. Приспособление к экономному расходованию влаги.
Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Понятие о газовом составе атмосферы. Роль кислорода в жизнедеятельности животных. Пути поступления кислорода в организм животных наземно-воздушной, почвенной сред обитания. Потребность в кислороде у водных обитателей.
Температура как экологический фактор. Температура как ограничивающий фактор. Группы животных по способу поддержания температуры тела: пойкилотермные и гомойотермные.
Свет как экологический фактор. Понятие о спектре солнечного света. Основные зоны солнечного спектра, их воздействие на животные организмы. Роль ультрафиолетового излучения, видимой части спектра и инфракрасного излучения. Дневные и ночные животные. Фотопериодизм как эволюционное приспособление к изменению длины светового дня.
Основные понятия: содержание воды, уровень потери воды, поступление воды в организм, соленость, выделение и испарение воды, адаптация организма, газовый состав, окисление, дыхание; пойкилотермия и гомойотермия, спячка, солнечный спектр, фотопериодизм.Тема 5. Жилища животных (1 час)
Жилище как условие существования животных. Разнообразие жилищ. Среда обитания как жилище у некоторых животных.
Основные понятия: жилище, дупло, нора, логово, лежка, гнезда.
Тема 6. Сухопутные животные Тамбовской области (1час)
Специфические особенности наземно-воздушной среды обитания живых организмов. Природно-климатические условия Тамбовской области. Понятие о биотипе. Характеристика основных наземных биоценозов Тамбовской области (леса, лесостепные и степные участки). Основные виды, их приспособления к условиям существования.
Основные понятия: сезонные и суточные колебания температур, плотность среды, перемещения воздушных масс, атмосферное давление, осадки, климатические условия, биотип, зооценоз, биоразнообразие, ярусность, суточная активность, пищевые взаимосвязи.Тема 7. Водные животные Тамбовской области (1час)
Особенности воды как среды обитания. Основные типы водных биоценозов Тамбовской области, их характеристика. Понятие о гидробионтах. Экологические группы водных обитателей: нейстон, планктон, нектон, бентос. Основные представители каждой группы и их приспособления к условиям существования.
плотность и вязкость воды, содержание кислорода, световой режим, давление, соленость, гидробионты, нейстон, планктон, нектон, бентос.Тема 8. Животные – обитатели почв Тамбовской области (1час)
Свойства почвы как среды обитания. Основные почвы Тамбовской области и их характеристика. Почвенная фауна. Группы животных по отношению к почве. Основные представители и их приспособления к условиям обитания.
Основные понятия: почва, плотность почвы, кислородный режим, температурные колебания, гумус, плодородие почвы, рыхление.Тема 9. Сезонные изменения в жизни животных (экскурсия)
Тема 10. Внутривидовые взаимоотношения животных (1час)
Формы совместного существования особей одного вида: одиночный, семейный, колониальный, стайный и стадный образы жизни. Борьба за жизненное пространство. Этология – наука о поведении животных.
Поведение животных, связанное с размножением. Забота о потомстве. Запечатление и распознавание. Воспитание и обучение.
Основные понятия: этология, образ жизни животного, жизненное пространство, внутривидовая конкуренция, токование, турниры, выбор партнера, забота о потомстве, запечатление, воспитание, обучение.Тема 11. Межвидовые отношения животных (1час)
Типы межвидовых взаимоотношений. Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм. Комменсализм: нахлебничество, квартиранство. Нейтрализм. Аменсализм. Хищничество, регуляция численности популяции, Паразитизм. Межвидовая конкуренция.
Основные понятия:Симбиотические отношения: протокооперация, мутуализм, комменсализм: нахлебничество, квартиранство, нейтрализм, аменсализм, хищничество, регуляция численности популяции, паразитизм,межвидовая конкуренция.
Тема 12. Человек и животные (1час)
Роль диких животных в хозяйственной деятельности человека. Одомашнивание животных. Значение домашних животных. Животные населенных пунктов. Животные – синантропы. Их роль в жизни человека.
Основные понятия: дикие и домашние животные, биологический метод борьбы с вредителями, одомашнивание, утилитарные и декоративные цели, введение в культуру, марикультура, животные – синантропы.
Тема 13. Изменение в животном мире и их причины (1час)
Многочисленные и малочисленные виды животных. Вымершие и реликтовые виды. Виды – эндемики. Причины сокращения численности животных. Межвидовая конкуренция. Антропогенное воздействие: изменение условий обитания, загрязнение среды, прямое истребление, переселение животных. Животные, истребленные человеком.
Основные понятия: вымершие виды, реликтовые виды, виды – эндемики, антропогенное воздействие, интродукция, загрязнение среды.Тема 14. Охраняемые животные Тамбовской области (2часа)
Охрана животных. Формы природоохранной деятельности. Заповедники, заказники, национальные парки. Вороненский заповедник. Основные заказники Тамбовской области.
Красная книга. Категории животных, занесенных в Красную книгу. Красная книга Тамбовской области.
Основные понятия: природоохранная деятельность, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга.
Тема 15. Итоговый контроль знаний
Учебно - тематический план
№
п/п Наименование темы, контрольных мероприятий Количество часов
теоретических практических
1 Введение в экологию животных 1 2
Среда обитания и условия существования животных 1 3 Пища и способы её добывания 1 4 Абиотические факторы в жизни животных 2 5 Жилища животных 1 6 Сухопутные животные Тамбовской области 1 7 Водные животные Тамбовской области 1 8 Животные – обитатели почв Тамбовской области 1 9 Сезонные изменения в жизни животных 1 10 Внутривидовые взаимоотношения животных 1 11 Межвидовые отношения животных 1 12 Человек и животные 1 13 Изменение в животном мире и их причины 1 14 Охраняемые животные Тамбовской области 2 15 Итоговый контроль знаний
1 Итого 17 часов В результате изучения курса «Экология животных» обучающиеся должны
Знать:
- определение основных понятий и терминов в курсе « Экология животных»;
- основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тамбовской области;
- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;
- основные формы и методы охраны редких животных области;
- виды животных из региональной Красной книги;
Уметь:
- обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;
- распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания;
- характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей;
- выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации;
Применять экологические знания для охраны животного мира.
Литература и средства обучения:
Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных:Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. Профессора Яценко В.Н., ректора ГОУ ВПО «Мичуринский
государственный педагогический институт». – Тамбов: ООО « Издательство Юлис», 2007. – 96с., илл.
Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М., 2008
Вронский В.А. Прикладная экология: уч. пос. /: Изд. «Феникс», 2007
Атлас Тамбовской области
Медиаресурсы.
.