Разработка урока по новейшей истории Установление фашистской диктатуры в Германии (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13















Разработка урока по новейшей истории для 11 класса.
Тема: «Установление фашистской диктатуры в Германии. Фашизм вчера, сегоднязавтра?».
Учитель: Коллерова И.В.
























г. Сургут

Тема «Фашизм вчера, сегоднязавтра?».
Цель: на основе исторического материала раскрыть причины прихода к власти национал-социалистов.
Задачи:
Образовательные: охарактеризовать идеологию фашизма и объяснить причины массовой поддержки нацизма в Германии.
Развивающие: организовать познавательную деятельность обучающихся, способствующую развитию исторического мышления.
Воспитательные: обеспечить условия для эмоционального восприятия, способствовать формированию гражданских качеств: умение аргументировано высказывать и отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за свой выбор.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-размышление.
Методы обучения: исследовательский, проблемный, приёмы технологии развития критического мышления (кластер, инсерт).
Средства обучения: учебник, мультимедийное оборудование, исторические материалы.
План урока:
Образование НСДАП.
Пути и способы установления тоталитарной диктатуры.
Идеология фашизма.
Эпиграф урока: «Идут бараны в ряд.
Бьют барабаны.
Шкуру на них дают
Сами бараны. Сами бараны».
(Б.Брехт «Добрый человек из Сезанна»)
Ход урока.
I. Образование НСДАП.
Учитель: сегодня объектом нашего исследования будет понятие «фашизм». Тема урока «Фашизм вчера, сегоднязавтра?». Нам предстоит не только раскрыть причины прихода к власти национал-социалистов, сделать социальный, экономический и политический анализ явления, но и объяснить психологический феномен фашизма. Основной акцент мы будем делать не столько на механизме прихода к власти фашистов, сколько на причинах массовой поддержки их в Германии.
Задание. Составление кластера «Фашизм». Работа с данным понятием в ходе повторения пройденного материала и изучения новой информации.
Учитель: впервые утвердившись в Италии, фашизм достиг своего логического завершения в Германии. Чтобы понять, как такое могло произойти, мы должны рассмотреть причины и условия прихода к власти ведущей нацистской партии и феномен её лидера.
Задание варианту 1. Работа с документом «Версальский мирный договор» (приложение №1).


Вопросы к документу:
1. Какие статьи договора делали Германию очень уязвимой с экономической и политической точки зрения?
2. Исходя из условий договора, можем мы говорить об ущемлении национального достоинства немецкого народа?
Задание варианту 2. Работа с документом «Программа НСДАП» (приложение №2).

·Вопросы к документу:
1.Какие программные положения нацистской партии могли вызывать поддержку масс?
2.На каких чувствах немцев играла эта программа?
Учитель: в условиях экономического кризиса и нестабильной обстановки активную борьбу за массы начала национал-социалистическая партия Германии.
Моделирование ситуации.
Учащимся предлагается в качестве немецкого обывателя озвучить требования к властям.
Сообщение учащегося: образование НСДАП (краткая справка).
Запись в тетрадь: структура партии:
ФЮРЕР
ПАРТИЙНАЯ ЭЛИТА
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ СЛУЖБЫ
ШТУРМОВЫЕ ОТРЯДЫ
Вопрос классу:
1.Назовите причины роста популярности НСДАП.
2. Почему в условиях экономического кризиса программа нацистов оказалась самой привлекательной для немцев?
Выводы формулируются учащимися.
II. Пути и способы установления тоталитарной диктатуры.
Учитель: используя фактический материал, выделите признаки тоталитарного государства в Германии в 1930-е годы (приложение№3).
анализ работы с текстом и дополнение к кластеру.
Вопрос: почему понятия «фашизм» и «тоталитарный режим» тождественны?
Вывод: анализ работы с текстом и дополнение к кластеру.
III. Идеология фашизма.
Задание: установите характерные особенности идеологии фашизма, используя выдержки из высказываний руководителей рейха А.Гитлера, Г.Геринга,Г.Гиммлера (приложение №4).
Задание: дать определение понятию «фашизм».
Учитель: как же такое могло случиться? Как народ, отличительными чертами которого всегда считались культурность, благоразумие, расчётливость и уравновешенность, мог кинуться в такую авантюру, как завоевание мира? Этот вопрос задавали себе и сами немцы, когда наступило время отрезвления после разгрома фашистской Германии. Какова же природа фашизма? На какой почве взращиваются убеждения в праве одних убивать других?
Задание: просмотр фрагмента фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»
Учитель: чем грозит миру фашизм? Какие бы аргументы вы использовали в споре с современными фашистами? Что нужно делать каждому из нас, чтобы не допустить проявлений бытового неофашизма?
Задание: составить синквейн с понятием «фашизм».
Домашнее задание: написать эссе на тему «У фашизма нет будущего, но у него всегда есть настоящее» (Асар Эппель).
                                                                                              





















Заголовок 215