Доклад к круглому столу по вопросу «Организация межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении детей с использованием возможностей учреждения МОУ ДОД Дом детства и юношества» г. Миллерово
Доклад
к круглому столу по вопросу
«Организация межведомственного взаимодействия по
противодействию жестокому обращению и насилию
в отношении детей с использованием возможностей
учреждения МОУ ДОД
Дом детства и юношества»
Подготовила:
Степанова Светлана Владимировна
педагог-психолог
I квалификационной категории
Миллеровского
Дома детства и юношества.
Почтовый адрес:
Ростовская обл.
г. Миллерово
ул. Ленина 22
346130
Рабочий телефон:
(86385)2-66-64
Организация работы МОУ ДОД
Дома детства и юношества по противодействию
жестокому обращению и насилию в отношении детей.
Жестокое обращение – это когда:
Ребенка не слушают
Не заботятся о здоровье ребенка
Ребенка лишают родительской ласки
Манипулируют ребенком
Не считают нужным отправлять ребенка в школу
Ребенку показывают порнографические материалы
Ребенка оставляют без присмотра
Ребенка бьют или причиняют ему вред часто потому, чтобы сорвать зло
Разрушают у ребенка уверенность в себе, понижают самооценку
Дразнят и унижают ребенка
Ребенка оскорбляют
Не заботятся о том, чтобы ребенок был чисто одет и накормлен и др.
Основные задачи ОУ по защите детей от жестокого обращения:
Внимательно относится к внешним (а также скрытым) проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
Своевременно проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми ( просвещение педагогического коллектива, родительского сообщества и детей, осуществление межведомственного взаимодействия).
Определение физического насилия
Неслучайное (причиняющее боль) телесное повреждение, нанесенное ребенку родителем, опекуном или кем-либо, заботящемся о ребенке
Телесное повреждение, которое, в общем, оставляет какой-то след или повреждение внутренних органов
Факторы, принимаемые во внимание педагогами, при поступлении ребенка в д/о
Брошенный родителями, ребенок сирота ( или родители лишены
прав) - ребенок «группы риска»
Неполноценно питающийся, обезвоженный –внешний вид
Больной, имеющий телесные повреждения
Находится без надзора, маленького возраста
Физический уход и гигиена
Несезонная одежда
Образовательная безнадзорность
(педзапущенность)
Неадекватное поведение
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами:- физическое,- сексуальное (развращение),- психическое (эмоциональное) насилие,- пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
Признаки физического насилия над ребенком:
различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ссадины, ушибы, ожоги и т.д.):
в разных частях тела;
разные по времени возникновения;
непонятного происхождения;
имеют любую форму предмета;
а также нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность, которая происходит при повреждении любых органов тела.
Наиболее яркими поведенческими и психологическими признаками физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей:
малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция;
негативная реакция на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);
стеснительность, избегание контактов со сверстниками;
поведение «маленького старичка»;
предпочтение игр только с маленькими детьми, а не со сверстниками;
агрессия, тревожность в отношениях с другими людьми;
страх взрослых, страх физического контакта;
боязнь идти домой;
повышенная тревога, когда плачут другие дети;
тики, сосание пальцев, раскачивание и др.
В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения детей.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим нарушениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей.
Сексуально оскорбительные действия наносят детям глубокую травму, и реакция на нее может проявляться различными способами. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большой мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов.
Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию.
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно-психические расстройства, возникшие без видимой причины.
Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению; изменение ролевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.
Особенности поведения ребенка вследствие эмоционального насилия:
Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию:
задержка речевого развития и восприятия;
задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.);
соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.д.);
агрессия в отношениях со сверстниками и сиблингами;
агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.);
неуважение и недоверие к взрослым;
демонстрация псевдозрелости псевдонезависимости как защиты;
утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;
низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
внешний локус контроля;
тревожность;
уступчивость, угодливость;
коммуникативная некомпетентность;
склонность к уединению;
аффектно-тревожное восприятие одиночества;
личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства);
суицидальные попытки.
Признаки отсутствия заботы о ребенке:
Формы пренебрежения нуждами ребенка:
оставление ребенка без присмотра;
непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
непредоставление медицинской помощи ребенку;
отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
отсутствие возможности получения адекватного образования и др.
Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:
отказ от ребенка;
недостаток заботы;
отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;
нехватка медицинской помощи;
недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу;
недостаток необходимого питания;
нехватка необходимого крова.
Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.
Алгоритм действий сотрудников ОУ в случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
Педагоги дополнительного образования немедленно осведомляют руководителя ОУ о выявленном случае факта жестокого обращения с ребенком;
Руководитель ОУ немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы Управления Образованием, опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взятия его на учет, как находящегося в социально-опасном положении;
Руководитель ОУ с социально – психологической службой учреждения и руководителем детского объединения немедленно проводит совещание, направленное на разработку и уточнение плана осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении данного ребенка в детском сообществе;
Социально – психологическая служба ведет работу по всем направлениям в отношении ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию (постановка на учет у педагога-психолога, осуществление коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий, консультаций).
Профилактическая работа ОУ по теме жестокого обращения с детьми:
Первичная профилактика (первый уровень) - меры, направленные на всех участников образовательного пространства: выявление детей «группы риска», детей находящихся в сложных жизненных ситуациях. Составление социального паспорта детских объединений и всего учреждения в целом. Проведение тематических методобъединений педагогов , родительских собраний и всеобучей, проведение консультативных мероприятий с детьми, педагогами и родителями по специфичным темам.
