Родительское собрание на тему Правовое воспитание школьников
Понятие правового воспитания школьников
Правовое воспитание человека формирует его общую правовую культуру и правосознание.
Целью правового воспитания в школе является передача маленькому гражданину самых важных юридических знаний и привитие ему элементарного уважения законов. В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону. Теорию нужно подкреплять практикой, так ребенок научится ориентироваться в юридической сфере, применять собственные правовые знания в разных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона.
Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:
Формирование терминологического аппарата;
Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;
Привитие главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.
Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.
Однако, начало правового воспитания школьников лежит на учителях начальной школы, основной задачей которых является формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Рекомендовано начинать правовое воспитание младших школьников с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».
Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.
Выделяют три основные направления реализации программы правового воспитания несовершеннолетних.
Социально-педагогическое: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании – для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция. Для совершенствования работы нашей школы по защите прав и достоинств ребёнка среди учителей начальной школы было проведено анкетирование, которое выявило достаточно высокий уровень правовой грамотности педагогов, необходимо лишь в некоторых вопросах систематизировать и конкретизировать знаний учителей. Также данное анкетирование показало такие нарушения в семьях прав детей:
физическое и психологическое насилие;
отсутствие заботы.
Управленческое: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными органами, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.
Содержательное: главная цель – разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.
Методы правового воспитания
Педагогам известны и широко применяются на разных этапах воспитания такие формы правового воспитания детей, как правовая пропаганда, обучение, самовоспитание и юридическая практика. Другие классификации предлагают более разветвленную систему: устные (беседы, лекции, просмотр видеофрагментов), печатные (наглядный материал, стенгазеты, книги, журналы). Однако, какую бы форму преподаватель не выбрал, везде доложен главенствовать принцип правовой активности.
К методам правового воспитания школьников можно причислить такие виды психологического и педагогического воздействия, как личный пример (как учителя, так и родителей), беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
Главный метод — беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.
На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения. Некоторые критерии законопослушного поведения мы представили в таблице.
Возрастная категория Когнитивный уровень (знание) Поведенческий уровень (умения, навыки)
Младшие школьники знать правила поведения на улице и в школе;
законы классного коллектива;
правила личной безопасности на улице;
основные обязанности и права ученика;
правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
что такое закон, основной закон государства;
элементарные права людей;
первоначальные представления о юридической ответственности; соблюдать правила поведения на улице и в школе;
выполнять законы классного коллектива;
соблюдать безопасность на улице;
выполнять основные обязанности и права ученика;
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
давать определение закона на своем возрастном уровне;
соотносить моральные нормы с повседневным поведением;
уважать себя, людей, законы и свою страну;
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
В рамках месячника по правовому воспитанию в начальной школе были проведены тематические родительские собрания, на которых родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Школа и права ребёнка». Результаты анкетирования показали низкий уровень правовой грамотности родителей: многие из них не знакомы с основными документами, которые регулируют права ребенка в нашей стране, не смогли перечислить основные права ребенка в школе и семье; в качестве контроля за соблюдением прав детей в школе родителями было предложено анкетирование учащихся, беседы с учащимися и родителями, сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом и администрацией.
На вопрос «Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в школе?» 5% родителей затруднились ответить, 5% родителей указали, что это должен быть приходящий человек, 40% родителей ответили – «нет, достаточно педагогического коллектива», а 50 % дали положительный ответ, хотя затрудняются ответить, в чем заключаются обязанности данного человека.
Но за то 70 % анкетируемых указали, что знают адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка?