Разработка открытого внеклассного мероприятия по патриотизму.
Б.А. Айтжанова,
учитель истории
И.В.Буняшин,
учитель НВП
Профессионального лицея № 9
Есильский район Северо-Казахстанская область
«Никто не забыт, ничто не забыто»
(Внеклассное мероприятие, посвященное 66 годовщине Победы)
Цель:
Воспитание у учащихся любви к Родине, патриотическое воспитание, воспитание ответственности за будущее страны, готовность встать на ее защиту, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда, памятникам войны.
Ознакомление с поэзией, как самым оперативным жанром, страстным, полным любви к Родине и ненависти к врагам.
Форма проведения: конференция.
Методы: словесный, интерактивный
Оборудование: газетные и архивные материалы, музыкальное сопровождение, показ документальных фильмов о войне, слайды, фотографии.
Межпредметная связь: всемирная история, обществознание, литература, НВП, история Казахстана.
План урока:
I. Вступительное слово учителя истории.
II. «Вспомним о тех далеких годах» (выступление учащегося)
III. Слово учителя истории.
Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь» (чтение стихотворения учащимся)
IV. «Война – дело не женское» (выступление учащегося)
V. «Детство, опаленное войной» (выступление учащегося)
VI. Заключительное слово учителя истории
VII Показ документального фильма (учитель НВП)
VII. Выставка книг, посвященная войне (библиотекарь)
I. Слово учителя истории. (на фоне мелодии «Соловьи»)
Добрый день! Сегодня наша встреча посвящается Великой Отечественной войне
Слайд - эпиграф
Сменяя друг друга, идут поколения,
Но память людская не знает забвения.
И грозные строки взывают с гранита:
Никто не забыт, ничто не забыто!
Так и назовем нашу встречу: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Дней в календаре так много, но есть среди них особый - День и радости, и скорби -9 маяДень Победы.
Что же для нас день 9 Мая? Просто ли “красный день календаря”?
Война – какое страшное слово.
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне
В этом году мы отмечаем 66 - летие с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая - праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
II. Выступление учащегося: Вспомним о тех далеких годах
(на фоне мелодии «Соловьи»)
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: "Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полвека?" Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны
На мой взгляд, нет. Ведь именно наши прадеды воевали в эти суровые годы. И их целью было защитить самое дорогое и главное - свою Родину. Они были готовы отдать все за Отчизну. И если бы не их стремление к победе, то вряд ли бы мы сейчас жили. Многие погибли или пропали без вести. Немногие пришли с войны. Они все любили жизнь и не хотели умирать, но свою Родину они любили гораздо больше. И потому мы должны помнить о том великом подвиге, который они совершили ради нашего будущего.
Это было страшное и тяжелое время.
22 июня. Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить.
Наша молодежь думает: «А может быть, было бы лучше, если бы мы проиграли в Великой Отечественной войне?» Получается, молодежь уже не знает, ради чего была эта Победа, ради чего совершались подвиги и отдавались жизни? И совсем не подозревает о том, каковы были планы у фашистов, что они успели сотворить с миллионами военнопленных? А салют в честь Дня Победы, ношение георгиевских ленточек – это так, эмоции. А сколько у нас может быть такой молодежи? Конечно, у нас не устраивают марши фашистов, как в других странах постсоветского пространства, но все равно нужно что-то делать, чтобы сохранить историческую память о трагедии, принесенной фашизмом,
Это только в кино неофашиста можно отправить в прошлое, после возвращения, из которого ему станет мучительно больно за свои заблуждения. Порой наша молодежь относятся к прочитанному в книгах и увиденному в фильмах о войне как к какому-то художественному вымыслу. А некоторые даже рассуждают о том, что будь они на месте советских солдат, то, наверное, бросили бы все и ушли! Но ведь советские солдаты воевали не ради идеи - они видели, во что превратили фашисты, завоеванные земли, и шли на смерть, чтобы то же самое не произошло в их городах, селах, аулах и кишлаках, чтобы освободить свою малую, а значит, и большую Родину. И понимали, что если не они, то никто
И все меньше и меньше остается у нас ветеранов Великой Отечественной войны, которых можно расспросить о том, как это было на самом деле, Письма с фронта, оставшиеся от дедов и прадедов - но кто из них решился бы подробно написать своей семье о тяготах и лишениях, об увиденных зверствах? А расспросить родных, пока была возможность, почему-то торопились не все Возможно, потому и звучат порой мнения о том, что «лучше б мы проиграли, жили бы сейчас, как в Германии». Думающие так, возможно, и не подозревают, что такое истинный фашизм. Не знают о рассуждениях Адольфа Гитлера о том, что право на жизнь имеют только люди с «правильными черепами», только отдельные, полноценные «расовые единицы», ради которых (слайд) «Мы должны развить технику обезлюживания. Т.е имеется в виду устранение целых расовых единиц. Природа жестока, поэтому и мы можем быть жестокими... имею право устранить миллионы низших рас, которые размножаются, как черви».
Нам было уготовано место рабов, безвольных и тупых. Советский Союз рассматривался немцами как колония, благодаря которой они должны были вернуть свою, германскую мощь и величие.
Слайд
“Жестокость является благом для будущего Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”.
Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей перед нападением на нашу страну. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось
(слайд)“У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай”
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими “идеями” были “окрылены” солдаты Третьего рейха, готовясь переступить границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде и в воздухе
На фоне песни «Священная война»
Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистов. Обращение заканчивалось словами: (слайд) “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт
(слайд)
“Наше дело правое.
Враг будет разбит.
Победа будет за нами!”
(слайд с фотографиями защитников Брестской крепости)
Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вел ожесточенный бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы окружили крепость, обрушили на нее массу бомб и снарядов, но ее защитники продолжали отбивать атаки противника.
Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа настолько беспримерен, насколько память непреходяща.
(слайд)
Мне бы только вот эту гранату,
злорадно поставив на взвод всадить ее, врезать, как надо, в четырежды проклятый дзот, чтобы стало в нём пусто и тихо, чтобы пылью осел он в траву! прожить бы мне эти полмига, а там я сто лет проживу! П.Шубин. «Полмига»
III. Слово учителя истории. (на фоне мелодии «Соловьи»)
Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещаем в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как стать, как назначение, как конечный смысл?
Женщины войны Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении, они воспринимались окружавшими их мужчинами как “сестрёнки”. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь Мужчины старались оберегать и защищать своих фронтовых сестер. Однако нормально ли это для девушки, когда мужчина относится к ней лишь как к другу, сослуживцу, бойцу, но не как к женщине, которую можно и нужно любить. На женщин свалился тяжкий груз. Женщина становилась матерью, точнее, несла в себе образ матери для других, в семнадцать, восемнадцать лет. Она сама ещё нуждалась в материнской опеке, а ей приходилось опекать других. Не увидев всех радостей жизни, девушки сразу сталкивались с самой сложной её стороной.
