Фонд оценочных средств для учебной дисциплины Химия студентов первого курса государственных автономных образовательных учреждений СПО по программе третьего поколения
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Краснотурьинский индустриальный колледж»
Фонд оценочных средств
для учебной дисциплины
«ХИМИЯ»
Преподаватель: Хайрова Л.Н.
Краснотурьинск
2013
В результате освоения дисциплины «Химия» студент должен:
Знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
Оцениваемые общие компетенции
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач
ОК 3
Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11
Готовность к аналитической деятельности.
ОК 12
Способность к рефлексивному и критическому мышлению.
Требования к деятельности студента по общим компетенциям
Уровни деятельности
Макет
СПО
Компетенции
Показатели сформированности
компетенций
Эмоционально - психологический
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрирует готовность к учебной деятельности. Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении задания.
Регулятивный
ОК 2
ОК 3
ОК 10
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач
Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Последовательно выполняет задание по алгоритму. Рационально распределяет время на выполнение задания.
Предъявляет свидетельство освоения материала по дисциплине химия.
Проявляет ответственность и дисциплинированность при освоении материала.
Социальный
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результата выполнения заданий.
Работает с дополнительными источниками по поиску материала при подготовке самостоятельных работ по химии.
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Взаимодействует с преподавателем и студентами в группе.
Аналитический
ОК 3
ОК 4
Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Аргументирует, обосновывает, объясняет химические явления.
Творческий
ОК 3
ОК 5
ОК 9
Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Внедрять инновационные технологии.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий.
Предлагает варианты решения химических задач.
Создает презентации и фильмы по химическим темам.
Решает ситуационные вопросы по химии.
Создает презентации и фильмы по генетическом связям между неорганическими и органическими веществами.
Самосовершенствования
ОК 2
ОК 8
Оценивать эффективность принятых решений и их качество
Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Адекватно оценивает результаты своей деятельности, и деятельности других студентов.
Уровни освоения категории «знать» и «уметь»
Формулировка результата
Показатели освоения
Уровень усвоения
Знать:
= важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
1.В целом владеет основными понятиями и терминами предмета.
2.Выделяет значение химических понятий для устранения техногенных и экологических катастроф.
Эмоционально-психологич. ОК 1
Регулятивный ОК 10
Регулятивный ОК 3
Аналитический ОК 3
= основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева.
1. Имеет собственный взгляд на природу с точки зрения химии, определяет место и роль химических объектов и процессов во всем реальном природном многообразии.
2. Обобщает знания о том, что представляют собой объекты живой и неживой природы со стороны их химического содержания.
Аналитический ОК 3
Регулятивный ОК 3
Социально-коммуникативный ОК 6
= основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений.
1.Имеет представление о происхождении всех основных типов природных объектов, их естественной эволюции.
2.Определяет зависимость химических свойств природных объектов от их структуры.
Аналитический ОК 4
Аналитический ОК 3
Регулятивный ОК 3
= важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
1.Применяет знания закономерности природных процессов как процессов химического движения (взаимодействие реагирующих веществ друг с другом и с окружающей средой).
Аналитический ОК 4
Творческий
ОК 3
Уметь:
= называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
1.Толкует термины и названия для более осознанного овладевания химических понятий и терминов.
Регулятивный
ОК 2
Эмоционально-психолог.
ОК 1
= определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений.
1.Осмысливает сущность химических явлений и их место в общей системе природы.
Аналитический ОК 4
= характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений.
1.Разбирается с бесчисленными полезными и вредными веществами, их ролью в природе, в жизни человека.
2.Получает из природных веществ материалы со свойствами, необходимыми для повседневной жизни, производства.
Социально-коммуникативный ОК 6
Регулятивный ОК 2, ОК 3
= объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов.
1.Имеет представление об общей научной картине вещества, природы.
2.Имеет представление о мировоззренческом значении сделанных открытий, объясняет основы жизни.
3.Эффективно взаимодействует с сокурсниками при дискуссиях.
Социально-коммуникативный ОК 6
Аналитический ОК 3
Социально-коммун. ОК 6,7
= выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений.
1.Предлагает свои решения по перспективе создания неразрушающих природу производств, защиты рабочего от вредного воздействия производства, защите окружающей среды.
2.Развивает интерес к химии, как науке, знания которой необходимы в повседневной жизни.
Творческий ОК 3
Социально-коммуникативный ОК 7
Эмоционально-психологич. ОК 1
Самосовершенствование ОК 8
= проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
1.Использует ИКТ для поиска и/или систематизации химического материала.
Социальный ОК 4, ОК 5
Творческий
ОК 9
= связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью.
1.Использует знания о специфических объектах, синтезируемых в практической деятельности.
2. Направляет полученные знания по химии на достижения в производственной деятельности.
