ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Будянская средняя школа»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Гичёв Игорь Иванович,
учитель физики
8 (02-241) 20-5-84;
e-mail:Gichev1@yandex.ru Раздел I. Информация об опыте
1.1.Тема опыта: использование технологии развития критического мышления как средство обеспечения учебной успешности учащихся.
1.2 Актуальность опыта
В современных условиях отправной точкой в осуществлении учебного процесса остаются актуальными принципы: учебные занятия – это открытие, исследование, осмысление, оценка результативности деятельности и углубление полученных знаний. И как результат – интеллектуальное и духовное развитие ученика, а не просто передача знаний. Эти принципы лежат в основе образовательной технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Особую актуальность данный опыт приобретает и в связи с концепцией построения содержания учебного предмета «Физика». [1] В основе которой лежит личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса. А в качестве задач изучения физики является не столько накопление информации, знание фактов, законов, сколько развитие мышления, усвоение способов мыслительной деятельности, умения сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, находить пути решения проблем.
Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению представляется мне инструментом, который позволяет в большей степени реализовать эти задачи.
1.3 Цель опыта: обеспечение повышения мотивации к предмету за счет учебной успешности учащихся на основе применения технологии развития критического мышления.
1.4 Задачи опыта:
1. Изучить теоретические основы технологии развития критического мышления (ТРКМ).
2. Проанализировать опыт учителей-физиков, их приемы и методы работы с использованием данной технологии.
3. Разработать уроки, комплект методических пособий, необходимый для использования в процессе обучения.
4. Апробировать разработанный материал на практике, проверить его эффективность.
1.5 Длительность работы над опытом
Опыт формировался в течение 3 лет.
Процесс изучения эффективности использования технологии развития критического мышления включал:
1) подготовительный этап (изучение структуры урока, методов и приёмов ТРКМ, особенностей их применения на этапах урока и различных типах уроков);
2) этап практической реализации (разработка уроков, «кластеров», анализ их результативности и эффективности использования на этапах урока и различных типах уроков);
3) этап обобщения опыта (оформление методических наработок, проведение открытых уроков, презентация опыта).
2. Описание опыта
2.1 Ведущая идея опыта: эффективность процесса обучения физике можно обеспечить на основе применение на уроках технологии развития критического мышления за счет обеспечения учебной успешности учащихся.
Сущность опыта заключается в создании системы обучения, развития и воспитания учащихся средствами предмета “Физика”, ориентированной не только на достижение учащимися требований учебной программы, но и на формирование личности, способной к творческому осмыслению, освоению и применению опыта предшествующих поколений, готовой к сознательному выбору дальнейшей профессии, умеющей адаптироваться в мире огромного потока информации, способной прогнозировать последствия своей деятельности и критически её оценивать, основанной на применении технологии развития критического мышления.
2.2 Описание опыта
До того, как я начал использовать технологию РКМ сам себе не раз задавал вопросы:
1. Может ли технология РКМ использоваться при изучении физики?
2. Какие границы применения технологии РКМ в практике?
3. Как разработать и провести интересный урок или серию уроков по технологии?
4. Могут ли мои ученики через алгоритмизацию освоить технологию РКМ?
5. И вообще, что такое «критическое мышление»?
Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Думать критически это:
Проявлять любознательность
Использовать исследовательские методы
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять планомерный поиск ответов
Вскрывать причины и последствия фактов
Сомневаться в общепринятых истинах
Отстаивать свою точку зрения
Быть внимательным к аргументам оппонента.
Технологию развития критического мышления предложили в середине
90-х годов XX века американские педагоги Джини Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в пособии «Развитие критического мышления» [2]. Она состоит из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме. Учитель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, « верные - неверные утверждения», «3-Х-У»), позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.
Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой стадии является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» «не знал», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.
Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.
Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие), кластер, концептуальная таблица.
Данная структура подкреплена конкретными методическими приемами, связанными с технологией развития критического мышления. (Приложение 1)
Если посмотреть на три этапа с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не новые для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно звучит «актуализация знаний», а «осмысление» не что иное, как часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоенного. В чём же тогда отличие? Что нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны есть в методических приёмах, ориентированных на создание условий для свободного развития личности ученика. На каждой стадии урока я использую определённые приёмы работы, которые позволяют включить учащихся в совместную деятельность.
На стадии вызова я часто использую такой приём как «мозговая атака», т.е. вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Например тема : «Закон Кулона».
