Открытый урок по математике для 1 класса на тему:Число и цифра 4. Четырехугольник, квадрат.
Математика
Дата «___»________ 20__г
Тема урока: Число и цифра 4. Четырехугольник, квадрат.
Цели урока:
1.Познакомить с числом 4 и написанием цифры 4, составом числа 4; формировать понятие о четырехугольнике, квадрате.
2..Развитие математического мышления учащихся.
3.Воспитывать усидчивость и интерес
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности - математическом моделировании.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Этапы и структура урока.
1 Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
2 Актуализация знаний
Устный счёт
1) Счёт до 10 и обратно
2) Решение примеров по таблицам( работа с карточками)
5-1 7-2
4+1 1+1
6-2 5-2
2+2 4+0
7-3 2-2
3) «Весёлые» задачи ( аудиозапись)
4) Сравнение чисел 5 и 4, 9 и 6, 5 и 3, 2 и 0, 9 и 2, 10 и 9
Счет по числовым карточкам и ответы на традиционные вопросы.
Учитель. Назовите первое число. Какое число следует за числом 1? Какое число стоит между числами 1 и 3? Какое число стоит перед числом 5? Между какими числами стоит число 7? Какое самое маленькое число в данном ряду? Какое самое большое число в данном ряду? Какое число предшествует числу 7. Назовите последующее число для числа 9.
Ответы детей.
– Найдите значения выражений.
1 + 23 – 12 + 13 – 2
Ответы детей.
– Что общего во всех равенствах?
Дети. Все равенства содержат цифры 1, 2 и 3.
У. По какому признаку выражения записали в столбики?
Д. В первом столбике – выражения со знаком плюс, во втором – со знаком минус.
3 Постановка проблемы
У. Посчитайте, сколько друзей в компании.
К доске приглашается ребенок, мало подготовленный по математике, он будет выставлять картинки на доску и испытает чувство успеха.
Учитель или исполняет песенку, или читает стихотворение С.Михалкова "Песенка друзей".
Красота! Красота!Мы везем с собой кота,Чижика, собаку,Петьку-забияку,Обезьяну, попугая –Вот компания какая!
– Петька-забияка – это два героя или один?
Ответы детей.
– Кто такой Петька-забияка?
Д. Петух.
У. Сколько друзей пришло к нам в гости? Как одним словом назвать эту компанию?
Д. Животные.
У. Какие животные пришли в гости: домашние или дикие?
Ответы детей.
– Кто у нас стоит первым? Кто стоит последним?
Ответы детей.
– Кто пришел вторым? Кто пришел третьим? Кто пришел четвертым?
Ответы детей.
– Это мы считали слева направо. А теперь будем считать справа налево. Кто стоит первый справа? Кто стоит последний справа?
Ответы детей.
– Изменился порядок?
Д. Да.
У. Сколько всего друзей? Считаем справа налево.
Ответы детей.
– Меняется число друзей, когда мы считаем справа налево и когда мы считаем слева направо?
Д. Не меняется.
У. Когда мы отвечаем на вопрос сколько, мы узнаем количество. Счет называется количественным. А когда задаем вопрос: "Который или какой по счету?", мы задаем порядок. Счет называется порядковым.
Учимся задавать вопросы. Задавайте разные вопросы о наших гостях.
Ученики задают вопрос: "Какой по счету стоит собака?" Отвечают – второй. Учитель говорит: "Неправильно, собака стоит четвертая". Тем самым вынуждая учеников уточнять вопросы: "Какой по счету стоит собака, если считать слева?", "Какой по счету стоит собака от обезьяны, от петуха?"
– Какая тема сегодняшнего урока? Какая цель урока?
Ответы детей.
4 Открытие нового знания
Ученики сами рассказывают все, что они знают о числе 4, по плану, аналогичному плану на предыдущем уроке.
Учитель использует стихотворение С.Маршака о цифре 4.
У. За тремя идут четыре,Острый локоть оттопыря.
На каком месте в ряду чисел стоит число 4? Какое число больше: 3 или 4? Какое число больше: 4 или 5? Как вы это объясните?..
Ответы детей.
Творческое задание. Покажите четыре палочки. Что можно сложить из четырех палочек?
Д. Квадрат, буквы м, р, е, ш, о, ж, э, цифры 0, 2, 3 и др.
5 Первичное закрепление
По заданию №1 учитель объясняет место числа на числовом луче и получение числа 4 путем прибавления к 3 еще 1, или к 2 еще 2. «Сколько клеточек закрашено одним цветом на первом рисунке? Сколько закрасили другим цветом? Как это записать? Сколько получилось? Значит 4- это…» Затем учитель объясняет, как составляются четверки выражений. Такая работа подводит детей к пониманию взаимосвязи между сложением и вычитанием (результатом и компонентами арифметических действий).
Задание №2 знакомит детей с составом числа 4. Устная работа ведется аналогично уроку «Состав числа 3». От предметной наглядности переходим к графической, а затем к числовой записи состава числа. Чтобы еще раз закрепить состав числа, учитель читает продолжение задания «засели домики»- помоги девочке заполнить пропуски. Дети рассуждают 4 это 1 да 3. Значит надо вставить число3.
№ 3 тренировка в прямом и обратном счете до 4.
На этом уроке учитель должен объяснить детям существенные признаки четырехугольника. Важно организовать работу таким образом, чтобы дети самостоятельно определили существенные признаки четырехугольника.
На наборном полотне прикреплены модели геометрических фигур. Например: треугольники разных видов и 1 четырехугольник.
«Найдите лишнюю фигуру. Почему она лишняя? Как называется эта фигура? Подумайте и скажите, почему эта фигура называется четырехугольником? Сколько углов у четырехугольника? Сколько сторон?»
Дети выполняют задания учителя, а затем знакомятся с различными видами четырехугольников в задании №4.
Динамическая пауза
6. Самостоятельная работа.
Задание №4 Выполняется самостоятельно.
Динамическая пауза.
7 Повторение
Для первичного закрепления выполняется №5.
Для выполнения задание №6 используется раздаточный материал, из которого учащиеся выкладывают заданные фигуры. Детям, легко справившимся с заданием, можно предложить составить собственную картинку.
Работа в тетради:
Задание №1предполагает закрепление зрительного образа цифры 4 и развитие графических умений.
Задание №2 . Прежде чем приступить к самостоятельной работе, учитель поясняет, как восстановить пропущенное число в записи. Посмотрите на запись. Как в математике называют такие записи? (выражения). Подберем число так, чтобы значен6ие выражения было равно четырем. Можно использовать наглядную опору. Возьмите 4 карандаша. Отделите один. Какое число прибавили к одному карандашу, чтобы получилось 4?
Задание №3 –дети рисуют указанное под клетками количество четырехугольников.
8 Рефлексия
У. Что мы сегодня изучали?
Д. Число и цифру 4.
У. Мы подведем итог урока с помощью ваших ответов на мои вопросы.
Сколько лапок у котенка?Сколько лапок у тигренка?Сколько ножек у стола?Столько ног и у слона.Сколько же ног у каждого?
Д. Четыре.