Самосовершенствование
ОК 2, 8
Социальный ОК 4
Аналитический ОК 3, 4
= решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
1.Получает вещества с заданными свойствами и управляет этими свойствами для решения профессиональных задач.
Самосовершенствование ОК 2
Творческий ОК 3
Требования
к деятельности обучающегося по уровням освоения (по общим компетенциям, знаниям, умениям) дисциплины « ХИМИЯ»
Уровни деятельности
Показатели сформированности компетенций
Показатели освоения
(результаты обучения)
Критерии оценки
Оцениваемые компетенции
(только шифры)
ОК
«знать»
«уметь»
Эмоционально-психологический
ОК 1. Демонстрирует готовность к учебной деятельности. Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении задания.
-В целом владеет основными понятиями и терминами предмета.
-Толкует термины и названия для более осознанного овладевания химических понятий и терминов.
-Развивает интерес к химии, как науке, знания которой необходимы в повседневной жизни.
-Демонстрирует свое отношение к химии как науке.
ОК 1
Регулятивный
ОК 2. Последовательно выполняет задание по алгоритму. Рационально распределяет время на выполнение задания.
ОК 3. Предъявляет свидетельство освоения материала по дисциплине химия.
ОК10.Проявляет ответственность и дисциплинированность при освоении материала.
-Выделяет значение химических понятий для устранения техногенных и экологических катастроф.
-Имеет собственный взгляд на природу с точки зрения химии, определяет место и роль химических объектов и процессов во всем реальном природном многообразии.
-Определять зависимость химических свойств природных объектов от их структуры.
-В целом владеет основными понятиями и терминами предмета.
-Толкует термины и названия для более осознанного овладевания химических понятий и терминов.
-Получает из природных веществ материалы со свойствами, необходимыми для повседневной жизни, производства.
-Доступно на примерах разъясняет основные химические термины и понятия.
-На конкретных примерах показывает взаимосвязь использования знаний по дисциплине химия с окружающей человека живой и неживой природой.
-При выполнении задач выбирает правильное решение по решению задач химии.
ОК 2
ОК 3
ОК 10
Социально-коммуникативный
ОК 4. Работает с дополнительными источниками по поиску материала при подготовке самостоятельных работ по химии.
ОК 5. Использует ИКТ для поиска (систематизации) химической информации и ее представление в различной форме.
ОК 6,7. Взаимодействует с преподавателем и студентами в группе, брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
-Обобщает знания о том, что представляют собой объекты живой и неживой природы со стороны их химического содержания.
-Использует ИКТ для поиска и/или систематизации химического материала.
-Направляет полученные знания по химии на достижения в производственной деятельности
-Использует ИКТ для поиска и/или систематизации химического материала.
-Имеет представление об общей научной картине вещества, природы.
-Эффективно взаимодействует с сокурсниками при дискуссиях.
-Предлагает свои решения по перспективе создания неразрушающих природу производств, защиты рабочего от вредного воздействия производства, защите окружающей среды.
-Разбирается с бесчисленными полезными и вредными веществами, их ролью в природе, в жизни человека.
-Находит и использует материал по химии из дополнительных источников.
-Демонстрирует способности использования ИКТ для поиска материала по химии.
-Демонстрирует эффективную деятельность в группе по работе с вопросами химии.
-Обобщает работу в группе с дополнительными источниками.
ОК 4
ОК 5
ОК 6, 7
Аналитический
ОК 3.
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
ОК 4.
Аргументирует, обосновывает, объясняет химические явления.
-Выделяет значение химических понятий для устранения техногенных и экологических катастроф.
-Имеет собственный взгляд на природу с точки зрения химии, определяет место и роль химических объектов и процессов во всем реальном природном многообразии.
-Определяет зависимость химических свойств природных объектов от их структуры.
-Имеет представление о происхождении всех основных типов природных объектов, их естественной эволюции.
Применяет знания закономерности природных процессов как процессов химического движения (взаимодействие реагирующих веществ друг с другом и с окружающей средой).
-Имеет представление о мировоззренческом значении сделанных открытий, объясняет основы жизни.
-Осмысливает сущность химических явлений и их место в общей системе природы
Направляет полученные знания по химии на достижения в производственной деятельности
-Анализирует (аргументирует) химические явления в живой и неживой природе
- Предлагает и обосновывает свое решение задач по химии.
-Разбирается в значимости открытий по химии в жизни человека и окружающей его среде.
-Анализирует и определяет основные направления по дисциплине химия в промышленности, жизнедеятельности человека, природопользовании.
ОК 3
ОК 4
Творческий
ОК 3. Предлагает варианты решения химических задач.
ОК 5, 9.
Решает ситуационные вопросы по химии.
Создает презентации и фильмы по генетическом связям между неорганическими и органическими веществами.
-Применяет знания закономерности природных процессов как процессов химического движения (взаимодействие реагирующих веществ друг с другом и с окружающей средой).
