Беседа Мужчина и женщина, что мы знаем друг о друге?


ПРАКТИКУМ
«Мужчина и женщина, что мы знаем друг о друге»
Цели: развитие осознания полоролевой идентификации у подростков, формирование представлений о культуре интимно-личностного взаимодействия, о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщин
Ход занятия
Организационный момент
Основная часть
Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в то же время отличаемся друг от друга: цвет глаз, рост, дата рождения и много другое.
Тема нашего занятия «Мужчина и женщина. Что мы знаем друг о друге?».
Природа создала мужчину и женщину разными по своей психологии и физиологии. Может, поэтому нам бывает трудно понять и принять друг друга?! Давайте попробуем, хотя бы на время наших занятий, доброжелательно и беспристрастно разобраться в тайнах мужского и женского пола.
Ответьте на вопросы:
• Что вы вкладываете в понятие женственность?
• Что вы вкладываете в понятие настоящий мужчина?
• Можно ли провести различия между женским и мужским умом?
• Кому тяжелее жить в нашем мире: женщине или мужчине?
• Как вы представляете себе идеальную девушку и идеального мужчину?
Попробуем разобраться в различиях между мужчиной и женщиной.
Различия полов наиболее ярко проявляются в физиологии и могут быть замечены с самого рождения. Так, девочки-младенцы сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода, более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины - к соленому. Мускулатура девушек развита слабее. Жировая ткань у мужчин иная, у них нет подкожного жира, но больше мускульной массы, поэтому они легче теряют вес. У мужчин шире грудная клетка, но более узкий таз. Женщины также отличаются от мужчин более тонкой талией. Такое телосложение женщины обусловлено ее функциями деторождения.
Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков. Смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и т. д. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет в среднем 11-13 лет. Причиной этого является не только более слабая, по сравнению с женским, жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя, табака, наркотиков, токсичных веществ и т. д.), увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.
На формирование и развитие полов влияют различные факторы: биологические, психологические, социальные. Самое раннее влияние - физиологическое. Пол мужчин определяет гормон тестостерон, пол женщин - эстроген. Тестостерон начинает свое действие уже в первые несколько недель развития плода. Именно он заставляет организм развиваться по мужской программе. Следующий мощный выброс тестостерона наблюдается в 6 месяцев беременности, третий относится уже к подростковому возрасту.
У мальчиков количество тестостерона в этом возрасте повышается в 10-20 раз по сравнению с девочками, что обеспечивает увеличение мышечной массы, развитие первичных половых признаков, рост волос, сексуальный интерес, половое влечение.
Гормональным влиянием обусловливаются и такие присущие мужчинам признаки, как склонность к доминированию, агрессии, риску, потребность в борьбе и победе.
В отличие от тестостерона, женский гормон эстроген начинает активно вырабатываться у девочек с 8 лет. Биология толкает женский организм к определенному природой поведению: деторождению и материнству. Эстроген определяет такие черты характера, как сентиментальность, самопожертвование, заботливость, доброта, сострадание, сопереживание, ответственность.К психологическим факторам относятся личностные и поведенческие различия мужчин и женщин. Доктор Роджер Горски выявил существенно значимые различия в структуре мозга мальчиков и, девочек. Они по-разному чувствуют, думают и воспринимают окружающий мир.
Важный фактор, по которому проявляется различие полов, -направленность личности. Давайте представим, что психологи дают задание детям в детском саду: нарисовать что-то по своему желанию. Затем рисунки собираются (без подписи). Сможем ли мы по сюжетам рисунков определить, кто это нарисовал - мальчик или девочка? Какие сюжеты будут характерны для девочек? Семья, дом, родители, дети. А для мальчиков? Стройка, космос, война. Девочки проявляют больший интерес к людям и хозяйственно-бытовой сфере, а мальчики предпочитают освоение внешнего пространства. Их привлекает все новое, необычное, неизведанное.
Заметны различия и в учебной деятельности. Как правило, мальчики больше любят технологию, физкультуру, историю. Им трудно дается изучение языков. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, а среди нелюбимых часто оказываются физика, математика.
