План-программа занятий в сенсорной комнате с детьми 1-го года жизни (разработана дефектологом Ивановой Е.В.)
План-программа занятий в сенсорной комнате с детьми 2-го года жизни
( 1год – 1г. 6месяцев)
(разработана дефектологом Соломиной Е.В.)
№
недели
возраст
реб-ка
Задачи
Содержание работы
Оборудование
1 неделя
1 год – 1 год 6 месяцев
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Снятие психоэмоцио-
нального напряжения Развитие речи: Знакомить ребёнка с окружающими предме-тами (игрушками).
Учить узнавать предме-
ты на картинке, назы-
вать их.
.
Рассматривание картинки (1,2 и
более картинок).
Игры-занятия с игрушками, рассматривание их (кукла, мячик,
машина, кот, уточка, собака и др.)
Вызывать подражание словам -
«Кто как кричит?», «Кукла поёт»,
чтение потешек и т.д.
Релаксация (прослушивание муз.
записей - звукотерапия).
Картинки, игрушки. Приборы СК: тактильное панно, пузырьковая колон-
на, висящая система «мелодичный звон», музыкальный центр,
светильники «Цветы»,
«Пламя», «Зеркальный
шар»,
2 неделя
1 год – 1 год 6 месяцев
Развивать мелкую мото-
рику ребёнка, ощуще-
ние вибрации.
Стимулировать зритель-
но-слуховое внимание.
Нормализовать психи-
ческое состояние ребёнка.
Развитие сенсорного воспитания:
Закреплять знания
ребёнка о форме (шар, кубик, кирпичик), величине (большой, маленький) предмета.
Действия с матрёшкой одно-
местной, двухместной. Действия с пирамидкой (кольца одного размера, затем двух размеров).
Игровые действия с кубиками и шариками – «построй башенку», «катаем шарик», «дорога для машины», «разложи фигурки».
Игры-занятия «рыбки», «вол-
шебный лучик», «звёздное небо»,
«зеркальный шар».
Релаксация.
Дидактический материал:
пирамидки, матрёшки, формы.
Приборы СК: звёздная сетка, волшебная нить, пу-
зырьковая колонна, зеркаль-
ный шар, музыкальный центр с набором кассет и СD дисков.
3 неделя
1 год – 1 год 6 месяцев
Познакомить со свойст-
вами песка и воды.
Развивать тактильную чувствительность.
Создавать атмосферу спокойствия. Познавательное развитие:
Побуждать ребёнка к действиям с предметами (катать, дёргать, тянуть)
Игры-занятия с куклой – «кукла поёт и пляшет», «одень куклу»,
с машинкой, с мячом.
Игры с предметами- орудиями –
«достань колечко», «потяни за тесёмку», «собери грибочки».
Игры с колокольчиком.
Игры с водой – «уточки плавают»
Игры с песком – рисование.
Релаксация.
Сюжетные игрушки.
Предметы-орудия (сачки,
палочки с кольцами, черпа-
чки, совки, ведёрки).
Ёмкости с водой и песком.
Висящая система «Мело-
дичный звон». Фонтан водный. Звёздная сетка.
Музыкальный центр.
4 неделя
1год – 1 год 6 месяцев
Развитие моторики:
Развивать самостоятель-
ные движения.
Развивать тактильную
чувствительность.
Развивать мелкую мото-
рику. Регулировать процессы возбуждения и торможения.
Подвижные игры – «по тропинке»,
«через брёвнышко», «кочки».
Игры с мячами - «кто дальше».
Занятия с панно «Ёжик», «Звёзды», «Разноцветные струи».
Занятия с материалом М.Монтессори.
Релаксация.
Игровое тактильное панно «Ёжик». Сенсорная тропа для ног. Сухой душ. Массажные мячики(разные) Светильник «Пламя». Оптико-волоконный пучок.
Панно «Звёздное небо».
Тактильные дощечки. Мате-
риал практической зоны.
План-программа занятий в сенсорной комнате с детьми 2-го года жизни
( 1г.6мес. – 2года)
(разработана дефектологом Соломиной Е.В.)
№
недели
Возраст реб-ка
Задачи
Содержание работы
Оборудование
1 неделя
1 год 6 месяцев – 2 года
Вызывать спокойное эмоциональное состояние. Развивать
зрительное восприятие. Развитие речи:
Учить слушать и пони-
мать содержание песе-
нок, потешек.
Расширять представле-
ния детей об окружаю-
щем мире (животные, овощи, фрукты, транс-порт). Учить произно-
сить слова, обозначаю-
щие предметы и их действия (на картинке).
Рассматривание и обыгрывание
игрушек «Что купили для Ежа?»,
«Кто в домике живёт?», «Быстрая машина», «Угощенье для зверей». Рассматривание картинок (дифференцировать изображения предметов, узнавать изображение действий, узнавать изображение знакомых сюжетов)
Использование музыкальных записей – песенок-потешек.
Релаксация (светотерапия).
Образные игрушки, предметные и сюжетные картинки.
Приборы СК: тактильное панно (фланелеграф), музыкальный центр с подбором музыкальных произведений, светильники
«Переливающиеся цветы»,
«Пламя», «Фонтан света»,
«Звёздное небо».
2 неделя
1 год 6 месяцев – 2 года
1 год 6 месяцев – 2 года
Развивать тактильную чувствительность, координацию движений рук, мелкую моторику. Стимулировать зрительно-слуховое восприятие. Сенсорное воспитание:
Закреплять умение классифицировать предметы по форме (круг-шар, квадрат-ку-
бик,треугольник-приз-
ма, прямоугольник-кир-
пичик), по цвету (соотнесение), по
величине (3-5 контраст-
ные величины).
Игры-занятия - подбор предме-
тов по образцу, соотнесение формы предмета с формой «Поч-
товый ящик», «Разложи по парам» Действия с матрешками и пирамидками «Матрёшки разбежались», «Большое, помень- ше, маленькое», «Дай такой же».
Игры-занятия с использованием
оборудования СК «разноцветные рыбки», «волшебный цветочек»,
«бурлящая лава», «мерцающий луч», «звёздочки».
Релаксация (прослушивание муз.
записей).
Дидактические игрушки:
пирамидки, матрёшки, формы, предметы разной
величины и цвета, вклады-
ши, различные ёмкости.
Приборы СК: лампа «Вулкан», пузырьковая колонна, оптиковолокон-
ный пучок, волшебная нить, светильники
«Переливающиеся цветы», «Фонтан света».
Музыкальный центр с подбором кассет и CD дисков (звуки природы).
3 неделя
1 год 6 мес. – 2 года
Расширять знания детей о свойствах воды и песка, развивать координацию движений рук, тактильную чувст-
вительность. Познавательное развитие: Вызывать желание выполнять несложные постройки.
Приводить ребёнка в состояние расслабления
Занятия со строительным материалом – «скамейка для куклы», «гараж для машины».
Игры с песком «Клумба для цветов», «Заборчик для зверят» (из кирпичиков), копание песка совком, рисование на песке.
Игры с водой «Поймай рыбку»,
«Чай для куклы», «Весёлые струйки», «Чистые платочки».
Релаксация.
Набор строительного материала (настольный).
Ёмкости, наполненные песком и водой.
Предметы-орудия (сачки,
совки, формочки, ведёрки, палочки, сито). Фонтан.
Музыкальный центр (звуки воды). Пузырьковая колон-
на. Светильник «Пламя».
Зеркальный шар.
4 неделя
1 год 6 мес. – 2 года
Развитие моторики:
Стимулировать двига-
тельную активность ребёнка. Развивать мелкую моторику.
Учить различать свойст-
ва предметов и улуч-
шать зрительно-мотор-
ную координацию.
Создавать условия для
расслабления мышц.
Игры на развитие общей моторики: «по ровненькой дорож-
ке», «ручеёк», «большие-малень-
кие», «весёлые зайчата».
Занятия с предметами для разви-
тия мелкой моторики «Бусы для куклы» (нанизывание), «Волшеб-
ный мешочек» (тактильн.чувств),
«Кто спрятался?», «Разложи зёр-
нышки», «Собери палочки».
Релаксация.
Подбор пособий из практического материала М.Монтессори.
