ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Урок – клеточка
педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны.
М. Скаткин
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием «современный учитель». Это подтверждают слова руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых:
это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика;
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся, такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию универсальных учебных действий на уроке способствует применение современных педагогических технологий:
технология критического мышления,
проектная деятельность,
исследовательская работа,
дискуссионная технология,
коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность.
Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть формировать и развивать умения учиться всю жизнь.
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
Первые личностные достижения есть и у учеников в моем классе.
Шарафутдинова Камила - победитель школьного и победитель муниципального этапов Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина по окружающему миру, Сергиенко Егор - победитель школьного этапа по математике, по русскому языку, призер по окружающему миру и призер муниципального этапа по математике, по русскому языку и по окружающему миру Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. Брагина Снежана - призер муниципального этапа по физической культуре Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. Также все дети класса принимали участие в олимпиаде - конкурсе «Русский медвежонок», во Всероссийском открытом заочном конкурсе "Интеллект-экспресс" и Шарафутдинова Камила заняла 1 место по русскому языку, набрав максимальное количество баллов, в конкурсе по математике заняла 2 место.А также Кабатов Вадим, Татарченков Добрыня и Сайкин Егор стали призерами в конкурсе по русскому языку. По итогам математического конкурса – игры «Кенгуру-2014» трое ребят из нашего класса стали призерами. 1 место у Шарафутдиновой Камилы, 2 место у Сергиенко Егора, 3 место у Нестерова Леонида. Молодцы, ребята!
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
И современные учебники, в частности по нашей программе «Планета знаний», построены так, что дети постоянно включены в поисковую деятельность по любому предмету. Им приходится выполнять задание по поиску той или иной информации. Авторы заботливо поместили ее в конце учебника. Кроме этого на страницах наших учебников детям предлагаются задания на создание проектов, где они самостоятельно могут выбрать тему своего проекта.
На современном уроке тему учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания, например, на уроке математики при изучении темы « Величины» я использовала такой метод как беседа. Беседа была построена таким образом, что дети самостоятельно сформулировали тему нашего урока
Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлекскии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности. Вот такие таблички мои дети получают в конце урока на этапе рефлексии, где им нарисовать смайлик, дети решают сами:
Понял и могу научить другого Понял, но есть вопросы Понял, но не смогу объяснить
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Например, задание по литературному чтению ребенок может выбрать такое, которое ему нравится, которое ему по силам.
Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности, в работу, выполняемую в парах. Задания в парах предполагают и получение знаний, и умение сотрудничать, дети приобретают навыки взаимовыручки и взаимопомощи.
Задания в наших учебниках ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие) упражнения. Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Вот пример из математики, где ребятам предлагается поработать диспетчерами и составить расписание поездов.
На традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника. На современном же уроке задание может выглядеть так. Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся применяют имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Современный урок должен содержать то, что вызывает удивление, то, что ребята будут помнить. Такие приёмы, как интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся я применяю на своих уроках. Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы им и при изучении других предметов, и в жизни!
Творчество учителя и его профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!