Стихотворение "ЖДИ МЕНЯ" пронизано глубоким лиризмом. обращённое автором к конкретной женщине – актрисе В.Серовой, оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым. Вот почему поэт заклинает дорогую для него женщину ждать его , несмотря ни на что, и обещает ей вернуться «всем смертям назло»
(слайд)Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
IV «Война – дело не женское» (выступление учащегося)
(на фоне мелодии «Соловьи»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Спустя годы те, кто выжил, признаются: “Когда смотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного”. Потом они сами будут удивляться, что смогли все это выдержать. “Мужчина, он мог вынести, – он все-таки мужчина. А вот как женщина моглаИ теперь, то ужас охватывает, а тогда все могли: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела,,,,
Безмерный подвиг совершили те женщины, которые приближали победу в тылу, те кто вынес победу на своих хрупких плечах
О том, какие тяжести вынесла женщина в годы Великой Отечественной войны, пишет М.Исаковский в своем стихотворение (слайд)
Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила!Какая безмерная тяжесть На женские плечи лягла!В то утро простился стобоюТвой муж или брат, или сын,И ты со своею судьбоюОсталась один на один.Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.И все без конца и без счета – Печали, труды и заботыПришлись на тебя, на однуОдной тебе волей-неволей, –А надо повсюду успеть;Одна ты и дома в поле,Одной тебе плакать и петь.А тучи все ниже и ниже,А громы грохочут все ближе,Все чаще недобрая весть.И ты передвсею страноюИ ты перед всею войноюСказалась, какая ты есть.Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым.Весь фронт, что от моря до моря,Кормила ты хлебом своим.В холодные зимы, в метелиУ той у далекой чертыСолдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты.Бросались в грохоте, в дымеСоветские воины в бой.И рушились вражьи твердыниОт бомб, начиненных тобой.За все ты бралася без страха, И как в поговорке такой,Была ты и пряхой и ткахойУмела иглой и пилой.Рубила, возила, копала – Да разве же все перечтешь?А в письмах на фронт уверяла, Что будто отлично живешьБойцы твои письма читали, и Там на переднем краюОни хорошо понималиСвятую неправду твою.И воин, идущий на битву,И встретить готовый её, Как клятву шептал, как молитвуДалекое имя твоё
И не их вина, что грянула война, над молодыми судьбами нависла гроза Великой Отечественной, что самой модной одеждой оказалась солдатская форма или ватная фуфайка, из «бижутерии» - разве что красная звездочка на пилотке, да еще боевые награды.
Жить в военное время, неважно, находишься ты в тылу или на передовой, даже мужчине нелегко, а жизненный путь женщины в этот период определенно можно считать подвигом. Женщины на войне. Не все из них дожили до победы, другие ушли потом. Что осталось? Имена, ласковые звучные имена в памяти родных, знакомых, близких. Невзирая на вкусы и капризы, их имена останутся с нами.
(слайд) А вот еще одно стихотворение татарского поэта Муса Джалиля и называется оно «Смерть девушки» написанное в 1942 году. Поэт Муса Джалиль воевал под Лениградом. Сегодня эту местность называют Долиной Смерти. Попал в плен. Прошел через ужасы тюрьмы Моабит. Казнен по приговору фашистского суда в 1944 году.
Сто раненых она спасла однаИ вынесла из огненного шквала,Водою напоила их онаИ раны их сама забинтовала.Под ливнем раскаленного свинцаОна ползла, ползла без остановкиИ, раненого подобрав бойца,Не забывала о его винтовке.И вот в сто первый раз, в последний разЕе сразил осколок мины лютойСклонился шелк знамен в печальный час,И кровь ее пылала в них как будто.Вот на носилках девушка лежит.Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит, Ресницы затенили взор лучистый.Спокойная улыбка на ееГубах, изогнуты спокойно брови.Она как будто впала в забытье, Беседу оборвав на полуслове.Сто жизней молодая жизнь зажглаИ вдруг сама погасла в час кровавыйНо сто сердец на славные делаЕе посмертной вдохновятся славой.Погасла, не успев расцвесть. Но, как заря рождает день сгорая, Врагу погибель принеся, онаБессмертною
V. «Детство, опаленное войной» (выступление учащегося)
(на фоне мелодии «Соловьи»)
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны". И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом..
Невозможно без ужаса без слез слушать и читать стихотворение Э.Межелайтиса о расправе фашистов с матерями и детьми в концлагерях:
(Слайд)м двадцать второго июня сорок
Я мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -- И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. -- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-- И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, а од
Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы. Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной?
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Воина застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
(Слайд) Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты... Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь и взмыли Вражьи летчики за тучи... Все равно от нашей мести Не уйдет бандит крылатый! Ои погибнет, даже если В щель забьется от расплаты, В полдень, в жаркую погоду Он воды испить захочет, Но в источнике не воду Кровь увидит вражий летчик. Слыша, как в печи горячей Завывает зимний ветер, Он решит, что это плачут Им расстрелянные дети. А когда, придя сторонкой, Сядет смерть к нему на ложе, На убитого ребенка Будет эта смерть похожа!