Ребятам предлагается записать в тетрадь всё, что они знают про заряд, элементарные частицы (состав атома). Вначале учащиеся работают индивидуально, затем в парах, а затем обмениваются полученными результатами в группах:
- заряд, характеризует электромагнитные взаимодействия
- заряды бывают положительные и отрицательные
- элементарные заряды: протон и электрон
-ядро имеет положительный заряд
- в состав ядра входят нейтроны и протоны
- порядковый номер таблицы Менделеева показывает число электронов
- число электронов равно числу протонов
- атом электрически нейтрален
- основная масса атома приходится на ядро
Затем прошу записать учащихся всё, что они знают о взаимодействии зарядов:
- одноименные заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются
- между электронами и ядром действуют силы
- электроны движутся с центростремительным ускорением
Как показал опыт работы, определённый интерес вызывает у детей составление и работа с кластером. Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди.
Правила составления кластера просты. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой или которые уже выбрал ученик из текста.
Работу с кластером на протяжении всего урока покажу на примере изучения темы «Заряд. Элементарные частицы». Прошу учащихся, просмотрев параграф, выделить смысловые блоки, по которым мы будем изучать данную тему. (Эти блоки могут быть предложены и учителем.) Таким образом, учащиеся выходят на целеполагание.
Следующий шаг: предлагаю обсудить в парах и сделать предположения по данным вопросам. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи предположений, ответить на вопросы по систематизации, подтвердить или опровергнуть предположения, расширить знания по данной теме, предлагаю текст учебника. Таким образом, продолжается работа с данным приёмам и на стадии осмысления содержания; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».
На стадии рефлексии ученики презентуют свои кластеры. (Приложение 2) На данном этапе стараюсь, чтобы учащиеся представляли материал системно с установлением причинно-следственных связей между «гроздями». Логическим завершением работы над темой урока является выход на домашнее задание: учащимся представляется возможность подготовить выступление или выполнить творческое задание.
Кластер может быть составлен и по всей главе. В этом случае организовываю деятельность учащихся на каждом уроке по выделению смысловых единиц, установлению причинно-следственных связей между ними – кластер разрастается. Подобные схемы удобно затем использовать на уроках обобщения и систематизации знаний, при подготовке к выпускным экзаменам и ЦТ в качестве умной «шпаргалки».
Приём «Кластер» применяю во время учебных занятий, начиная с 7 класса. Возрастная специфика выражается в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. Организовывая подобную работу с учащимися 7,8 классов, мы совместно озаглавливаем смысловые блоки.
При работе с кластером дети лучше усваивают материал. Им легче воспроизвести изучаемое, видя перед собой графическое изображение.
Для большинства учащихся после завершения обучения основным и главным источником знаний является книга. От уровня сформированности работы с текстом зависит успешность их дальнейшего обучения. Эффективным в этом отношении является приём инсерт.
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.(interactive- интерактивная, noting –размечающая, system- система, effective -для эффективного, reading and- чтения и thinking -размышления).
Приём чтение с пометками применяю при изучении информационного материала. Прошу, чтобы во время чтения текста ребята на полях делали следующие пометки: «V»- эта информация мне знакома, «-»- эта информация мне не знакома, «+»-эта информация для меня новая, «?»-по этому вопросу хочу получить сведения (хочу узнать).После прочтения текста и расстановки пометок на полях предлагаю заполнить маркировочную таблицу, записывая в нее только ключевые слова или фразы. Каждый ученик индивидуально читает текст, проставляя знаки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.
Часто в продолжение данной работы прошу ребят содержание заполненных таблиц обсудить с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в таблицах, предложить всему классу для обсуждения.
Восприятие информации происходит активно, так как, с одной стороны, необходимость ставить знаки «привязывает» к тексту, с другой стороны – чтобы выставить тот или иной знак, учащийся должен сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. Следовательно, познавательная деятельность ученика становиться не только активной, но и «вдумчивой», так как он осмысливает собственное понимание.
Самый простой и очень эффективный приём – это составление таблицы «3-Х-У» ( «Знаю – Хочу узнать – Узнал». На стадии вызова, проводя беседу с учащимися, каждый выясняет, что "Что я знаю?" по данной проблеме. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Сочетание индивидуальной и групповой работы позволяют каждому ученику актуализировать свои знания, опыт и услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
На стадии осмысления в процессе работы с текстом формируется представление, чего же ребёнок не знает, "Что хочу узнать?". На стадии рефлексии учащийся соотносит «новую» и «старую» информацию. Размышления и обобщения возвращают к графе таблицы “Что узнал”.
Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все её любят. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в локаничной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». [4, с.37]. Это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому участнику даётся 3-5 минут на то, чтобы написать синквейн. Правила написания синквейна: 1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (два, три глагола);4 строка – фраза из четырех, пяти слов, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное.
В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия, так и при изучении достаточно объёмного материала.