Что касается других интересов, то мальчики больше девочек увлекаются спортом. Им также нравятся туризм и техника. В спорте мальчиков привлекают игры, связанные с движением и силой: футбол, волейбол, хоккей. А девочек - такие виды спорта, которые требуют гибкости, пластичности, красоты движений (фигурное катание, художественная гимнастика и т. д.). В играх и развлечениях мальчики склонны к активным видам деятельности, а девочки предпочитают спокойные, организованные занятия, связанные с общением. Общение вообще играет для девочек более важную роль, чем для мальчиков. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются, у них быстрее расширяется запас слов. Мальчики, в свою очередь, проявляют больший интерес к вещам. Они хорошо справляются с занятиями, требующими пространственных навыков, лучше работают с картами, схемами, формулами, пространственными объектами. Можно сказать, что женщины - это коммуникаторы, а мужчины - деятели. В связи с этим у девочек раньше возникает и сильнее проявляется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они усиленно осваивают духовный мир. Мальчиков больше привлекает мир материальный. Женские способы самоутверждения - опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление. Мужчины для самоутверждения прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.
Психологи отмечают, что помимо перечисленных признаков есть социально обусловленные поведенческие особенности полов, обозначаемые как «мужественность» и «женственность». Понятие женственности в нашей культуре подразумевает прежде всего огромный потенциал материнской любви. Эта любовь распространяется на все окружающее. Любовь, доброта, сострадание, душевная тонкость и нежность - вот составляющие женственности. У женщины очень развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством и ответственностью за продолжение рода.
Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится как «быть за мужем», то есть под его покровительством, защитой, «как за каменной стеной». Поскольку в России, как и во всей Европе, существовалпатриархат, были определены твердые понятия мужского и женского поведения. Мужчине предписывалась роль главы семьи, хозяина, добытчика материальных благ, что требовало от него решительности, твердости, самостоятельности, уверенности в себе. Женщину воспитывали слабым, зависимым существом. Она должна быть мила, кокетлива, нежна, чуть капризна. Основное предназначение женщины - быть преданной женой мужу и заботливой матерью детям. Существовало традиционное распределение обязанностей. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Мужчина был главой семьи, зарабатывал деньги, выполнял по дому сугубо мужскую работу: ремонт, строительство и т. д.
Примечательно, что такое соотношение ролей мужчины и женщины обусловлено больше социальными, нежели природными факторами. Подтверждением этому может служить иной бытовой уклад жителей Новой Гвинеи, где женщина занимается рыболовством и земледелием, а мужчина ведет дом и нянчится с детьми. Женщины здесь сами выбирают мужчин и предлагают им руку и сердце, а сосватанный мужчина переходит в дом своей жены с приданым.
С развитием биархатного общества (общества, где мужчины и женщины имеют равные права) изменяются понятия мужского и женского поведения. Повышается роль женщины в общественной жизни, происходит ее личностное становление и развитие. В отношениях полов все больший вес приобретают дружба и равноправие. Выполнение новых социальных функций неизбежно требует от женщин развития качеств, традиционно признаваемых мужскими. Женщина уже не может и не хочет довольствоваться ролью безликого приложения к мужчине, обеспечивающего ему уют, комфорт и продвижение по службе. Она стремится к личной самореализации. На фоне такого кардинального изменения женщины происходит и коррекция мужского характера. Мужчина и женщина словно меняются ролями. Многие ученые отмечают, что происходит «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин, то есть мы получаем мужественных женщин и женственных мужчин.
Практикум.
Предлагаются упражнения по активизации комплексов «мужественности» и «женственности».
Упражнение на развитие женственности.
Встать перед зеркалом, постараться понравиться себе (поза, прическа, одежда). Проговорить (лучше вслух): «Я - женщина! Уникальное, неповторимое творение Вселенной. Я пришла в этот мир, чтобы нести и умножать жизнь, любовь и красоту. Без меня жизнь на Земле перестала бы существовать. Мне дан огромный потенциал нежности и доброты, чтобы согреть любовью всех нуждающихся. В этом моя сила, в этом мое предназначение!».
Упражнение на развитие мужественности.
«Я - мужчина! Уникальное, неповторимое творение Вселенной. Я пришел в этот мир, чтобы оберегать и защищать жизнь и красоту, чтобы противодействовать силам зла и разрушения. Без меня жизнь на Земле не могла бы существовать.
Я - первооткрыватель и первопроходец. Я - двигатель прогресса. В этом моя сила, мое предназначение».
ИТОГ: