Статья Создание условий для реализации ФГОС ОВЗ в МБОУ СОШ №37 г. Каменска-Уральского Свердловской области

Создание условий для
реализации ФГОС ОВЗ в   МБОУ СОШ №37.
Автор: заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 37 г. Каменска-Уральского
Свердловской области.

Для реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 гг.  в Программу развития МБОУ СОШ №37 были внесены изменения и спланированы дополнительные мероприятия, направленные на создание условий для реализации ФГОС ОВЗ.
В настоящее время  тема инклюзии в России  является актуальной, и в  числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы - повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешная адаптацию их в социуме.
В связи с введением Стандартов в сферу профессиональной компетенции педагога, работающего в общеобразовательной организации, входит новый круг задач, обеспечивающих развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно научиться  применять знания возрастной психологии и психологии развития  к решению задач педагогического проектирования, сопровождения,  мониторинга, а также управления процессами развития в образовательной среде обучающихся с ОВЗ и организационного сотрудничества педагогов, администрации, специалистов служб сопровождения данной категории детей.
В 2016-2017 учебном году в Среднюю школу № 37 родители представили медицинские документы, в результате четверо учащихся обучаются по индивидуальной образовательной программе как дети с ОВЗ и трое детей инвалидов.
Педагогическим коллективом накоплен опыт работы с семьями, у которых есть дети с ОВЗ. В этих семьях существует много проблем: социальные, психологические, материальные. Поэтому они требуют особого внимания, специальных психолого-педагогических, знаний и особых условий в учебно-воспитательном процессе.
Творческой группой педагогов школы был написан План создания  условий для  реализации ФГОС ОВЗ.
За один учебный год невозможно осуществить полностью реализацию условий ФГОС ОВЗ, но администрация и педагогический коллектив сделали многое:
- обеспечение специалистами: логопед, психолог, фельдшер, педагоги дополнительного образования, ассистент;
- 70% педагогов прошли курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС ОВЗ» на базе УРГПУ г. Екатеринбурга;
- приобрели комплекты учебников, включенных в федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в соответствии с утвержденным в образовательной организации учебно-методическим комплексом;
- оснащены техническими средствами обучения кабинеты математики, русского языка, биологии, химии, географии, английского языка, технологии, музыки, ИЗО, спортивного зала и медицинского кабинета, логопеда и информатики, библиотеки;
-осуществлена установка программы увеличения изображения на экранах компьютеров и установка кнопки вызова сотрудника школы для оказания
помощи;
- обеспечение повышения качества образования путем совершенствования использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса: дистанционное обучение, интерактивные доски, кабинет-лаборатория, видео-класс, вэб камеры; - участие школьников с ОВЗ в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах с помощью сети Интернет; - ведение электронного журнала и электронного дневника обучающегося;
- использование тренировочного компьютерного тестирования в урочной деятельности для подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ; - проведение педсоветов, методических семинаров посвященных проблемам обучения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов; - участие педагогов в различных Интернет конкурсах.
Таким образом, в школе выстроена система работы для реализации ФГОС ОВЗ по различным направлениям:
-организационное;
-нормативное;
-кадровое и;
- методическое;
-информационное.
План создания  условий для  реализации ФГОС ОВЗ

Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты

Организационное обеспечение.

1.
Создание рабочей (инициативной проектной) группы по внедрению ФГОС ОВЗ.
Март 2016 г.
Директор ОУ,
зам. директора по УВР
Приказ «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС ОВЗ». Создание определений функционала рабочей группы.

2.
Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ОВЗ в ОУ.
Март 2016 г.
Зам. директора по УВР.
Система мероприятий, обеспечивающих введения ФГОС ОВЗ.

4.
Педагогический совет «Проблемы введения ФГОС ОВЗ»
Август 2016 г.
Зам. директора по УВР
Ликвидация профессиональных затруднений.

6.
Анализ условий ресурсного обеспечения реализации АООП  в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
май 2016 г.
Рабочая группа
Оценка условий с учётом требований ФГОС ОВЗ.

