Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (116 часов)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»


УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.12 Информатика и ИКТ

для профессии СПО
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»














Лиски 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (базовый уровень), Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.


Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»


Разработчики:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность




Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Рабочая программа рекомендована ЦМК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ С.Н.Федорова




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ

Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 116 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 79 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы
Объем часов


Всего
В том числе по семестрам



1 семестр
2 семестр
3 семестр
4 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)
116
25
34
25
32

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
79
17
23
17
22

в том числе:






теоретические занятия
41
9
12
8
12

практические занятия
35
7
10
8
10

контрольные работы
3
1
1
1
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
37
8
11
8
10

в том числе:






выполнение индивидуальных заданий
подготовка рефератов
создание презентаций
задания с использованием ресурсов Интернета
проработка конспекта








Виды контроля по семестрам (контрольная работа, контрольная работа, контрольная работа, зачет)

КР (1)

КР (1)
КР (1)
З

Итоговый контроль в форме зачета.



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Информационная деятельность человека.




Тема 1.1. Этапы развития информационного общества.
Содержание учебного материала
11



Теоретические занятия
4

1,2



Информатика как научная дисциплина. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.




Информационная картина мира. Информационное общество. Информационная культура Правила техники безопасности и охраны труда.




Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Особенности различного использования компьютеров.




Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.




Практические занятия
3
2


ПЗ №1. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.




ПЗ №2. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением




ПЗ №3. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.




Самостоятельная работа
4
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов.



Раздел 2. Информация и информационные процессы.



Тема 2.1 Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
13



Теоретические занятия
5

1,2



Информация. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации.




Системы счисления, используемые в ЭВМ: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.




Различные формы представления информации. Кодирование информации.




Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (АСУ).




Практические занятия
4
2


ПЗ №4. Представление информации в различных системах счисления.




ПЗ №5. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.




ПЗ №6. Демонстрация использования различных видов АСУ.




Самостоятельная работа
4
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Расчетная работа.




Контрольная работа за 1 семестр.
1


Тема 2.2 Принципы обработки информации компьютером
Содержание учебного материала
20



Теоретические занятия
8
1,2


Арифметические и логические основы работы компьютера. Понятие алгоритма.




Языки программирования. Основные понятия о языке Qbasic.




Стандартные типы данных. Основы программирования простых задач.




Принципы сжатия информации. Программы-архиваторы.




Передача информации между компьютерами. Локальные компьютерные сети.




Практические занятия
6
2


ПЗ №7. Среда программирования. Тестирование готовой программы.




ПЗ №8. Программная реализация несложного алгоритма.




ПЗ №9. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.




ПЗ №10. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети




Самостоятельная работа
6
3


Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Решение задач.



Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.



Тема 3.1 Архитектура персональных компьютеров.
Содержание учебного материала
13



Теоретические занятия
4
1,2


Основные характеристики компьютеров. Составные части компьютера.




Основные периферийные устройства.




Программное обеспечение ЭВМ. Прикладное программное обеспечение.




Операционные системы.




Практические занятия
4
2


ПЗ №11. Изучение операционной системы Windows.




ПЗ №12. Операции с папками и файлами в программе-оболочке Проводник.




Самостоятельная работа
5
3


Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Подготовка презентаций.




Контрольная работа за 2 семестр.
1


Тема 3.2 Антивирусная защита персонального компьютера и данных (информации).
Содержание учебного материала
8



Теоретические занятия
4
1,2


Компьютерные вирусы.




Антивирусные программы.




Самостоятельная работа
4
3


Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Подготовка рефератов.



Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.



Тема 4.1 Текстовый процессор MS Word.
Содержание учебного материала
16



Теоретические занятия
4
1,2


Текстовый редактор. Основы работы с текстовым редактором MS Word.




Оформление текста. Ра
·бота с иллюстрациями. Печать документов.




Практические занятия
8
2


ПЗ №13. Создание и форматирование документа средствами текстового процессора MS Word




ПЗ №14. Работа с графикой в текстовом редакторе MS Word




ПЗ №15. Работа с таблицами в тестовом редакторе MS Word




Самостоятельная работа
4
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий.