- Предлагает свои решения по перспективе создания неразрушающих природу производств, защиты рабочего от вредного воздействия производства, защите окружающей среды.
-Получает вещества с заданными свойствами и управляет этими свойствами для решения профессиональных задач.
-Использует ИКТ для поиска и/или систематизации химического материала.
-Самостоятельно объясняет
перспективу создания неразрушающих природу производств, защиты рабочего от вредного воздействия производства, защите окружающей среды.
-Предлагает новые пути решения проблемы, отличающиеся новизной, уникальностью.
-Создает презентации и фильмы по вопросам химии.
ОК 3
ОК 5
ОК 9
Самосовершенствования
ОК 2, 8. Адекватно оценивает результаты своей деятельности, и деятельности других студентов.
-Развивает интерес к химии, как науке, знания которой необходимы в повседневной жизни.
-Использует знания о специфических объектах, синтезируемых в практической деятельности.
-Получает вещества с заданными свойствами и управляет этими свойствами для решения профессиональных задач.
-Обсуждает и оценивает выступления своих оппонентов в рамках семинарского занятия.
ОК 2
ОК 8
Требования к деятельности обучающегося по уровням освоения (по общим компетенциям, знаниям, умениям) дисциплины.
Уровни деятельности
Критерии оценки
Оцениваемые
компетенции
Эмоционально-психологический
-Демонстрирует свое отношение к вопросам химии в промышленности и жизни человека.
ОК 1
Регулятивный
-Доступно на примерах разъясняет основные химические термины и понятия.
-На конкретных примерах показывает взаимосвязь химических законов и явлений с окружающей человека средой.
-При выполнении задач выбирает правильное решение по вопросам химии.
ОК 2
ОК 3
ОК 10
Социально - коммуникативный
-Находит и использует материал по химии из дополнительных источников.
-Демонстрирует способности использования ИКТ для поиска материала, связанного с использованием знаний по химии.
-Демонстрирует эффективную деятельность в группе по работе с вопросами химии.
-Обобщает работу в группе с дополнительными источниками.
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
Аналитический
-Анализирует (аргументирует) химические явления в живой и неживой природе.
- Предлагает и обосновывает свое решение задач по химии.
-Разбирается в значимости открытий по химии в жизни человека и окружающей его среде.
-Анализирует и определяет основные направления по дисциплине химия в промышленности, жизнедеятельности человека, природопользовании.
ОК 3
ОК 4
Творческий
Самостоятельно объясняет
перспективу создания неразрушающих природу производств, защиты рабочего от вредного воздействия производства, защите окружающей среды.
-Предлагает новые пути решения проблемы, отличающиеся новизной, уникальностью.
-Создает презентации и фильмы по вопросам химии.
ОК 3
ОК 5
ОК 9
Самосовершен
ствования
-Обсуждает и оценивает выступления своих оппонентов в рамках семинарского занятия.
ОК 2
ОК 8
ИТОГОВЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ
Ф., и., о. студента
Эмоционально-психологический
max 1
регулятивный max 5
регулятивный max 5
социальный
max 7
аналитический max 8
творческий
max 10
самосовершенствование max 15
количество баллов
оценка
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
max 51
Оценка:
5 – 46-51 балл
4 – 35-45 баллов
3 – 26-35 баллов
2 – менее 26 баллов
Проверочный тест по общей и неорганической химии
«Классификация и номенклатура неорганических соединений»
1. Назовите следующие соединения:
1) Na2O, CuO, SO2, SO3, MnO2;
2) CuS, Na3N, MgSe, As2S3, CaCl2;
3) KO2, Na2O2, CaC2, K3As.
2. Сгруппируйте по классам и назовите следующие соединения:
CuSO4, СаО2, HMnO4, CaS, NaHSO4, Al(OH)3, HCN, Cu2(OH)2CO3.
3. Дайте названия следующим кислотам, указав степени окисления элементов, их образующих: HNO3, H2SO3, HClO2, H3AsO3, H3PO4, HNO2, H2SO4, НСlO4, HAsO2, HPO3.
4. Дайте названия следующим гидроксидам:
КОН, Ве(ОН)2, Zn(OH)2, Сr(ОН)2, А1(ОН)3, LiOH, Ba(OH)2, Cd(OH)2, Сr(ОН)3, ТlОН.
Какие из перечисленных гидроксидов будут проявлять амфотерные свойства?
5. Составьте формулы соединений по их названиям:
оксид меди (I), нитрид кальция, сернистая кислота, гидроксид хрома (II), сульфид олова (II).
6. Составьте формулы соединений по их названиям:
гидрид кальция, пероксид водорода, хлорид аммония, оксохлорид хрома, гидрид мышьяка (III), дифосфорная кислота.
