РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ Для профессии НПО 15.10.01 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
Для профессии НПО
15.10.01 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
2014 г.
РАССМОТРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией профессиональных модулей и
специальных дисциплин
____________/А.В. Крутикова/
«____»_____________2014г.
Протокол № _____
СОГЛАСОВАНО
Руководитель отдела реализации ОП
____________/В.Ф. Шутова/
«___» ______________ 2014г.
Методист
___________/Г.П. Худякова/
«___»_______________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УМР
__________/И.А. Санникова/
«___»____________2014г.
Разработчик: А.В. Крутикова – преподаватель общепрофессиональных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины
5
3 Условие реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
3
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования 15.10.01 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
Газосварщик;
Электрогазосварщик;
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
Электросварщик ручной сварки;
Газорезчик.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы инженерной графики» (ОП.01) относится к группе общепрофессионального цикла (ОП.00)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
использовать технологическую документацию.
4
знать:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
общие сведения о сборочных чертежах;
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
основы машиностроительного черчения;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия 36
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы 18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы инженерной графики»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяУчебная нагрузка обучающихся (час.) Вид занятий Уровень освоения Задания для студентов
Максимальная Самостоятельная работа Обязательная аудиторная Всего занятий В том числе
ЛПЗ Лабораторные работы Практические работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Введение
Место знаний по учебной дисциплине в процессе освоения профессиональной программы по специальности. Общие сведения о стандартизации. Классификационные группы стандартов ЕСКД 2 2 2 Практическое
занятие 2 [1], стр.4-5
РАЗДЕЛ 1 ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ 18 8 10 5 Тема 1.1
Основные сведения по оформлению чертежей Графическая работа №1 «Линии чертежа». Формат А4(Линии чертежа ГОСТ 2.303-68 – типы, размеры; методика проведения их на чертежах.Форматы ГОСТ 2.301-68. Рамка. Основная надпись ГОСТ 2.104-68
Масштабы ГОСТ 2.302-68 – определение, обозначение и применение.) 2 2 2
Практическое
занятие 2 [1], стр.7-13
7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 1.2
Чертежный шрифт
Выполнение надписей на чертежах Графическая работа № 2 Размер и конструкция прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков ГОСТ 2.304-81.
(Нанесение слов и предложений чертежным шрифтом. Сведения о стандартных шрифтах, размерах и конструкции букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах.)6 4 2 2 Практическое
занятие 2 [1], стр.13-21
Тема 1.3
Основные правила нанесения размеров
Графическая работа № 3 Правила нанесения размеров на чертежах по ГОСТ 2.307-68. (Линейные, угловые размеры. Размерные и выносные линии, стрелки, размерные числа, знаки, применяемые при нанесении размеров.)4 2 2 2 Практическое
занятие 2 [1], стр.33-43
Тема 1.4
Геометрические построения. Построение сопряжений. Графическая работа № 4 Сопряжение линий. (Сопряжения пересекающихся прямых линий. Сопряжение параллельных прямых. Сопряжение окружности и прямой линии. Сопряжение двух заданных окружностей.)4 2 2 2 Практическое занятие 2 [1], стр.21-26
[1], стр.29-32
Тема 1.5
Уклон. Конусность
Графическая работа № 5 Построение уклона и конусности 2 2 2 Практическое занятие 2 [1], стр.26-29
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по РАЗДЕЛУ 1 8 часов
Работа №1 Тема 1.2 Чертежный шрифт в соответствии с ГОСТ 2.304-81. СР. 1 4 ч
Работа №2 Тема 1.3 Чертежи деталей. Размеры на чертеже. СР. 2 2ч
Работа №3 Тема 1.4 Сопряжение линий. СР. 3 2ч
8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
РАЗДЕЛ 2 ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ 14 4 10 10 Тема 2.1
Проецирование точки. Проецирование отрезка прямой линии. Проецирование плоскости. Графическая работа № 6 Построение наглядного изображения и комплексного чертежа проекции точки, отрезка.
(Проецирование точки на три плоскости проекций. Обозначение плоскостей проекций, оси проекций. Расположение проекций точки на комплексных чертежах, координаты точки. Проецирование отрезка прямой на три плоскости проекций Изображение плоскости на комплексном чертеже.) 4 2 2 2 Практическое
занятие
2 [1], стр.44-54
[1], стр.55-61
[1], стр.62-69
Тема 2.2
Проецирование геометрических тел Графическая работа № 7 Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, тела вращения) на три плоскости проекций. 2 2 2 Практическое
занятие
2 [1], стр.80-99
Тема 2.3
Аксонометрические проекции Графическая работа № 8 Аксонометрическая проекция группы геометрических тел
(Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций. Изображение в аксонометрических проекциях плоских и объемных тел. Изображение окружностей в аксонометрии.) 2 2 2 Практическое
занятие 2 [1], стр.80-90
9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 2.4
Проекции моделей Графическая работа № 9 «Комплексный чертеж сварного соединения».
Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. Определение главного вида. 6 2 4 4 Практическое
Занятие 2 [1], стр.115-118
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по РАЗДЕЛУ 2 4 часов
Работа №1 Тема 2.1 Построение наглядного изображения и комплексного чертежа проекции точки, отрезка. СР. 1 2ч
Работа №2 Тема 2.4 Комплексный чертеж модели. СР. 2 2ч
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ 2 2 2 Тема 3.1
Плоские фигуры
и геометрические тела Практическая работа № 10 Технический рисунок модели. Формат А4(Назначение технического рисунка. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника, круга. Технический рисунок геометрических тел. Придание рисунку рельефности (штриховка, шраффировка, точечное оттенение) 2
2
2
Практическое
занятие
2
[1], стр.127-131
10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
РАЗДЕЛ 4 МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ 18 6 12 12 Тема 4.1
Основные положения.