Вторичная профилактика (второй уровень) – проведение мероприятий с детскими объединениями (скрининговая диагностика) , направленных на дополнительную диагностику тех детей (ребенка), который находится в социально-опасном положении, находится в ситуации повышенного риска, с целью определения дальнейшего маршрута психологического сопровождения ребенка в УДОД .
Третичная профилактика (третий уровень) – непосредственная коррекционно-развивающая работа с детским объединением в состав которого входит ребенок (или индивидуальная работа с ребенком (по желанию и с его согласия, согласия представителей ребенка) в тех случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение повторения насилия в будущем.
Четвертый уровень профилактики - регулярное и систематическое психолого-педагогическое сопровождение ребенка в УДОД (наблюдение).
Основные принципы организации профилактических мероприятий:
Профилактическая деятельность должны быть долгосрочной и предусматривать повторяющееся воздействие, т. е. включена в перспективный план работы и отдельный план работы с «детьми группы риска».
Профилактические мероприятия включают все направления работы педагога-психолога для всех участников образовательного пространства (родители - дети - педагоги).
Профилактические мероприятия адаптированы к специфики работы учреждения и всей системы обучения в дополнительном образовании (образовательном учреждении).
Чем выше уровень риска, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться. Но не должны носить навязчивый характер для ребенка.
Профилактические мероприятия должны усиливать «защитные» механизмы развития личности ребенка.
Основные подходы к организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми:
Подход, основанный на доверительном отношении ребенка к личности педагога;
Стимулирования интереса и развития мотивации у детей посещений детских объединений;
Подход, основанный на формировании нормативного социального поведения.
Применяемые профилактические программы (коррекционно-развивающие, адаптационные).С детьми:
« Я и другие Я» - психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков; М.Ю. Григорьева.
Адаптационная программа «Я – школьник» Синдякова Т.А.;
Тренинг «Формирования коммуникативных умений и навыков», тренинг «Барьеры общения»;
Программа тренинговых занятий «Лидер и его команда»;
Программа тренинговых занятий «Умеем ли мы общаться?»
Психологические часы «Основные законы бесконфликтного существования», тематические занятия « Эмоции и здоровье»;
Тематические занятия и беседы педагогов ДО с детьми.
С педагогами:
Разработки к педсоветам по профилактике жестокого обращения с детьми (деловые игры, тренинги, семинары).
Программы групповых консультаций с педагогами.
С родителями:
Индивидуальные беседы и консультации педагогов дополнительного образования и педагога-психолога;
Родительские собрания с проведением тренингов и семинаров.
Формы и методы профилактической работы
Формы и методы работы
Краткая характеристика
Лекция, чтение (семинары, родительские собрания, педсоветы)
Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации. Недостатком является то, что лекция ставит участников в пассивную позицию слушателей.
Аудиовизуальные средства (презентации, слайды, просмотр фильмов)
В сочетании с последующим обсуждение аудио-визуальные средства могут повысить степень усвоения материала обучаемыми
Использование наглядных пособий (буклеты и памятки)
Используя наглядные пособия, ведущий тем самым помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием.
Использование наглядных пособий (буклеты и памятки)
Используя наглядные пособия, ведущий тем самым помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием.
Обучение практикой действия
Ролевые игры или проигрывание ситуаций помогают участникам проанализировать свои чувства, мысли и действия в некритической обстановке.
Формы работы с семьей:
Индивидуальные:
Психолого-педагогические консультации;
Педагогические поручения (привлечение родителей к организации различных мероприятий – выставки, поездки, конкурсы);
Групповые:
Психолого-педагогические лектории (разовые мероприятия, посвященные конкретной теме – ШРЭР «Первые шаги»);
Родительские собрания в детских объединениях.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ по защите детей от жестокого обращения
Международные нормативные акты (Конвенция о правах ребенка).
Федеральное законодательство (Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, письмо Минобрнауки России от 01 октября 2008 г. № 06-1423 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»).
Локальные нормативные акты (устав ОУ и др.).
ПОДРОБНЕЕ:
Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты:Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 – о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).
Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).
В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие. Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).
Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года).
Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)
В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания. В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей: 1/ семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении; 2/ семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направлена на своевременное выявление таких детей и семей, а также на их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года): Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится. Правовым основанием здесь является постановление органа местного самоуправления. В его основе должен лежать акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства. В постановлении констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для жизни и здоровья обстановке и дается указание о его немедленном отобрании. Существует установленная последовательность действий в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего:- незамедлительно уведомить об этом прокурора (в некоторых случаях прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, совершивших общественно опасное деяние);- временное устройство отобранного ребенка (в воспитательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты);- предъявление иска в суд об ограничении или лишении родительских прав (иск может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, дошкольными и образовательными учреждениями, прокурором).
Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).
Ограничение родительских прав – это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Оно допускается также в случаях, когда оставление ребенка с родителями, вследствие их поведения, является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав. Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев (в интересах ребенка и до истечения этого срока) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав (ст.73СК). При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. Такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия. Допускаются они с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;- злоупотребляют своими родительскими правами;- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;- совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.При решении вопроса о восстановлении родительских прав суд должен учитывать мнение ребенка, а если ребенку исполнилось 10 лет, то восстановление родительских прав возможно только с его согласия.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.) наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения.
Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.
Литература
Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. – М., 1995
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб., 1995
Комплексная программа по профилактике социального сиротства, ре
билитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003
Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы / Насилие и социальные изменения: Ч 1 – М., 2000
Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия / Под ред. Л.С. Алексеевой – М., 2000.
Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье / Под ред. Ю.П.Платонова. – СПб., 2002
Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство – М., 2000
Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. – М., 2000
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001
Социальная работа: опыт и перспективы / Под ред. Э.А. Манукян. – М., 2001
Шульга Т.И., Слот В.И. и др. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001
Приложение
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115