Рабочая программа 2015 года СПО по дисциплине ОУД.05 Обществознания для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОД.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(ОУД.10)
по специальности:
54.02.01 ДИЗАЙН (по отраслям)
Москва
2016 гг.
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией_______________
Протокол № 1_
от «_28_» _августа_ 2016 г.
Разработана на основе Федерального госудаственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования __54.02.01 ДИЗАЙН (по отраслям)
________________________
Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________/Хакимова О.Р.
Заместитель директора по содержанию
образования
___________/_Третьякова Н.С.
Составитель (автор): Никандрова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже.
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей программы общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации рабочей парограммы общеобразовательной учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения общеобразовательной учебной дисциплины
17
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.05 Обществознание (ОУД.10)
1.1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) образования в пределах ОПОП по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), в соответствии с примерной программой Кишенкова О.В., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г., с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Обществознание входит в цикл общеобразовательных дисциплин и направлена на формирование общеучебных и общих компетенций. Учебная дисциплина формирует общеучебные компетенции:
самоорганизация,
самообучение,
информационная;
коммуникативная.
Общие компетенции включают в себя способность использовать умения и знания, получаемые в результате обучения по дисциплине:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по четырем блокам: самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Изучение учебной дисциплины базируется на содержании учебного материала дисциплины «Обществознание» и предполагает наличие тесного междисциплинарного взаимодействия с такими дисциплинами:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» (процессы Глобализации)
- «История» (периоды развития человечества; вопросы становления и развития цивилизации);
- «Биология» (Тема 1. «Появление жизни на Земле»);
- «Литература» (развитие взглядов на общество).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
1) максимальной учебной нагрузки обучающегося на 1-м курсе по специальности «54.02.01 Дизайн в информационных технологиях» 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе на 1-м курсе во 2-м семестре 44 часа, на 2-м курсе 3-м семестре – 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 54 (во втором семестре 10 часов, в третьем семестре 44 часов).
2) максимальной учебной нагрузки обучающегося на 2-м курсе по специальности «54.02.01 Дизайн» 166 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов на 2-м курсе в 3-4 семестре;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов (26 в 3-м семестре, 22 в четвертом).
1.6.Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине
По содержанию рабочая учебная программа соответствует содержанию примерной программы. Рабочая программа по количеству часов соответствует примерным объемным параметрам ООП по программам СПО с учетом технического профиля получаемого профессионального образования ГБОУ СПО г. Москвы и рабочему учебному плану.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
по специальности 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях (1 курс)
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
практические занятия
-
контрольные работы
-
лабораторные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
подготовка рефератов
26
подготовка докладов
20
конспектирование учебного материала учебника
8
Итоговая аттестация в форме: 2 семестр - к,/р, 3 семестре - зачета
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
по специальности 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях (2 курс)
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
166
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
118
в том числе:
практические занятия
-
контрольные работы
-
лабораторные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
подготовка рефератов
26
подготовка докладов
20
конспектирование учебного материала учебника
2
Итоговая аттестация в форме: 3 семестр - к,/р, 4 семестре - зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» для 1-2-го курса (2-3 семестр)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
18
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
10
2
1
Введение. Наука об обществе
2
Человек, индивид, личность.
2
Социализация личности.
3
Понятие истины и ее критерии
4
Свобода человека и ее ограничители
Самостоятельная работа обучающихся
10
Подготовить реферат по теме: «Стратегия выживания человечества»
Подготовить сообщение на тему: «Предназначение человека».
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
8
2
1
Представление об обществе как сложной динамичной системе.
2
Основные институты общества, их функции
3
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
4
Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Раздел 2.
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
10
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
2
2
1
Культура и ее структура. Духовная культура личности и общества.
2
Молодежная субкультура
2
Тема 2.2. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
2
2
1
Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Подготовить доклад по одной из тем:
1. Категории морали;
2. Высшие духовные ценности;
3. Моральный идеал;
4. Нравственная оценка деятельности.
Подобрать материалы периодической печати по теме: «Москва – крупный научный и образовательный центр».
3
Тема 2.3. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
2
2
1
Естественные и социально-гуманитарные науки.
2
Роль образования в жизни современного человека и общества.
2
Раздел 3.
Экономика
20
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Содержание учебного материала
6
2
1
Экономика как наука и хозяйство.
2
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Содержание учебного материала
6
2
1
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
2
Фирмы и рынок. Виды юридических лиц. Ценные бумаги и их виды
3
Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Функции государства в экономике.
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Валовый национальный продукт (ВНП)
2
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.
3
Деньги. Процент. Банковская система. Инфляция.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Содержание учебного материала
2
2
1
Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Глобальные экономические проблемы.
Самостоятельная работа обучающихся
11
Подобрать материалы периодической печати по теме: «Государство и экономика».
Составить письменные ответы на вопросы:
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Основные организационные формы бизнеса в России.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Раздел 4.
Социальные отношения
18
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
6
2
1
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация.
2
Социальная мобильность и ее виды.
3
Социальный статус и престиж. Социальная роль.
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
4
2
1
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Девиантное поведение.
2
Социальный конфликт.
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
8
2
1
Особенности социальной стратификации в современной России.
2
Молодежь как социальная группа.
3
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
4
Семья как малая социальная группа.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Письменно ответить на вопрос: «Признаки молодежи как социальной группы».
Раздел 5.
Политика как общественное явление
16
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система и политические институты.
2
Государство как политический институт. Внутренние и внешние функции государства
3
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Правовое государство
Тема 5.2. Участники политического процесса.
Содержание учебного материала
10
2
1
Личность и государство. Политический статус личности.
2
Гражданское общество и государство.
3
Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
4
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
5
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Подготовить доклад по одной из тем:
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
Гражданское общество и государство.