Дмитрий Кедрин
А вот еще судьба одной девочки, ленинградки, которая тоже не дождалась войны.
(Слайд)
«Дневник Тани Савичевой»
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник - об ужасе фашизма. И погибла эта девочка , не дождавшись Победы – в июле 1944года. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.
Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер».
Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.
1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
VI. Заключительное слово учителя истории
(слайд)
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе.
Есть великое право:
забыть о себе!
Есть высокое право:
пожелать и посметь!
Стало вечною славой
мгновенная смерть!
Я хотела бы сказать, что, прежде всего война испытала людей на крепость духовную и физическую, обнажила человеческую сущность каждого, дала ему объективную оценку, глубинные чувства патриотизма – это ГЕРОИЗМ.
Война, как экстремальное явление вызвала среди людей сплоченность, понимание, единство людей, гражданское согласие всех социальных групп.
Конкретными поступками, всеми своими занятиями показала верность советскому строю, выбору, свою приверженность высшим общечеловеческим ценностям, идеалам свободы, чести и независимости.
Фронт был местом почетным для истинного патриота.
Люди перешагнули границы страха, вызванными военной освобождаемостью от фашизма страны, увидели иную жизнь, познакомились с бытом, традициями и общественным строем других народов и государств.
Могучий красивый парень, вернулся с фронта изрешеченный пулями и осколками, болями от ран и контузий. А сколько не вернулось таких, как тот прекрасный человек???
Трудно писать о тех, кого не видел, кого незнаешь. Трудно, но нужно. Как бы мы не относились теперь к тем событиям, все равно должны знать, за что погибли люди? Никто из них не хотел умирать. Это были мужественные люди, только они могли отдать свою жизнь за счастье других.
Счастье, в которое они свято верили, но которое самих их едва коснулось.
Из письма: (слайд)
«Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют
Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще письмом убьют!»
И все таки мы еще не все сказали об Великой Отечественной войне всего, что болит на душе каждого из нас .Сколько будут одолевать фронтовые раны, тех, кто воевал, пока будут ходить к обелискам матери и дети погибших в Великой Отечественной войне.тема эта останется для нас живой.
Закончилась война
Для каждого, кто коснулся её, она была своя. Своя война. Жизнь тоже. Мы помним прошлое. Мы приносим цветы к памятникам погибших.
VII. Показ документального фильма « Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны » (учитель НВП)
Звучит песня «День Победы».
Сегодня мы с вами раскрыли основные моменты войны, показали, что война приносит горе и утраты, дружбу людей всех национальностей в годы испытаний. Думаю, что люди участвовавшие в войне, достойны того, чтобы о их жизни узнавала вся страна. Именно такие люди сделали историю нашей страны, дали основу дню сегодняшнему.
(слайд)
Помните!Через века, через года – помните!О тех, кто уже не придет никогда, – помните!Не плачьте!В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!Хлебом и песней, мечтой и стихами,жизнью просторной, каждой секундой,каждым дыханьем будьте достойны!Люди!Покуда сердца стучатся, – помните!Какою ценою завоевано счастье, – помните!Песню свою отправляя в полет, – помните!О тех, кто уже никогда не споет, –
помните!Детям своим расскажите о них,чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!Во все времена бессмертной Землипомните!К мерцающим звездам ведя корабли, -о погибших помните!Встречайте трепетную весну,люди Земли.Убейте войну,прокляните войну,люди Земли!Мечту пронесите через годаи жизнью наполните!..Но о тех, кто уже не придет никогда,заклинаю, помните!
Р. Рождественский
Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в каждом благородном человеческом сердце. Мы убеждены, что память людская – самый вечный, самый нерушимый памятник Победы.
VII. Выставка книг, посвященная войне (библиотекарь)
Давайте встанем и почтим минутой молчания память тех людей, кто отстоял свободу и независимость нашей страны
Прошу всех встать!(1мин.) Прошу садиться!