В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном.
Использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Стихотворения – синквейны представлены в Приложении 3. Все представленные в опыте приёмы ТРКМ эффективны для организации обратной связи.
Выбор приёмов ТРКМ на каждом уроке зависит от целей урока; результатов, которые прогнозируются; содержания конкретной темы; уже сформированных умений учащихся.
В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую ТРКМ как на уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. (Приложение 4)
2.3 Результативность и эффективность опыта
Для оценки результативности и эффективности опыта были использованы следующие критерии:
1) динамика качества знаний учащихся за период изучения физики в школе;
2) умение работать с учебником, дополнительной литературой;
3) способность учащихся преобразовывать и представлять информацию;
4) умение взаимодействовать в группе и коллективе;
Разные приёмы развития критического мышления, опробированые мной на протяжении нескольких лет, дают свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость, уровень усвоения и качество знаний улучшились.(Приложение 5)
Учащиеся в определённой степени исследователи, которые заинтересованы как в процессе так и в конечном результате работы. На таких уроках практически не бывает низких отметок, тем самым снимается нервозность, что немаловажно для здоровьясбережения.
Использование технологии критического мышления способствует повышению уровня мотивация школьников к учению и их компетенций.
Наиболее успевающие учащиеся результативно выступают на олимпиадах по физике.(Приложение 5)
В рамках обмена опытом мной были проведены открытые уроки физики на районном МО заместителей деректоров по учебной работе в 2015 г. и МО учителей физики города и района в 2016 г. В 2017 г. на районном этапе Республиканского конкурса «Учутель года» в номинации учителей физики, математики и информатики я занял первое место и буду представлять Кричевский район на областном этапе конкурса. .
3.Заключение
Анализируя свой опыт и опыт коллег, пришел к выводу, что использование технологии развития критического мышления позволяет:
1) спровоцировать и организовать активную мыслительную деятельность учащихся, что позволяет формировать мотивацию и интерес к изучению предмета;
2) развивать у учащихся смыслотворчество: ученик сам для себя формулирует цели обучения;
3) научить детей учиться;
4) развивать рефлексивные способности учащегося через рассуждение, соотнесение того что он знал, хотел узнать, и что узнал;
5) создавать оптимальные условия для учебной успешности учащихся.
Опыт даёт хорошие результат при выполнении следующих условий:
- владение учителем технологией построения учебной деятельности на основе трехфазовой модели мыслительного процесса;
- владение учителем методами и приемами организации учебной деятельности;
- умение анализировать действия своих учеников и собственные действия;
- стремление к созданию обучающей среды, обеспечивающей благоприятный климат обучения;
- наличие у учителя критического мышления.
Безусловно, для того, чтобы были результаты, необходимо работать в системе.
Список использованных источников
1. Концепция учебного предмета «Физика».
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2002, -173 с.
4. Викентьева И. Ода синквейну/ И.Викентьева.- Перемена.-2002.- №3.
5. Пазлевіч, А.У.Успалучэнні знака, схем, колера/ А.У.Пазлевич //Настан.газ. –2013. – 10 кастр. – С.14.
6.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд-во “Альянс-Дельта”, 2003.
7. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке истории. - Спб., 2001. - 81 с.
Приложение 1. Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы (по: Стил Дж. , Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. , 1997)
Стадия (фаза)
Деятельность педагога
Деятельность учащегося
Возможные приемы и методы
1. Вызов (evocation)
направлена на:
- вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;
- активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
направлена на:
- вспоминание того, что ему известно по данному вопросу;
- выдвижение предположений;
- систематизацию информации до изучения нового материала;
- формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.
составление блока «известной информации»:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
- выбор среди верных и неверных утверждений;
- перепутанные логические цепочки.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
2. Осмысление содержания (realization of meaning)
направлена на:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
направлена на:
- восприятие (аудийное, визуальное), текста;
- использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации).
методы активного чтения/восприятия:
- маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+»,
«-», «?»;
- ведение различных записей с таблицами «известная информация/новая информация»);
- поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах.
3. Рефлексия (reflection)
направлена на:
возвращение учащихся к первоначальным записям-предположениям;
- внесение изменений, дополнений;
- творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
направлена на:
- сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания).
- заполнение кластеров, таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ;
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Приложение 2.
Кластер. «Заряд. Элементарные заряды».
Приложение 3. Стихотворение - синквейн. Физика.
Исследовательская, интересная.
Исследует, развивает, обобщает.
Физиканаука о природе.
Законы.
Молекулы.
Невидимые, реальносуществующие.
Движутся, взаимодействуют.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.