Изображения – виды, разрезы, сечения Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Виды изделий и конструкторских документов
Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных, дополнительных видов.
Сечения: наложенные, вынесенные.
Разрезы: простые (горизонтальный, фронтальный, профильный, наклонный); сложные (ступенчатый, ломаный)
Соединение вида и разреза.
Расположение и обозначение сечений и видов. Графическое обозначение материалов в сечениях и разрезах.
Разрезы в аксонометрических проекциях 2 2 2
Практическое
занятие
2 [1], стр.122-144
Графическая работа № 11 «Простой разрез». Формат А3 (А4) 4
2
2 2
Практическое
занятие 2 Тема 4.2
Резьба.
Резьбовые изделия Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Основные параметры резьбы. Общие сведения и характеристики стандартных резьб общего назначения. Условное изображение резьбы. Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей. 2
2
2
Практическое
занятие
2
[1], стр.155-172
Графическая работа № 12 «Чертеж резьбовой детали. Размеры на чертеже» 4 2 2 2 Практическое занятие 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 4.3
Разъемные и неразъемные соединения Виды разъемных соединений деталей, их назначение, условности выполнения. Виды неразъемных соединений деталей, условные изображения и обозначения. Чтение чертежей разъемных и неразъемных соединений. 2 2 2 Практическое занятие 2 [1], стр.172-200
Тема 4.4
Чертеж общего вида.
Сборочный чертеж.
Чтение и деталирование чертежей. Конструкторская документация. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Последовательность выполнения сборочного чертежа изделия. Спецификация. Номера позиций. Чтение и деталирование чертежей общих видов и сборочных чертежей.
Графическая работа № 13 Сборочный чертеж 4
2 2
2
Практическое
занятие
2 [1], стр.259-286
ИТОГО: 54 18 36 36 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по РАЗДЕЛУ 4 6 часов
Работа №1 Тема 4.1 Чертежи деталей с выполнением рациональных разрезов. СР. 1 2ч
Работа №2 Тема 4.2 Чертежи резьбовых соединений двух деталей. СР. 2 2ч
Работа №3 Тема 4.4 Чтение сборочных чертежей. СР. 3 2ч
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально – техническому
обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Инженерной графики»
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;
– объемные модели геометрических тел;
– образцы деталей, узлов, сборочных единиц, приспособлений;
– комплект чертежных приборов и инструментов
Технические средства обучения:
мультимедиа проектор (1 шт.);
аудиосистема (1 шт.);
презентационные слайды по темам курса дисциплины
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1 Пейческу Ф.И. Муравьев С.Н., Чванова Н.А. Инженерная графика : учебник для
студ. учреждений сред. проф. Образования –М.: Издательский центр
«Академия», 2011. – 336с.
2 Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. Учебное пособие
для средних специальных учебных заведений. 3-е изд. М.: ООО ИД "Альянс",
для средних специальных учебных заведений. 3-е изд. М.: ООО ИД "Альянс",
2010. – 368 с.
13
3 Миронов Б.Г. и др. Сборник заданий по инженерной графике с примерами
выполнения чертежей на компьютере: Учеб. Пособие – 3-е изд., испр. и доп. –
М.: Высшая школа, 2011. – 355с.
Дополнительные источники:
4 Сорокин Н.П., Ольшевский Е.Д., Заикина А.Н., Шибанова Е.И. Инженерная
графика. Учебник. 4-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2011. – 400 с.
5 Куликов В.П., Кузин А. В.. Инженерная графика Учебник для учреждений
СПО –3-е изд., испр. – Москва: ФОРУМ, 2012. – 368 с.
6 Куликов В.П. Стандарты инженерной графики. 3-е издание
Профессиональное образование Издательство: Форум, 2011. – 240 с.
7 Краснов М.Н. Руководство для выполнения заданий по инженерной и
компьютерной графике. Учебное пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та,
2012. – 116 с.
8 Апатов К.Ю., Иванова-Польская В.А. Практикум по начертательной геометрии и
инженерной графике Киров: Изд-во ВятГУ, 2010. – 76 с.
9 Войцехович И.В., Гуща Ю.А. Инженерная графика. Методические указания
Выполнение чертежей железобетонных конструкций. Могилев: ГУ ВПО
"Белорусско-Российский университет", 2011. – 13 с.
10 Абрамов А.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине: Компьютерная
графика. Учебно-методический комплекс по дисциплине: Компьютерная
графика/ Абрамов А. Е. Ульяновск: ФГОУ ВПО Ульяновская ГСХА, 2012.– 50 с.
11 Электронные ресурсы «Инженерная графика».
Форма доступа: www. Ing – Grafika. ru ; ru.wikipedia.org.

14
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь уметь:
читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
использовать технологическую документацию. графические работы
тестовые задания
устный опрос
дифференцированный зачет
знать:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации; графические работы
тестовые задания
практические работы
общие сведения о сборочных чертежах; графические работы
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей; графические работы
практические работы
тестовые задания
основы машиностроительного черчения; графические работы
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
тестовые задания
проверочные работы
графические работы
дифференцированный зачет
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
15
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
OK 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

16