7. По названиям кислот напишите их формулы: циановодородная, селеновая, метаборная, хромовая, сероводородная, селенистая, ортоборная, дихромовая.
8. По названиям солей составьте их формулы:
I) арсенат калия, арсенит калия, метаарсенит калия;
2) гидроксохлорид магния, сульфат железа (III), гидросульфат железа (II).
9. Напишите формулы и дайте названия соединениям элементов II и III периодов с водородом, углеродом, азотом и хлором.
10. Какие простые вещества, образованные химическими элементами периодической системы Д.И. Менделеева, взаимодействуют с водой при комнатной температуре, разлагая ее при этом? Напишите уравнения соответствующих реакций.
11. Приведите примеры возможных реакций простых веществ, соответствующих элементам II и III периодов, с кислотами и щелочами. Назовите получающиеся вещества.
12. Напишите формулы всех возможных оксидов, образуемых элементами II и III периодов. Назовите их. Укажите классы, к которым они относятся.
13. Напишите формулы всех возможных оксидов элементов IV периода. Какие типы оксидов образуют эти элементы? Проиллюстрируйте примерами изменение свойств оксидов в зависимости от положения элементов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и степени окисления элемента.
14. У какого из оксидов сильнее выражены кислотные свойства:
1) МпО2 или Мп2О7; 2) Сг2Оз или СгО3; 3) FeO или Fe2O3?
15. Из формул кислот выведите формулы соответствующих им кислотных оксидов: НМО3, Н3РО3, H2SeO3, HNO
·2, H3PO4, H2SeO4.
16. Напишите уравнения реакций получения всеми возможными способами следующих оснований: LiOH, КОН, Ва(ОН)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3.
17. Напишите уравнения реакций получения всеми возможными способами следующих кислот: НСl, H2S, HNO3, Н3РО4.
18. Приведите примеры мета- и ортоформ кислот, содержащих атомы: Р + 5, Si + 4, В+3
19. Из формул кислот выведите формулы соответствующих им кислотных оксидов: Н3ВО3, H3AsO3, H3PO4, НВО2, HAsO2, Н4Р2О7.
20. Для вывода формулы оксокислоты записывают уравнение реакции соединения кислотного оксида с молекулой воды. Полученную таким образом формулу упрощают, деля индексы элементов в формуле на общий делитель, если это возможно. Например:
Используя этот прием, составьте формулы оксокислот для следующих элементов: Si(+4); N(+3, +5); S(+4, +6); Р ( + 3, +5); I ( + 1, +5); В ( + 3); С (+4); As ( + 3).
(В скобках указаны степени окисления элементов. Примите также во внимание, что для В, Si, P, As известны кислоты в мета-и ортоформах.)
21. Какие реактивы необходимы для получения следующих солей: Сu (NO3)2, ZnSO4, BaSO4, CaS, FeCI2, NiSO4, KC1, AgBr, Nal, Fe (NO3)2? (Напишите по 2-3 примера для каждого случая.)
22. Выделите в следующих формулах солей остатки оснований и остатки кислот, определите заряды этих ионов: А1 (ОН)2С1, Сг2 (НРО4)з, РЬСЮ4, Са3 (РО4)2, Zn2 (OH)2CO3, NaH2PO4.
23. Напишите графические формулы следующих кислот: H2SO4, H2SO3, НСЮ2, H2Cr04, H2Cr207, H3PO4, H4P2O7.
24. Напишите уравнения реакций получения всеми возможными способами солей: MgCl2, CaSO4.
25. Напишите уравнения реакций получения средних солей из следующих солей: Al (OH)2Cl, NaH2PO4, Cu2 (OH)2CO3.
Тестовые задания по теме
Состав, номенклатура и классификация неорганических веществ
Тест № 1
1. Какую общую формулу имеют оксиды?
а) Ме(ОН)у б) ЭnOm в) Нх(Ас)у г) Мех(Ас)у
2. Какой из оксидов является несолеобразующим?
а) Al2O3 б) CO2 в) CO г) Fe2O3
3. Какое из оснований является однокислотным?
а) Сu(ОН)2 б) NaOH в) Fe(OH)3 г) Fe(OH)2
4. Какая из кислот является одноосновной?
а) H2Sб) HClв) H2SO4 г) H2SO3
5. Какая из солей является нормальной (средней) солью?
а) NaH2PO4 б) Na2HPO4 в) Na3PO4 г) Na2HPO3
6. Какова валентность кислотообразующего элемента в молекуле сернистой кислоты?
а) III б) II в) IV г) VI
7. Какой из кислот соответствует название «фосфористая кислота»?
а) H4P2O7 б) HPO3 в) Н3PO3 г) H3PO4
8. Какой соли соответствует название «силикат свинца (II)»?
а) Pb(OH)2SiO3 б) Pb(HSiO3)2 в) Pb(SiO3)2 г) PbSiO3
9. Какой соли соответствует название «гидрокарбонат железа (II)»?