7.
Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
Май – август 2016 г.
Зам. директора по УВР
План ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

8.
Анализ соответствия материально-технической базы реализации АООП  действующим санитарным, противопожарным и др. нормам, нормам охраны труда работников ОУ.
2016-2017 уч.год
зам. директора по АХЧ
Приведение материально-технической базы в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ.

9.
Комплектование школьной библиотеки материалами и документами в соответствии с ФГОС ОВЗ. Анализ имеющегося библиотечного фонда для реализации ФГОС ОВЗ.
Апрель – август 2017 г.
Зав. школьной библиотекой, зам. директора по УВР
Наличие в ОУ необходимых документов. Оснащённость школьной библиотеки в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

10.
Экспертиза условий, созданных в ОУ для внедрения и реализации ФГОС ОВЗ
Май-август 2017г.
Зам. директора по УВР
Оптимизация условий ОУ для внедрения и реализации ФГОС ОВЗ

12.
Мониторинг внедрения ФГОС НОО ОВЗ
Постоянно
Зам. директора по УВР.
Оценка внедрения  ФГОС ОВЗ.

II.Нормативное обеспечение введения ФГОС ОВЗ

1.
Подготовка приказов и локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ОВЗ, доведение их до всех заинтересованных лиц.
Август - сентябрь 2016 г.
зам. директора по УВР
Банк локальных актов ОУ.

2.
Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ
Август - сентябрь 2016 г.
зам. директора по УВР
Банк локальных актов ОУ.

3.
Внесение изменений в Программу развития ОУ
Август - сентябрь 2016 г.
Рабочая группа по разработке Программы развития ОУ, зам. директора по УВР
Программа развития ОУ.

4.
Разработка АООП  с учётом предметных результатов формирования УУД.
При необходимости, по запросу
Зам. директора по УВР.
АООП НОО.

6
Разработка Программы коррекционной работы для детей с ОВЗ
Август - сентябрь 2016 г.
Зам. директора по УВР.
Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ

5.
Разработка Программы внеурочной деятельности ОУ с учётом системы воспитательной работы школы, личностных и метапредметных результатов.
Май – август 2017 г.
Зам. директора по ВР
Программа внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

III.Кадровое и методическое обеспечение

1.
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ.
Март – апрель 2016 г.
Зам. директора по УВР
План курсовой подготовки перехода на ФГОС ОВЗ.

2.
Изучение в педагогическом коллективе нормативных документов ФГОС ОВЗ
В течение уч. года
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР
Знание требований ФГОС к структуре АООП, к условиям реализации, результатов освоения программы.

3.
Разработка адаптированных рабочих программ по учебным предметам.
При необходимости, по запросу
Зам. директора по УВР учителя-предметники 1-х классов
Согласование и утверждение АРП.

4.
Тематические консультации, семинары-практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС ОВЗ.
В течение уч. года
Администрация ОУ
Ликвидация профессиональных затруднений.

5.
Организация ВШК по вопросам реализации ФГОС ОВЗ.
В течение уч. года
Зам. директора по УВР
Отслеживание результатов внедрения ФГОС ОВЗ.

IV.Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

1.
Организация участия педагогических работников в работе сетевого сообщества по введению и реализации ФГОС ОВЗ
В течение уч. года
Зам директора по УВР
Создание условий для ликвидации профессиональных затруднений

2.
Информирование родителей обучающихся о подготовке к внедрению ФГОС ОВЗ и результатах их введения через сайт ОУ.
В течение уч. года
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, зам. директора по информатизации
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ОВЗ.

3.
Обеспечение публичной отчётности школы о ходе и результатах введения ФГОС ОВЗ
В течение уч. года
Зам. директора по УВР
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ОВЗ.


Работа с семьями, где есть дети с ОВЗ, очень сложная. Предстоит решить многие проблемы: кадровые и организационные, материальные и технические. Процесс обучения детей с ОВЗ полезен не только детям с ОВЗ, но и детям с обычными образовательными потребностями, т.к. они получают уроки толерантности: учатся понимать, принимать и помогать своим сверстникам. Педагоги получают опыт работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ и повышают профессиональное мастерство в практической деятельности.
30.10.2016г.

15