Продуктивное чтение — этапы, методы и приёмы работы 
      Технология продуктивного чтения – этапы, методы и приёмы работы
  Этапы Приёмы      работы Характеристика
Работа с текстом до чтения
Цель:
развитие  антиципации, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. 
Главная задача учителя – мотивировать  ребёнка  прочесть текст.
«прогнозирование»:
заглавие
 иллюстрации
имя автора 
жанр, структура произведения
работа с выставкой книг
ассоциации
опорные фразы, слова
«корзина идей»
«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?
Учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 
 по мере ознакомления с текстом исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения
Работа с текстом во время чтения
Цель:
 понимание текста и создание его читательской интерпретации
(истолкования, оценки). 
Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
выделение ключевых слов
составление плана
цитатный  план
построение структурной  модели  текста-кластера
наблюдение над системой образов
комментированное чтение
«дерево предсказаний»
пометки  на  полях
 
вопросы автору по ходу чтения
работа в динамических  парах
нахождение  прямых и скрытых  авторских  вопросов
Чтение с  остановками и пояснениями.
«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета.
Чтение с карандашом – выделение главных мыслей, цитат для плана, непонятных слов.
Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д.  для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который подведёт итог. Вернувшись в свою группу, дети по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем представители от каждого номера подводят итог своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. 
Работа с текстом после чтения
Цель:
 корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача учителя  – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
работа с заглавием, обсуждение  его смысла
соотнесение читательских  мнений  с авторской позицией
выборочное чтение
знакомство с писателем
беседа о личности писателя
чтение по ролям
смысловая  беседа
формулирование основной идеи текста
творческий пересказ
кластер
перепутанные  логические цепочки
подбор пословиц
синквейнэссе
составление  «тонких» и «толстых» вопросов
РАФТ
игра «Как вы думаете?»
кубик БлумаСоставление таблицы «Плюс – минус - интересно» 
Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)                           
схема 
Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена.  Дети расставляют события в нужном порядке.
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов,  отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – новая интерпретация темы; содержащее ассоциацию с ней.
Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. 
«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…
Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет аудиторию (родители, одноклассники);  выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.
На грани кубика написано начало вопроса:
«Почему…», «Объясни…», «Назови…», «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…»
Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. «Плюс» (+)     «Что в этом хорошего?» «Минус» (-)    «Что в этом плохого?» «Интересно» (?)  «Что в этом интересного?» 
!  - то, что вызвало эмоциональный отклик 
Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:+ - знал (а)! - узнал (а)