а) Fe(HCO3)3 б) FeOHCO3 в) Fe(HCO3)2 г) (FeOH)2CO3
10. Какой соли соответствует название «дигидрокосульфат висмута (III)»?
а) BiOHSO3 б) [Bi(OH)2]2SO4 в) BiOHSO4 г) [Bi(OH)2]2SO3
Тест № 2
1. Какую общую формулу имеют основания?
а) Ме(ОН)у б) ЭnOm в) Нх(Ас)у г) Мех(Ас)у
2. Какой из оксидов является амфотерным?
а) Al2O3 б) CO2 в) CO г) Fe2O3
3. Какое из оснований является двухкислотным?
а) Сu(ОН)2 б) NaOH в) Fe(OH)3 г) Fe(OH)2
4. Какая из кислот является двухосновной?
а) H2S б) HCl в) H3ВO3 г) H2СO3
5. Какая из солей является кислой солью?
а) (FeOH)2CO3б) Fe(HCO3)3 в) FeOHCO3 г) Fe2CO3
6. Какова валентность кислотообразующего элемента в молекуле хлорноватой кислоты?
а) III б) II в) IV г) V
7. Какой из кислот соответствует название «сернистая кислота»?
а) H2Sб) H2S2O3 в) Н2SO3 г) H2SO4
8. Какой соли соответствует название «карбонат висмута (III)»?
а) BiOHСO3 б) Bi2(СO3)3 в) Bi(HСO3)3 г) [Bi(OH)2]2СO3
9. Какой соли соответствует название «гидросульфат висмута (III)»?
а) Bi(HSO4)3 б) Bi(HSO3)3 в) BiOHSO4 г) [Bi(OH)2]2SO4
10. Какой соли соответствует название «дигидрокосульфит алюминия»?
а) [Al(OH)2]2SO4б) Al(OH)SO3 в) [Al(OH)2]2SO3г) Al(OH)SO
Тестовые задания по теме «Реакции в растворах»
Вариант 1
Ионному уравнению CO32- + 2H+ = CO2
· + H2O
соответствует молекулярное уравнение реакции
а) Na2CO3+ H3PO4
· б) CaCO3 + HCl
·
в) K2CO3 + HClO4
·
·
·
·
· г) KHCO3 + HNO3
·
Реакции, в результате которых выделяется осадок, - это –
а) FeS + HCl
·б) Na2CO3 + HNO3
·
в) CaCl2 + K3PO4
·г) Al2S3 + H2O
·
Соли, которые подвергаются гидролизу, это –
а) FeSO4 б) BaSO4 в) CaF2 г) KF
Не гидролизуются хлориды
а) бария б) алюминия в) железа (III) г) лития
Лакмус изменит окраску в растворах
а) K2SO4б) Zn(NO3)2в) Ba(NO3)2г) H3PO4
При гидролизе хлорида хрома (III) образуется
а) Cr(OH)2+ б) CrOH2+ в) Cr(OH)3 г) [Cr(OH)6]3-
Среда станет нейтральной после смешивания равных объемов 0,01 М растворов
а) KOH, HNO3б) KOH, H2SO4
в) Ba(OH)2, HNO3 г) Ba(OH)2 , H2SO4
В молекулярном уравнении реакции Pb(NO3)2 + H2S
·
сумма коэффициентов равна
а) 4 б) 5 в) 6 г) 8
Вариант 2
Ионному уравнению SO32- + 2H+ = SO2
· + H2O
соответствует молекулярное уравнение реакции
а) Na2SO3+ H3PO4
· б) CaSO3 + HCl
·
в) K2SO3 + HClO4
·
·
·
·
·г) K2SO4 + HNO3
·
Реакции, в результате которых выделяется газ, - это –
а) FeSO4 + KOH
·б) K2CO3 + HCl
·
в) CaC2 + H2O
·г) Pb(NO3)2 + Na2S
·
Соли, которые не подвергаются гидролизу, это –
а) FeBr2 б) Ba(ClO4)2 в) NaBr г) MnCl2
Не гидролизуются соли калия
а) сульфид б) сульфит в) сульфат г) иодид
Метиловый оранжевый изменит окраску в растворах
а) Na2CO3б) Al(NO3)3в) Ba(NO3)2г) H3PO4
При гидролизе ортофосфата натрия образуется
а) HPO42- б) H2PO4-в) H3PO4 г) не знаю
В конечном растворе среда будет кислотной после реакции
а) 2 KOH + HNO3
·б) 2 KOH + H2S
·
в) Ba(OH)2 + 2 HF
·г) 2 NH4OH + H2SO4
·
В молекулярном уравнении реакции Zn(NO3)2 + H2S
·
сумма коэффициентов равна
а) 4 б) 5 в) 6 г) 8
Проверочный тест
«Строение атома»,
«Периодический закон и Периодическая система элементов»
1. Соотнесите:
название частицы заряд масса (а.е.м.)
