Рабочая программа по Истории для НПО и СПО 117 часов
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования Ростовской области
Профессиональное училище № 38
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ НПО РО ПУ № 38
_________________Борзенко А.В.
«1» сентября 2014 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 История
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 11.01.08 Оператор связи; 15.03.01 Слесарь; 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации; 29.01.05 Закройщик
Шахты
2014
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
методической комиссией Зам.директора по МР
образовательный дисциплин В.И.Симбирская/_______
протокол №___от «__»_______2014 г. «___»__________2014 г.
Председатель МК
Л.В.Райтаровская/___________
Программа учебной дисциплины История разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. (Письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №303-1180) и примерной учебной программы, одобренной ФГУ (Федеральный институт развития образования) 10 апреля 2008 г. и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 43.01.02 Парикмахер; 11.01.08 Оператор связи; 15.03.01 Слесарь; 29.01.05 Закройщик; 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №38 (ГБОУ НПО РО ПУ №38) г.Шахты, Ростовской обл., пр. Победа Революции, 111 а.
Разработчик:
Санжиева Евгения Сергеевна – преподаватель общественных дисциплин первой категории
Рецензент:
Райтаровская Лариса Валентиновна – преподаватель общественных дисциплин первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 43.01.02 Парикмахер; 11.01.08 Оператор связи; 15.03.01 Слесарь; 29.01.05 Закройщик; 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и
явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-
экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХXXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIXXXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины История обучающийся должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 152 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
152
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
контрольные работы за счет обязательной аудиторной нагрузки
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
Реферат.
Поиск и систематизация информации с использованием интернет ресурсов по заданной теме.
Работа с дополнительной литературой.
Проработка учебной литературы и составление плана конспекта по изучаемой теме.
Выполнение домашнего задания как письменного, так и устного.
Составление и заполнение таблиц по изучаемой теме.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.04 История
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Содержание учебного материала
1
Введение
1
1
Тема 1. Древнейшая стадия развития человечества.
Содержание учебного материала
2
2
У истоков рода человеческого.
2
3
Неолитическая революция и ее последствия.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа
-
Тема 2. Цивилизации Древнего мира.
Содержание учебного материала
4
4
Ранние цивилизации Древнего мира.
2
5
Великие державы Древнего Востока.
2
6
Древняя Греция и Древний Рим.
2
7
Культура и религия Древнего мира.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
8 Контрольные работы
1
Самостоятельная работа
Выполнить рефераты на темы: «Древняя Индия»; «Древний Египет»; «Древний Китай»; «Конфуцианство»; «Буддизм». Ответить на вопросы в конце параграфов №3-7.
1
Тема 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.
Содержание учебного материала
5
9
Становление западноевропейской цивилизации.
1
10
Арабо-мусульманская цивилизация. Восточнохристианская цивилизация.
2
11
Особенности развития цивилизаций Востока в средние века.
2
12
Расцвет западноевропейской цивилизации.
2
13
Запад и Восток: особенности развития и взаимное влияние.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
14 Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
Великое переселение народов. Королевство франков, феодализм, арабский халифат. Заполнить таблицу в тетрадях
сословия
права
обязанности
Составить план ответа по теме «Гуситские войны»: причины, ход, результаты, последствия. Подготовить доклады: «Ислам», «Самураи».
2
Тема 4. История России с древнейших времен до конца XVII века.
Содержание учебного материала
18
15
Племена и народы Восточной Европы в древности.
1
16
Восточнославянские племена.
2
17
Складывание государства у Восточных славян.
2
18
Правление первых русских князей.
2
19
Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Принятие христианства.
2
20
Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого.
2
21
Владимир Мономах.
2
23
Раздробленность на Руси.
1
24
Культура Руси X – начала XIII веков.
2
25
Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.
2
26
Объединение русских земель. Иван III.
2
27
Правление Ивана Грозного. Опричнина и ее последствия.
2
28
Смутное время.
2
29
Правление первых Романовых.
2
30
Экономическое развитие и сословия России в XVII веке. Церковь и государство.
2
31
«Бунташный век».
2
32
Внешняя политика России в XVII веке. Освоение Сибири.
2
33
Культура и быт XIV – XVII веков.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
22, 34 Контрольные работы
2
Самостоятельная работа
Составить таблицу: «Соседи восточных славян». Доклады: «Что символизирует Новый год, Масленица, день Ивана Купала?» Сообщения о Рюрике, Олеге, Владимире Мономахе, Ярославе Мудром, Александре Невском, Дмитрии Донском. Составить таблицу: «Военные походы первых русских князей». Работа с терминами. Генеалогическое древо русских князей. Составить план параграфа №22 – «Древнерусская культура». Заполнить таблицу: «Последствия политической раздробленности»
«+»
«-»
Законспектировать параграф №23: «Монгольские завоевания и их последствия». Доклад: «Опричнина». Составить генеалогическое древо первых Романовых. Заполнить таблицы: «Экономическое развитие России в XVII веке», «Сословия в России в XVII веке». Работа с терминами (выписать в тетрадь новые термины).
6
Тема 5. Россия в XVIII веке.
Содержание учебного материала
6
35
Россия в эпоху петровских преобразований. Северная война.
1
36
Эпоха дворцовых переворотов.
2
37
«Золотой век» Екатерины II.
2
38
Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
2
39
Восстания XVIII века.
2
40
Культура и церковь XVIII века.
2
Лабораторные работы
-
Практическое занятие
-
41 Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
Доклад: «Личность Петра I», «Личность Екатерины II». Заполнит