Контрольная работа за 3 семестр.
1


Тема 4.2 Электронные таблицы MS Excel.
Содержание учебного материала
11



Теоретические занятия
4
1,2


Электронные таблицы. Основы работы с электронными таблицами.




Основные типы данных, применяемые в электронных таблицах. Принципы построения диаграмм.




Практические занятия
4
2


ПЗ №16. Создание и редактирование таблиц в MS Excel




ПЗ №17. Построение диаграмм в MS Excel




Самостоятельная работа
3
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий.



Тема 4.3 Система управления базами данных MS Access.
Содержание учебного материала
7



Теоретические занятия
2

1,2


Базы данных. Системы управления БД.




Практические занятия
2
2


ПЗ №18. Технология работы с СУБД Access




Самостоятельная работа
3
3


Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.



Тема 4.4 Программа для создания и проведения презентаций MS PowerPoint.
Содержание учебного материала
6



Теоретические занятия
2
1,2


Способы создания презентации. Эффекты анимации.




Практические занятия
2
2


ПЗ №19. Создание слайдов. Подготовка тематической презентации средствами Power Point




Самостоятельная работа
2
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка презентаций.



Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.



Тема 5.1 Технические и программные средства телекоммуникационных технологий
Содержание учебного материала
6



Теоретические занятия
2
1,2


Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония




Практические занятия
2
2


ПЗ №20. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги




Самостоятельная работа
2
3


Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов.




Зачет.
2


Итоговый контроль в форме зачета.



Максимальной учебной нагрузки обучающегося
116


Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
79


Самостоятельной работы обучающегося
37


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.

Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-7-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-212 с.:ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-187 с.:ил
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева.-10-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192 с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-352с.,[8]л. Цв. Ил.
Дополнительные источники:
Голицына О. Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.: ил.
Мельников В. П. Информационная безопасность. Практикум. / В. П. Мельников – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
Каталог образовательных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Энциклопедия [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по информатике [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс]. –
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).
4. Рубежный контроль.
5. Итоговый контроль в форме зачета.

Лист изменений рабочей программы

Номер изменения
Номер протокола заседания методического объединения и дата
Страницы с изменениями
Перечень откорректированных пунктов
Подпись председателя методического объединения



















































































































































































































Лист периодических проверок рабочей программы

Дата
Должностное лицо, проводившее проверку
Потребность в корректировке
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений


Ф.И.О.
должность
подпись


















































































































































































































































ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела дисциплины (тема)
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)
Кол-во часов
Активные и интерактивные формы обучения

1
Текстовый процессор MS Word.
Практическое занятие
1
Деловая игра

2
Электронные таблицы MS Excel.
Практическое занятие
1
Ролевая игра

3
Информатика как научная дисциплина. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.
Семинар
1
Анализ конкретных ситуаций

4
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Семинар
1
Мозговой штурм

5
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Практическое занятие
1
Деловая игра

6
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (АСУ).
Семинар
1
Компьютерная симуляция

7
Основные периферийные устройства.
Семинар
1
Анализ конкретных ситуаций

8
Изучение операционной системы Windows.
Практическое занятие
1
Компьютерная симуляция

9
Создание и редактирование таблиц в MS Excel.
Практическое занятие
1
Деловая игра

10
Компьютерные вирусы.
Семинар
1
Анализ конкретных ситуаций

11
Антивирусные программы.
Семинар
1
Мозговой штурм

12
Технология работы с СУБД Access.
Практическое занятие
1
Деловая игра

13
Создание и форматирование документа средствами текстового процессора MS Word.
Практическое занятие
1
Деловая игра

14
Создание слайдов. Подготовка тематической презентации средствами Power Point.
Практическое занятие
1
Компьютерная симуляция

15
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Практическое занятие
1
Деловая игра


 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.









13PAGE 15


13PAGE 141515




Заголовок 1 Заголовок 715