электрон 1) 0 а) 1
протон 2)-1 б) 5,45 * 10-3
нейтрон 3) +1
2. В ядре атома отсутствуют частицы
а) протоны б) нейтроны в) электроны
3. Учитывая двойственную природу электрона, соотнесите:
1) электрон как волна 2) электрон как частица
а) имеет массу б) способен к дифракции
в) способен к интерференции г) имеет отрицательный заряд
4. Ядро атома 1531Р содержит:
а) 15 протонов 16 нейтронов б) 15 протонов 31 нейтрон
в) 16 протонов 15 нейтронов г) 31 протон 15 нейтронов
5. Какой из атомов не содержит нейтронов в ядре:
а) 24Не б) 12Н в) 80201Hg г) 11Н
6. Тип орбитали, имеющий форму объемной восьмерки:
а) s б) p в) d г) f
7. Сколько орбиталей и какого типа соответствуют третьему энергетическому уровню атома:
а) одна s и три р б) одна s, три р и пять d
в) одна s, две р и три d г) одна s, три р и семь d
8. Пространство вокруг атомного ядра, в котором наиболее вероятно нахождение электрона, называется:
а) энергетическим уровнем б) подуровнем
в) орбиталью г) электронным слоем
9. Орбиталь какого типа имеется на любом энергетическом уровне:
а) s б) p в) d г) f
10. Найдите пару элементов, в атомах которых одинаковое число энергетических уровней:
а) Al, Se б) K, As в) N, P г) He, Ne
11. В соответствии с принципом Паули на одной орбитали может находиться:
а) только 1 электрон б) не более трех электронов
в) не более двух электронов с параллельными спинами
г) не более двух электронов с антипараллельными спинами
12. Какому элементу соответствует электронная конфигурация [Kr] 5s2?
а) кальцию б) стронцию в) цирконию г) барию
13. Электронную конфигурацию атома аргона имеет ион:
а) Na+ б) Cu2+ в) S2- г) F-
14. Атому фосфора в возбужденном состоянии будет соответствовать электронная конфигурация внешнего энергетического уровня:
а) 3s23p3б) 3s13p33d1в) 3s13p23d2г) 3s23p13d3
15. Число неспаренных электронов у атома сурьмы в основном состоянии равно:
а) одному б) трем в) пяти г) семи
16. Как по Периодической системе определить, в какой главной или побочной подгруппе находится элемент? Элемент находится в главной подгруппе, если:
а) он расположен в одной подгруппе с элементами второго периода б) если это s- или p-элемент
в) если в этой подгруппе больше элементов, чем в другой подгруппе этой группы
г) все предыдущие ответы верны
17. Найдите пару элементов наиболее сходных по строению атомов:
а) P, V б) K,Mg в) Sr, Ba г) Si, N
18. Свойства химического элемента определяется в первую очередь:
а) числом электронных уровней
б) относительной атомной массой
в) строением валентных энергетических уровней
г) числом нейтронов в ядре
19. С возрастанием порядкового номера элемента периодически повторяется:
а) заряд ядра атома б) число энергетических уровней
в) общее число электронов г) химические свойства элементов
20. В периоде с увеличением заряда атомного ядра у химических элементов наблюдается:
а) увеличение атомного радиуса и возрастание электроотрицательности
б) увеличение атомного радиуса и уменьшение значения электроотрицательности
в) уменьшение атомного радиуса и увеличение значения электроотрицательности
г) уменьшение атомного радиуса и уменьшение значения электроотрицательности
21. Неметаллические свойства элементов в главных подгруппах с увеличением порядкового номера:
а) ослабевают б) усиливаются в) не изменяются
г) изменяются периодически
22. Металлические свойства элементов в ряду Ge-As-Se-Br:
а) ослабевают б) усиливаются в) не изменяются
г) изменяются периодически
23. В группах с увеличением заряда атомного ядра металлические свойства усиливаются, поскольку:
а) увеличивается радиус атома
б) увеличивается число валентных электронов
в) уменьшается число энергетических уровней
г) уменьшается радиус атома
24. Как изменяется степень окисления p- элементов одного периола7
а) увеличивается от +1 до +7
б) увеличивается от -4 до -1
в) уменьшается от +7 до +3
г) увеличивается от +3 до +7
Проверочный тест по теме «Химическая связь»
1. Соотнесите:
название вещества тип связи
1) хлорид калия а) ионная
2) кислород б) ковалентная неполярная
3) магний в) металлическая
4) хлорид фосфора (III) г) ковалентная полярная
5) оксид натрия
6) тетрахлорметан
2. Прочность водородной связи зависит:
а) от величины избыточного положительного заряда на атоме водорода
б) от электроотрицательности атома элемента, образующего такую связь с атомом водорода
в) от величины поляризации связи водород – гетероатом
г) все перечисленные выше ответы верны
3. Орбиталиs- и p- и p- и p- соответственно перекрываются в молекулах веществ:
а) H2S, Cl2 б) H2, Br2 в) HCl, HBr г) N2, HI
4. Укажите тип гибридизации атомных орбиталейSeв молекуле H2Se если угол между связями равен 90о:
а) sp б) нет гибридизации в) sp3 г) s2p3
5. Какой угол между связями в молекуле H2O?
