Программа занятий в сенсорной комнате Волшебный мир сенсорной комнаты


Пояснительная записка
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
- обучение на основе сенсорной стимуляции,
- психотерапия.
    В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
   Сенсорные комнаты используются в работе с детьми. Отсутствие опасных предметов, дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В  условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В  ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
   Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.
   Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).
Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.
      Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
       Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.
Цель проводимой работы:
Обеспечение эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья, успешной адаптации детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка-школьника воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения, социально-психологической дезадаптации к условиям образовательного учреждения и других проблем психогенного характера.
Развитие умения укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического овладения выразительными движениями – средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой.
Ожидаемые результаты:
профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера:
коррекция эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Сенсорная комната в нашем центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием.
Темная сенсорная комната
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Пуфик – кресло с гранулами (Сплодж) – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой".
Прибор динамической заливки света – прибор (типа проектора), который создает на противоположной стороне световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.
Проектор светоэффектов «Солнечный» с ротатором колес в комплекте с колесами светоэффектов - прибор, проецирующий на противоположной стене картинку движущихся форм и цветов различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.).
Звукоактивированный проектор свето-эффектов «Русская Пирамида» - позволяет создать 4 или 8 разных по рисунку и тону световых “пятна”, движущихся по стенам и полу, останавливающихся и меняющих направление в такт музыки или громкого звука (например, хлопков).
Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» -водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения .Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.
Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” - каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана.
Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фибероптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п.поможет Вам погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной. Размеры ковра могут быть различными.
Световой модуль для рисования песком «Радуга» предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.
Светлая комната
Мягкие модули – различные фигуры на которых можно сидеть, что-то строить из них.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляющее. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сухой бассейн – это бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно перемещаться или менять позу не опасаясь упасть, стукнуться. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоциональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться на спину и расслабиться.
Целевая группа:
- учащиеся 7-15лет, дети имеющие соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды и дети с ОВЗ.
Длительность программы
Программа рассчитана на 39 часов, занятия проводятся раз в неделю, длительность 40-45 минут.
Ожидаемый результат:
      Данная программа даст возможность ребенку  адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности  к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность
№ Наименование блоков Всего часов В том числе Форма контроля
теоретических практических 1 Вводное занятие. знакомство 1 0,5ч 0,5ч Беседа,
Игра, наблюдение
2 Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других». 37 18,5 ч 18,5 ч Беседа,
Игра, наблюдение, драматизация,
Рисунок, сказкотерапия.

3 Прощальное занятие 1 0,5ч 0,5 ч Беседа, игра
Итого 39 19,5 ч 19,5 ч Тематическое планирование
№ п/пТема Цель Дата
1 Вводное занятие. знакомство Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. 1.1 «Знакомство с волшебной комнатой» Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. 2 Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других». Развитие и коррекция психических процессов 2.1 «Помощь друзей» Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме. 2.2 «Добрым быть полезно» Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливости. 2.3 «Уходи, злость, уходи!» Предупредить появление агрессии и снять эмоциональное напряжение. 2.4 «Дружба начинается с улыбки» Снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображение. 2.5 «Диалог добра и зла» Развитие умения различать проявления добра и зла, снятие психоэмоционального напряжения, установление телесного контакта, обучение приемам релаксации. 2.6 «Доброе тепло» Обучение детей выражению своего настроения через движения, развитие симпатии друг к другу. 2.7 «Счастье» Развитие положительного эмоционального фона в группе, развитие внимания, памяти. 2.8 «Я в мире, мир во мне» Повышение социальной адаптации школьников, укрепление их психологического здоровья 2.9 «Учись управлять собой» Обучение элементам аутотренинга, самостоятельному расслаблению организма, повышение сплоченности группы. 2.10 «Покажи себя со стороны» Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения других людей 2.11 «Мой мир» Помочь детям научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя. 2.12 «Мое настроение» Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. 2.13 «Дыхание жизни» Определение симпатии детей по отношению друг к другу. Обучение гимнастики соединения движения с дыханием. 2.14 «Саморазвитие» Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка. 2.15 «Я один такой на свете» Обучение применению мимики и жестов в обыденной жизни, развитие умения находить положительные стороны в людях. 2.16 « Я как личность» Создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации на сотрудничество, развитие коммуникативных навыков. 2.17 «Помоги себе сам!» Развитие уверенности во взаимоотношениях друг с другом, обучение самомассажу головы. 2.18 « Мы- самые лучшие» Развитие сплоченности коллектива, дружеских чувств по отношению к участникам группы. 2.19 «Потаенные места» Развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, снятие психоэмоционального напряжения. 2.20 «Давайте представим...»
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; продолжение обучения умению определять свое настроение; обучение способам поднятия настроения; развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости; саморегуляция психического состояния. 2.21 «Будьте внимательны!» развитие психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия; продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения. 2.22 «У страха глаза велики»
продолжать работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей; 2.23 «Остров Дружбы» Продолжать развивать сплоченность коллектива, дружеских чувств по отношению к участникам группы. 2.24 ««Путешествие на необитаемый остров»
учить ориентироваться в пространстве комнаты с помощью плана; закреплять умение анализировать элементарную контурную схему «Лабиринт»; формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической; закреплять приемы моделирования; закреплять знания о здоровом образе жизни, безопасном поведении 2.25 « Остров сокровенных желаний» Повышение социальной адаптации школьников, укрепление их психологического здоровья 2.26 «Остров Добрых дел» Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме. 2.27 «Побеждаем все тревоги» Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания. 2.28 «Чудо – остров» Знакомство с эмоцией грусти. Осознание смысла печали и ее ценности. 2.29 « Полет на северный полюс» Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства. 2.30 «Язык прикосновений» Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. 2.31 «Путешествие  воздушных  шариков» развитие  эмоционально — чувственного  отношения  к  окружающему миру;
развитие  познавательной  сферы;
формирование  навыков  оздоровительного  дыхания;
воспитание  гуманного  отношения  к  окружающим 2.32 «Мои потребности и мои желания» Знакомство со структурой человеческих потребностей. Пирамида Маслоу. Основные отличия между потребностями и желаниями. 2.33 «Моя дружная семья» Роль семьи в жизни человека. Взаимопонимание между членами семьи. Общение со взрослыми. 2.34 «Как нужно общаться?» Развитие умения правильного общения, укрепление их психологического здоровья 2.35 ««В мире наших имен» Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера. 2.36 «Мальчики и девочки: два мира» Активизировать представления о собственном мире и познакомиться с противоположным миром; формировать уважительное представление к противоположному полу. Прояснить стереотипы мужского и женского поведения; помочь детям сформировать собственные взгляды на половые различия; 2.37 «В стране фантазий»
( групповой коллаж) Создание мотивации на совместную работу, развитие творческих способностей. 3 Прощальное занятие Подведение итогов. 3.1 «Прощальное занятие» Подведение итога, прощание с сенсорной комнатой. Список литературы
1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой., – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
2. Психолого- педагогические программы сопровождения ФГОС НОО/ под общ. Ред. Щеголенковой.- Новокузнецк: МАОУ ДПО, 2012.- 364 с.
3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
3. Справочник психолога начальной школы. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Изд. - Ростов н,Д: Феникс, 2011.- 442 с.
4. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе( Часть 1): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова.-издание 2-е.-СПб: ИМАТОН, 2007.-208 с.
5. Психология. Разработки занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2006.- 112с.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ « Сфера», 1996.- 240 с.-