Психологическая игра по патриотизму

Психологическая игра
«Глава государства на день»

Цели. В этом упражнении подростки смогут поразмышлять над своими политическими взглядами.

Возраст участников: с 16 лет.

Продолжительность: не менее 40 минут.

Материалы: рабочий листок «Глава государства на день».

Инструкция
Я хочу подтолкнуть вас сегодня к размышлениям о том, какую позицию вы занимаете по некоторым важным политическим вопросам и какими ценностями вы бы хотели руководствоваться в политике. Я подготовил для вас рабочий листок, который каждый должен самостоятельно заполнить в течение ближайших 30 минут.
Вернитесь в общий круг. Я хотел бы, чтобы каждый из вас рассказал нам, на что он выделил бы больше всего средств, а на что меньше.
А теперь я хочу дать некоторым из вас возможность представить нам свои политические взгляды. Это может происходить следующим образом: желающий в течение трех минут дает интервью на тему его политических взглядов. Другие участники могут задать интевьюируемому по одному вопросу. Вопросы должны быть нацелены на прояснение и четкую формулировку политической позиции интевьюируемого. С одной стороны, важно задавать вопросы, позволяющие определить, почему интевьюируемый так высоко или так низко ценит то или иное политическое убеждение. С другой стороны, не менее важны вопросы, направленные на понимание последствий, к которым может привести определенная система ценностей. Так, к примеру, кто-то может спросить: «Ты хочешь больше всего средств выделить на содействие развитию бедных стран и утверждаешь, что тебя особенно беспокоит вопрос об ответственности богатых перед бедными. Можешь ли ты сказать, почему ты такое большое значение уделяешь этой ценности?» Кто-то другой может спросить: «Подумал ли ты о том, что произойдет, если индустриально развитые страны действительно будут выделять очень большие средства на содействие развитию бедных стран?» Следите за тем, чтобы вопросы были направлены не на критику или высмеивание политических взглядов интервьюируемого, а на их уточнение и обсуждение. Все ли вам понятно?
Кто готов выступить в качестве интервьюируемого?

Подведение итогов
Понравилось ли мне это упражнение?
Легко ли мне было установить свои политические приоритеты и определить связанные с ними ценности?
Приходится ли мне сталкиваться с таким же выбором ценностей, который я сделал сегодня, в своей повседневной жизни?
Насколько я интересуюсь политикой в повседневной жизни?
Насколько я политически активен, и в чем это проявляется?
Какую роль играет политика в моей семье, каких взглядов придерживаются мои отец и мать?
Как я себя чувствую, когда приходится сталкиваться с политикой?
Могу ли я представить себя в какой-либо политической должности?
Как я отреагировал на политические взгляды других?
Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий. Следите за тем, чтобы вопросы интервьюируемому были направлены именно на понимание последствий выбора и не содержали никакой косвенной оценки.

Рабочий листок
Глава государства на день

Если бы ты был главой государства, на что бы ты выделил больше всего средств?
Содействие развитию бедных стран __________________________________________
Оборона своего государства _________________________________________________
Оздоровление городской среды ______________________________________________
Поддержка сельского хозяйства ______________________________________________
Развитие народного образования _____________________________________________
Развитие транспортной сети _________________________________________________
Охрана окружающей среды __________________________________________________
Поддержка промышленности ________________________________________________
Развитие космических исследований __________________________________________
Борьба с бедностью внутри страны ___________________________________________

Подумай, пожалуйста, как ты устанавливаешь свои приоритеты, и расположи предлагаемые тобой меры в определенной последовательности, дав каждой из них порядковый номер. Теперь подумай, какие ценности и убеждения связаны у тебя с каждой из мер, и кратко опиши это. Например, если ты считаешь, что важно развивать народное образование, то обоснуй свое убеждение: «Каждый человек имеет право развивать, насколько это возможно, свои способности» или «Знания помогают человеку выжить».
После этого напиши, по каким соображениям ты выбрал области, на которые следует выделить больше всего и меньше всего средств. Напиши свои аргументы на обороте листа.