а) 45о б) 104,5о в) 120о г) 180о
6. Сколько
·- связей в молекуле ацетилена?
а) одна б) две в) три г) отсутствуют
7. Сколько
·- связей в молекуле ацетилена?
а) одна б) две в) три г) отсутствуют
Задачи
Концентрация растворов
Вариант 1
Какой объем воды потребуется для растворения нитрата калия массой 8 г, если в приготовленном растворе массовая доля соли должна составить 3 %?
Какой объем воды надо взять для получения 10%-ного раствора MgSO4 из кристаллогидрата MgSO4.7H2O массой 300 г?
Какие надо взять объемы воды и раствора HNO3 с
·
·= 68% (
· =1,405 г/мл) для приготовления раствора массой 80 г, в котором
·(HNO3) составит 12%?
В растворе объемом 250 мл содержится сульфат алюминия массой 7,5 г. Чему равна молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента для этого раствора?
Чему равна молярная концентрация раствора, в котором массовая доля КОН составляет 8 %? (
· =1,072 г/мл)
Какой объем 90%-ной серной кислоты (
· =1,813 г/мл) надо взять для приготовления 600 мл раствора молярной концентрации эквивалента 0,1 моль/л?
Вариант 2
Какой объем воды потребуется для растворения нитрата серебра массой 5,1 г, если в приготовленном растворе массовая доля соли должна составить 3 %?
Какой объем воды надо взять для получения раствора с
·(Na2SO4)
·= 8% из кристаллогидрата Na2SO4.10H2O массой 40 г?
Какие надо взять объемы воды и раствора KOH с
·
·= 30% (
· =1,288 г/мл) для приготовления раствора массой 80 г, в котором
·(KOH) составит 12% (
· =1,109 г/мл)?
В растворе объемом 250 мл содержится нитрат алюминия массой 4,26 г. Чему равна молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента для этого раствора?
Чему равна молярная концентрация раствора, в котором массовая доля HNO3 составляет 15 %? (
· =1,084 г/мл)
Какой объем 40%-ной ортофосфорной кислоты (
· =1,254 г/мл) надо взять для приготовления 600 мл раствора молярной концентрации эквивалента 0,1 моль/л?
Проверочная работа по органической химии
1 вариант
Часть А
Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются
1) гомологами; 2) изомерами;
3) полимерами; 4) пептидами.
А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.
А3. Продуктом гидратации этилена является: 1) спирт; 2кислота;
3) альдегид; 4) алкан.
А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование этого углеводорода:
1) бутадиен-1,3; 2) бутен-1; 3) бензол; 4) бутин-2.
А5. Количество атомов водорода в циклогексане:
1) 12; 2) 8; 3) 10; 4) 14.
А6. Реакция среды в водном растворе глицина: 1) нейтральная; 2) кислая; 3) соленая; 4) щелочная.
А7. В промышленности ароматические углеводороды получают из 1) природного газа; 2) нефти; 3) остатков горных пород; 4) торфа.
А8. Уксусная кислота не вступает во взаимодействие с веществом
1) оксид кальция 3) медь
2) метанол 4) пищевая сода
А9. Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду:
1) алканов; 2) алкинов; 3) аренов; 4) алкенов
А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого
1) СН2 = СН2; 2) СН ( СН; 3) СН3 – СН2 – СН3; 4) СН2 = СН – СН3.
А11. К ядовитым веществам относится:
1) метанол; 2) этанол; 3) пропанол; 4) бутанол.
А12. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 880 кДж выделилось:
1) 293,3 кДж; 2) 1760 кДж; 3) 2640 кДж; 4) 880 кДж.
А 13. Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей 3) пищевых добавок
2) капрона 4) взрывчатых веществ
А 14. Формалин – это водный раствор
1) уксусного альдегида 3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты 4) этилового спирта
Часть В
Объем газа, который выделится при гидролизе 6,4 г карбида кальция, равен _________ л (запишите число с точностью до десятых).
Установите соответствие между названием вещества и числом (-связей в его молекуле.