Раздел 6.
Право
26
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
6
2
1
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
2
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
3
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
6
1
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
3
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Права и обязанности налогоплательщика.
Тема 6.3. Отрасли российского права
Содержание учебного материала
10
1
Гражданское право и гражданские правоотношения.
2
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
3
Трудовое право и трудовые правоотношения.
4
Административное право
5
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Тема 6.4. Международное право
Содержание учебного материала
4
1
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2
Зачет
Самостоятельная работа обучающихся
9
Письменно ответить на вопрос: «Основные положения международных документов по правам человека».
ВСЕГО
162
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание» для 2-го курса (3-4 семестр)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
18
Тема 1.1.
· Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
10
2
1
Введение. Наука об обществе
2
Человек, индивид, личность.
2
Социализация личности.
3
Понятие истины и ее критерии
4
Свобода человека и ее ограничители
Самостоятельная работа обучающихся
10
Подготовить реферат по теме: «Стратегия выживания человечества»
Подготовить сообщение на тему: «Предназначение человека».
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
8
2
1
Представление об обществе как сложной динамичной системе.
2
Основные институты общества, их функции
3
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
4
Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Раздел 2.
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
10
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
2
2
1
Культура и ее структура. Духовная культура личности и общества.
2
Молодежная субкультура
2
Тема 2.2. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
2
2
1
Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Подготовить доклад по одной из тем:
1. Категории морали;
2. Высшие духовные ценности;
3. Моральный идеал;
4. Нравственная оценка деятельности.
Подобрать материалы периодической печати по теме: «Москва – крупный научный и образовательный центр».
3
Тема 2.3. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
2
2
1
Естественные и социально-гуманитарные науки.
2
Роль образования в жизни современного человека и общества.
2
Раздел 3.
Экономика
24
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Содержание учебного материала
6
2
1
Экономика как наука и хозяйство.
2
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Содержание учебного материала
8
2
1
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
2
Фирмы и рынок. Виды юридических лиц. Ценные бумаги и их виды
3
Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
4
Функции государства в экономике.
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Валовый национальный продукт (ВНП)
2
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.
3
Деньги. Процент. Банковская система. Инфляция.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Содержание учебного материала
4
2
1
Особенности современной экономики России, ее экономические институты
2
Глобальные экономические проблемы. Организация международной торговли.
Самостоятельная работа обучающихся
11
Подобрать материалы периодической печати по теме: «Государство и экономика».
Составить письменные ответы на вопросы:
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Основные организационные формы бизнеса в России.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Раздел 4.
Социальные отношения
18
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
6
2
1
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация.
2
Социальная мобильность и ее виды.
3
Социальный статус и престиж. Социальная роль.
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
4
2
1
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Девиантное поведение.
2
Социальный конфликт.
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
8
2
1
Особенности социальной стратификации в современной России.
2
Молодежь как социальная группа.
3
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
4
Семья как малая социальная группа.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Письменно ответить на вопрос: «Признаки молодежи как социальной группы».
Раздел 5.
Политика как общественное явление
16
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система и политические институты.
2
Государство как политический институт. Внутренние и внешние функции государства
3
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Правовое государство
Тема 5.2. Участники политического процесса.
Содержание учебного материала
10
2
1
Личность и государство. Политический статус личности.
2
Гражданское общество и государство.
3
Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
4
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
5
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Самостоятельная работа обучающихся
8
Подготовить доклад по одной из тем:
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
Гражданское общество и государство.
Раздел 6.
Право
32
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
6
2
1
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
2
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
3
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
8
1
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
3
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Понятие гражданства.
4
Права и обязанности налогоплательщика.
Тема 6.3. Отрасли российского права
Содержание учебного материала
10
1
Гражданское право и гражданские правоотношения.
2
Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
3
Трудовое право и трудовые правоотношения.
4
Административное право
5
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Тема 6.4. Международное право
Содержание учебного материала
8
1
Международное право.
2
Международное гуманитарное право.
3
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
4
Зачет
Самостоятельная работа обучающихся
3
Письменно ответить на вопрос: «Основные положения международных документов по правам человека».
ВСЕГО
166
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
раздаточные материалы для практических работ;
комплект презентаций для проведения теоретических занятий;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер;
лицензионное программное обеспечение;
мультимедиа проектор и экран;
сеть Интернет, локальная сеть
В кабинете предусмотрен достаточный комплект методической литературы для преподавателя, включающий специальную методическую литературу, справочную литературу.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Примерная программа дисциплины.
Рабочая программа дисциплины.
Календарно-тематический план.
Фонд оценочных средств, включающий в себя:
Контрольные работы (по рабочему учебному плану)
Материалы разного вида контроля в соответствии с рабочим учебным планом ;
Тесты по дисциплине (по отдельным темам)
Задания для самостоятельной работы студентов.
Вопросы к дифференцированному зачету
Технологическая карта занятия
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Основные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Дополнительные источники:
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
4. Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание».
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а также в, а также сдачи студентами рубежного и дифференцированного зачётов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формируемые общеучебные и общие компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формы контроля обучения:
-домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
Методы оценки результатов обучения:
-мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
-накопительная оценка, дифференцированный отчет.
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
ОК 1-9
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
ОК 1-9
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
ОК 1-9
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
ОК 1-9
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
ОК 1-9
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
ОК 1-9
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
ОК 1-9
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
ОК 1-9
Знания:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
ОК 1-9
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
ОК 1-9
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
ОК 1-9
особенности социально-гуманитарного познания;
ОК 1-9
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Бланк по ГОСТам-внутренний-01Рисунок 1G:\Бланк колледжа\Изменения 01.12.14\Бланк по ГОСТам-внутренний-01.jpg
я