Сенсорная тропа для ног,
тактильное панно «Ёжик»,
сухой душ, волшебная нить, светильник «Фонтан света», оптико-волоконный
пучок,«Пламя», зеркальный шар, панно«звёздное небо».
Музыкальный центр.
Во время проведения каждого занятия используется установка для ароматерапии.
Все натуральные эфирные масла положительно действуют на нервную систему ребёнка, психоэмоциональное состояние, стимулируют иммунитет, улучшают работу всех органов, обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными
свойствами.
Возраст
реб-ка
Задачи
Содержание работы
Оборудование
3 месяца – 6 месяцев
Вызывать у ребёнка положительные эмо-
циональные реакции.
Формировать зритель
ные и слуховые диф-
ференцировки.
Обогащать чувствен-ный опыт ребёнка. Развивать общую моторику и движения руки. Стимулировать голосовую актив-
ность ребёнка.
Во время занятия использовать сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных и зву-
ковых воздействий с эмоциональ-но-речевыми.
Проводить игры-пляски: «пляска с ручками и ножками», напевание песенок, потешек.
Проводить занятия с предметами разной формы, цвета, величины и различных материалов.
Упражнения: «крепкие ножки», «скользящие шаги», «ползи-ползи»
Маты, подушки с гранулами.
Мячи, валики, предметы, разные по форме, упругости и
фактуре. Музыкально-шумо-
вые игрушки. Музыкальный центр.
Зрительные стимуляторы:
пузырьковая колонна, зеркальный шар, оптиковоло-
конный пучок, звёздная сетка, волшебная нить, фонтан света
6 месяцев – 9 месяцев
Совершенствовать зрительное восприя-
тие окружающих предметов.Вызывать положительное эмо-
циональное состоя-
ние. Формировать
умение прислуши-
ваться к различным звукам. Развивать тактильную чувстви-
тельность,манипуля-
тивные действия с предметами. Закреплять моторные навыки. Вызывать лепетную речь.
Предлагать детям игрушки, разнообразные по форме и цвету,
фактуре, для действий с ними
(захватывать, перекладывать, вынимать, открывать, ощупывать).
Проводить игры-занятия перед зеркалом. Использовать детские
музыкальные произведения-
песенки-потешки, звуки природы.
Подвижные игры: «догоню»,
«топ-топ», «ножки по дорожке».
Упражнения для нормализации психического состояния ребёнка –
релаксация.
Зеркальное панно.
Пузырьковая колонна.
Сухой душ. Предметы: шарики, мячики, палочки,
валики, кубики, шумовые ба-
ночки, музыкальные игрушки.
Музыкальный центр. Висящая система «Звон».
Сенсорная тропа. Волшебная нить. Зеркальный шар. Звёзд-
ная сетка. Оптиковолоконный пучок.
9 месяцев – 12 месяцев
Улучшать зрительно-
моторную координа-
цию. Обогащать ребёнка радостными эмоциями. Закреплять умение слушать музыку, по-разному реагировать на мелодии. Совершенствовать мелкую моторику, тактильную чувствительность.
Стимулировать об-
щие движения. Регу-
лировать функции речи.
Игры-упражнения с дидактически-
ми игрушками: «собери», «сними»
«открой», «кати». Использовать яркие сюжетные игрушки (кукла, кошка, собачка, машинка) как сюрпризный момент, предлагать сюжетные действия.
Предлагать послушать различные музыкальные произведения.
Проводить упражнения на развитие общей моторики: «кто быстрее?»,
«по ровненькой дорожке».
Релаксация.
Сюжетные игрушки разной текстуры (собачка – мягкая, резиновая, пластмассовая).
Дидактические игрушки разных форм,цвета,величины.
Мячики – мягкие, шершавые, жёсткие, гладкие, тяжёлые
Музыкальный центр.
Музыкальные инструменты.
Звёздная сетка. Волшебная нить. Оптико-волоконный пучок. Пузырьковая колонна.
Лампа «Вулкан».Светильники
«Вулкан», «Пламя», «Фонтан света», «Переливающиеся цветы». Звёздная сетка. Шар.
Тропа для ног. Панно «Ёжик».
Водный фонтан. Сухой душ.
План-программа занятий в сенсорной комнате с детьми 1-го года жизни
(разработана дефектологом Ивановой Е.В.)
15