Название вещества Число (-связей в молекуле
1) этан а) ноль
2) бутадиен-1,3 б) одна
3) пропен-1 в) две
4) ацетилен г) три
д) четыре
Установить соответствие:
вещество нахождение в природе
1) Глюкоза а) в соке сахарной свеклы
2) Крахмал б) в зерне
3) Сахароза в) в виноградном сахаре
4) Целлюлоза г) в древесине
Число изомерных циклоалканов состава С5Н10 равно:
_____________________ (запишите целое число).
Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты Тип реакции
1) С2Н4+ О2 -> а) замещение
2) СН4 -> б) окисление
3) СН3СООН + КОН -> в) присоединение
4) СН4+ Cl2 -> г) обмена
д) разложение
Установите соответствие между названием вещества и его формулой.
Название вещества Формула
1) этан а) СН3-СН3
2) метанол б) СН3-ОН
3) пропановая кислота в) СН=СН
4) ацетилен г) СН3-СН2-СОН
д) СН3-СН2-СООН
Часть С
При сгорании углеводорода выделилось 0,22 г углекислого газа и 0,09 г паров воды. Плотность этого вещества по воздуху равна 1,45. Определите молекулярную формулу углеводорода.
Запишите реакции, соответствующие схеме:
карбид кальция(ацетилен(бензол(хлорбензол(толуол(2,4,6-трибромтолуол.
Какой объем оксида углерода (IV ) (н.у.) выделится при взаимодействии раствора, содержащего 2,3 г муравьиной кислоты с избытком карбоната кальция.
2вариант
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Изомером 2-метилбутена-1 является
1) бутен-1; 2) 2-метилпентен-1;
3) пентан; 4) пентен -1.
А2. В молекуле пропена гибридизация орбиталей атомов углерода:
1) sp2; 2) sp3; 3) sp; 4) sp3 и sp.
А3. Продуктом присоединения хлороводорода к этену является: 1) 2-хлорпропан; 2) 1-хлорэтан;
3) 2,2-дихлорпропан; 4) 1,1-дихлорэтан.
А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет взаимодействовать:
1) пропан; 2) этен; 3) этан; 4) фенол.
А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится
1) бензол; 2) гексен; 3) гексан; 4) гексин.
А6. К какому классу принадлежат белки:
1) сложные эфиры; 2) полинуклеотиды;
3) простые эфиры; 4) полиамиды.
А7. Промышленным способом получения углеводородов является:
1) гидрирование; 2) изомеризация; 3) гидролиз; 4) крекинг.
А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
1) фенол; 2) муравьиная кислота
3) глицерин; 4) бензол
А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:
1) фенолы; 2) сахариды; 3) амины; 4) альдегиды
А10. Полимер состава ((СН2(СН2()n получен из:
1) этилена; 2) этана; 3) бутана; 4) этина.
А11. К наркотическим веществам относится:
1) этанол; 2) пропанол; 3) метанол; 4) бутанол.
А12. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
С2H5OH + 3O2 2CO2 + 3H2O + 1374 кДж,
выделилось 687 кДж теплоты. Количество вещества этанола равно
1) 0,5 моль; 2) 1 моль; 3) 1,5 моль; 4) 2 моль.
А13. Глицерин нельзя использовать для получения
1) взрывчатых веществ 3) лекарств
2) этилового спирта 4) кремов и мазей в парфюмерии
А14. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:
1) углеводы 3) жиры
2) белки 4) фенолы
Часть В
Ответом к заданиям этой части( В1-В5) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Масса циклогексана, полученная в результате взаимодействия 7,8г бензола с водородом равна _______г (запишите число с точностью до десятых).
Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.
Название вещества Класс органических соединений
1) пропин а) альдегиды
2) этаналь б) алкины
3) толуол в) карбоновые кислоты
4) ацетилен г) арены
д) алкены
Уксусная кислота вступает в реакцию с:
А) соляной кислотой
Б) гидроксидом натрия
В) азотной кислотой
Г) оксидом кальция
Д) карбонатом натрия
Е) хлоридом меди (II)
Запишите перечень букв в алфавитном порядке ______________.
Число изомерных алкенов состава С4Н8 равно:
_____________________ (запишите целое число).
Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты Тип реакции
1) С2Н4+ Н2О а) галогенирование
2) С2Н2+ Н2 б) гидратация
3) 2СН3Сl + Zn в) гидрирование
4) С2Н4+ Cl2 г) гидрогалогенирование
д) синтез Вюрца.
Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:
функциональная группа класс вещества
1) – COOH а) спирты
2) – OH б) фенолы
3) – NH2 в) кетоны
4) – COH г) карбоновые кислоты
5) - C=O д) альдегиды
е) амины
Часть С
При сгорании углеводорода массой 11,4 г выделилось 35,2 г углекислого газа и 16,2 г паров воды. Плотность этого вещества по водороду равна 56. Определите молекулярную формулу вещества.
Запишите реакции, соответствующие схеме:
этанол(этилен(1,2-дихлорэтан(этин(бензол(хлорбензол.
3. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 0,1 моль этанола с избытком металлического натрия.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815