Ядерные силы Сильные, короткие. Удерживают, стабилизируют.Сильнейшие в природе. Сила.
Линзы
Собирающие, рассеивающие.
Увеличивают, уменьшают, исправляют.
Глаз – это оптическая система.
Фокус.
Ток
Направленный, упорядоченный.
Двигает, лечит, освещает.
Движение зарядов в проводнике.
Электричество.
Приложение 4.
Урок по теме "Температура" в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.
Цели урока: знание учащимися определения температуры, различных способов её измерения и видов шкал, связи температуры с другими величинами.
Задачи урока:
рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы,
сформировать понятие о температуре,
познакомить учащихся со способами ее измерения.
№
Стадия урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Вызов
Учитель раздает на каждую парту термометр сосуд с водой, задает учащимся вопрос: “Какой измерительный прибор они видят? Какая физическая величина может быть измерена данным прибором?” Просит их измерить температуру воды в сосуде.
Ученики отвечают на вопрос учителя и измеряют температуру воды. Прибор для измерения температуры называется термометром, служит он для измерения температуры.
Учитель задает вопросы: “А что такое температура? Как бы вы дали определение этой физической величине? Что вы знаете о температуре?” После обсуждения в парах на доске учитель записывает разные мнения учащихся.
Учащиеся сначала в своих рабочих тетрадях записывают все, что они помнят и знают о температуре и способах ее определения. Затем обсуждают записанное с соседом по парте, дополняя новые сведения.
Учитель показывает, что в основу я введения понятия температуры нельзя положить ощущения человека. Дает понятие динамического равновесия.
Ученики предлагают для определения температуры использовать опыт и наблюдения за окружающими телами.
2.
Осмысление
содержания
Учитель выдает учащимся текст об измерении температуры или учащиеся работают с параграфом учебника, отмечая на полях.
Ученики читают текст, ставя на полях условные значки:
v- знаю
+ -новая информация
- не знаю
? – есть вопросы, сомневаюсь
Учитель просит учащихся составить в тетрадях маркировочную таблицу:
- что знаю
- что узнал нового
- не согласен
- есть вопросы
Ученики составляют самостоятельно маркировочную таблицу (можно использовать прием кластер).
Учитель обсуждает выполненное задание вместе с детьми.
Ребята вместе с учителем акцентируют внимание на определениях динамического равновесия и температуры как величины, характеризующей состояние теплового равновесия. Сравнить температуру и массу тела. Указать способы измерения температуры.
3.
Рефлексия
Учитель на доске изображает таблицу.
Ученики заполняют таблицу.
Учитель возвращает учеников к приборам, которые лежат у них на партах и спрашивает: “ Какие жидкости используются в термометрах?”. Учитель просит учеников дома подумать: “ Почему в горячей воде спиртовой и ртутный термометры показывают разные значения? Как можно измерить температуру без использования жидкостных термометров?
Ученики отвечают на вопросы учителя. В ходе проведения урока у учеников возникли новые вопросы: “ Почему в шкале Кельвина температура может принимать только положительные значения? Почему существует абсолютный нуль температур? Почему он недостижим?”
Маркировочная таблица, которую учащиеся заполняют на этапе осмысления и рефлексии.
1. Происхождение.
От лат. Temperature – надлежащее смещение
2. Определение величины.
Температура – физическая величина, характеризующая состояние теплового равновесия термодинамической системы и измеряемая термометром в кельвинах.
3. Что определяет.
Степень отклонения теплового состояния системы от предыдущего состояния равновесия, среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул тела.
4. Температурные шкалы.
Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина.
5. Обозначение.
T (в шкале Кельвина), t (в шкале Цельсия и Фаренгейта).
6. Единица измерения
0С, К (Кельвин).
7.Способ измерения.
Прямой.
8. Приборы для измерения.
Термометры, термисторы, газовые термометры.
9. Связь с другими величинами.
Е=3/2 кТ, Р=nkT
10.Границы применимости.
Применяется только для систем, состоящих из большого числа частиц.
11. Характеризуемое свойство.
Состояние термодинамического равновесия макроскопической системы.
Приложение 5.
Динамика качества знаний по физике в 11 классе.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Динамика качества знаний по физике в 10 классе.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Динамика качества знаний по физике в 9 классе.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результативность участия в республиканских олимпиадах по физике.
Учебный год
Предметные олимпиады
I этап (количество победителей, участников II этапа олимпиады )
II этап (количество дипломов)
2013/2014
2
I степени
2014/2015
3
II Степени, 1- III степени
2015/2016
4
2- II Степени, 1- III степени
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115
Root EntryКачество знаний_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·Качество знаний
·
·® ® Качество знаний_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·Качество знаний
·
·